Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:52, курсовая работа
Актуальность темы: события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах к экономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческие операции, хотя и подчиняются нормам права, но отличаются своими правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что они регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение к международному сообществу решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………..…..5
1.1 Понятие и цель внешнеторговой политики государства………………..…5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики государства…………6
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………...…………………….10
2.1 Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли..10
2.2 Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли…………………………………………………………………………..12
3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ............................................16
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России..........16
3.2 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…………………27
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный университет путей и сообщения»
(ДВГУПС)
Кафедра: «»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Международная экономика»
На тему: «Внешнеторговая политика государства»
Студент гр. Ц28
Руководитель:
Хабаровск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………..…..5
1.1 Понятие и цель внешнеторговой политики государства………………..…5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики государства…………6
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли..10
2.2 Нетарифные методы
3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
РОССИИ ..............................
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России..........16
3.2 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами.
Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.
Рассмотрим объективные причины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономической деятельностью. Это - неравномерность распределения сырья по поверхности земли (у одних стран есть полезные ископаемые, а у других нет); различные климатические условия, что сказывается на способе возделывания земли, урожайности сельского хозяйства; различие в экономике и экономической структуре государств (есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые - аграрные); неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельных отраслях (например, немецкие автомобили, японская электроника, французские вина, российское вооружение, американские самолеты и т.п., почти в каждом государстве есть товары, которые они делают лучше других). Государству выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, издержки при производстве которых - минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которых выше, чем при их ввозе.
Актуальность темы: события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах к экономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческие операции, хотя и подчиняются нормам права, но отличаются своими правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что они регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение к международному сообществу решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний. Многому в этой области можно и нужно учиться не только студентам, но и бизнесменам, занимающимся внешней торговлей.
Целью работы является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства.
1.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цель внешнеторговой политики государства
Внешнеторговая политика государства– это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику [1].
Внешнеторговая политика государства – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда [2].
Внешнеторговая политика государства – деятельность государственных органов по созданию оптимального соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды [3].
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:[2]
1.Изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
2.Изменение объема экспорта и импорта;
3.Изменение структуры внешней торговли;
4.Обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);
5.Изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
1.2 Основные направления
внешнеторговой политики
Существуют два основных направления внешнеторговой политики:[2]
1.Политика свободной торговли (либерализм или фритредерство);
2.Протекционизм.
Для различных стадий исторического развития общества характерны различные направления внешнеторговой политики.
В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, содействуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.[2]
В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения. В области МЭО это выражается в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, под которой понимается весь комплекс государственных мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту и снижению таможенных и иных барьеров.[2]
Элементы либерализации внешней торговли существовали и до войны в виде политики свободной торговли. Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий:
- расширена сфера регулирующих мероприятий, которые вышли за пределы тарифной политики и охватывают все отрасли хозяйственной жизни;
- возросла роль согласованных международных действий, координированный - усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обмена;
- удалось добиться долговременного снижения общего "уровня помех" развитию внешней торговли.
Политика свободной торговли ( free trade ) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась. [4]
Протекционизм ( protectionism ) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. [4]
Можно выделить несколько форм протекционизма:
1.селективный – направлен против отдельных стран или товаров;
2.отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
3. коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
4. скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии , при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры. [5]
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли
Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.[3]
(Рис. 1 Внутренняя цена с тарифом)
В результате введения таможенных пошлин на импорт внутренняя цена повышается, что приводит к тому, что внутренние производители выигрывают (область А), государство получает дополнительный доход для бюджета (равный произведению ставки тарифа на объем импорта С).
Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.
Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по пяти группам:[3]
I. Классификация тарифов
по направлению движения