Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:52, курсовая работа
Актуальность темы: события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах к экономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческие операции, хотя и подчиняются нормам права, но отличаются своими правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что они регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение к международному сообществу решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………..…..5
1.1 Понятие и цель внешнеторговой политики государства………………..…5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики государства…………6
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………...…………………….10
2.1 Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли..10
2.2 Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли…………………………………………………………………………..12
3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ............................................16
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России..........16
3.2 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…………………27
- экспортные - пошлины на продукты нефтепереработки (бензин и мазут);
- импортные;
- транзитные - выполняют фискальную функцию.
II. По способу взимания:
- адвалорные - таможенная стоимость товара;
- специфические - в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара.
- смешанные (комбинированные)- пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами;
- альтернативный тариф -
применяется согласно решению
таможенных органов адвалорная
или специфическая ставка, обычно
выбирается та, которая обеспечивает
взимание наибольшей
III. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:
- максимальные тарифы
устанавливаются для всех
- минимальные тарифы
- преференциальные тарифы. Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.
IV. Классификация тарифов по характеру происхождения:
- автономные тарифы
- конвенционные (договорные)
тарифы устанавливаются
V. Классификация тарифов по направлению действия:
- преференциальные тарифы -облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;
- сезонные тарифы
- дискриминационные тарифы
устанавливаются с целью
Демпинг - продажа товаров по необоснованно заниженным ценам.
Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов:[3]
1) Режим наибольшего
2) Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России - до 75%.
3) Беспошлинный режим - это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%).
2.2 Нетарифные
методы государственного
Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства существуют и нетарифные барьеры. В конце 40-х начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта, другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств, третьи ограничивают или субсидируют экспорт.[15]
Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы.
Существует несколько типов нетарифных ограничений:[15]
1). Количественные ограничения импорта и экспорта.
Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары.
2) Государственные субсидии и финансовые льготы.
Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта.
Субсидии по характеру выплат делятся на:
- прямые - непосредственные
выплаты экспортеру после
- косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.
Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров.
Экспортные субсидии - представляющие бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
3) Импортный депозит - своеобразный
залог в денежной форме, который
импортер должен внести в банк
перед закупкой партии
Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты, через которое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.
4) Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных.
5) Валютное регулирование:
- внешние валютные ограничения (например, клиринг- торговля между странами на основе взаимозачетов);
- ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;
- механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);
- девальвация - понижение курса национальной валюты;
- ревальвация - повышение курса национальной валюты.
6) Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.
Нетарифное регулирование в РФ.[15]
В РФ применяются следующие виды нетарифного регулирования:
- квоты и лицензии на экспорт газа, нефти и т. д.;
- квоты на ввоз текстиля;
- субсидирование угольной
и сельскохозяйственной
- система государственных закупок;
- разветвленная система технических барьеров;
- импортный депозит на спиртное и табак.
В целом общие масштабы применения нетарифных мер развитыми странами увеличились с 60-х по 90-е годы почти вдвое. Сейчас в этих странах с помощью не тарифных методов регулируется примерно 1\5 импорта. Таким образом, классическим методом регулирования внешнеторговой политики является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам, регулирования внешней торговли.
3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы: [3]
1.Масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;
2. Организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;
3. Научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
4. Социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
5. Политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР. [4]
Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.
Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.
В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.
В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.
В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля.
3.2 Современный этап внешнеторговой политики России
Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.[8]
Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.[8]
Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.
Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.[13]
Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.
Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей.
Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.
Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.
Преобразования в экономике страны. Исходным и основным элементом реализации внешнеторговой стратегии является создание рыночного механизма функционирования как экономики в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет добиться высокой эффективности на макро - и микро уровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.