Япония в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:59, доклад

Описание работы

Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта. Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование, металлопродукция, а в импорте - топливо, продовольствие, сырьё. Япония также занимает первое место в мире по размерам золото -валютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долларов, что составляет 11,7% мировых инвестиций.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 74.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Глобализация мировой экономики

         Важнейшая особенность современного развития – это глобализация экономики и углубление отношений взаимозависимости внутри международного сообщества. Складывающиеся под воздействием внешней торговли и инвестиций единые рынки, взрывоподобное развитие средств связи, информации, транспорта делают наш мир все более тесным. Наряду с этим в экономической, военной, обеспечения безопасности и многих других областях углубляются отношения между различными действующими в них субъектами.

         Глобализация и взаимозависимость означают, с одной стороны, повышение уровня жизни людей, а с другой – возрастание конкуренции, не признающей национальных границ.

        Япония умело использовала процесс глобализации. С 1985 г. из-за роста иены страна стала переводить свои производства в азиатские и другие страны. Таким образом, оказывая помощь в экономическом развитии странам Юго-Восточной Азии, Япония смогла повысить эффективность своей внутренней экономики.

  Сегодня качественно и количественно растет внимание к так называемым проблемам глобального характера. Четкого определения термина "глобализация" не существует. Однако все эти глобальные проблемы объединяет одно качество: их воздействие сказывается либо повсеместно на планете, либо на достаточно обширных территориях, и для их решения требуется международное сотрудничество, выходящее за рамки национальных границ. К таким проблемам относятся потепление земного климата и другие экологические проблемы, СПИД и прочие новые эпидемические заболевания, наркотики, международная преступность, терроризм, ядерная безопасность, проблема беженцев и другое.

 

        В результате повышения важности глобальных проблем, а также роста в ряде регионов национального сознания сейчас наблюдается такое явление, как уменьшение роли государства. Если раньше эти роль и значение были абсолютными и всеобъемлющими, то теперь они становятся в жизни людей достаточно относительными. Самый яркий пример изменения роли и значения государства представляет, Европа.

На Западе стали говорить, будто  Япония, закрытая по своей сути, не сумела справиться с «глобализацией экономики» и что это и стало причиной ее нынешнего экономического спада. Однако статистика свидетельствует  о том, что Япония - неотъемлемая часть мировой экономики. Для  США она является экспортером № 3 и импортером № 2, а для Китая - экспортером № 3 и импортером № 1.

         В 2002 году японские промышленные предприятия производили 14% своей продукции за границей. Накопленная сумма японских инвестиций за рубежом в 2003году насчитывала 1,2 триллиона долларов, и они ежегодно приносят доходы (прибыль, проценты и дивиденды) на сумму 54 миллиарда долларов. Иностранные капиталы ныне составляют примерно 45% всех сделок на Токийской бирже. Тогда откуда этот имидж «закрытости» Японии?

 

          Определенную роль здесь играет смутное представление о том, что Япония когда-то была закрытой страной в буквальном смысле этого слова, и ошибочное убеждение в том, что будто бы Япония недавно «неожиданно выскочила» из отсталого феодализма. Однако при таком подходе упускаются из виду два важных момента. Первое: до XVII века Япония была активной участницей международной торговли во главе с Китаем (тогда Китай был «мировой фабрикой», экспортирующей ткани и изделия из фарфора и импортирующей в основном серебро из Европы). Одно время Япония даже была мировым лидером в экспорте золота и в импорте сахара. После закрытия страны, прежде всего из-за боязни надвигающегося колониализма, Япония не начала отставать, а продолжала развиваться. Становление самодостаточной экономики провело к активному товарообмену внутри страны.

         Ремесла достигли высочайшего уровня развития, на основе буддизма и конфуцианства была установлена трудовая этика. Следовательно, когда Запад заставил Японию открыться, она была готова к индустриальной революции. Нужны были только капитал и технологии. Капитал был накоплен за счет нескольких войн и эксплуатации собственных крестьян, а технологии и навыки менеджмента приобретены за рубежом за деньги. Всего за 70 лет Япония завершила индустриализацию экономики, создав довольно широкий слой среднего класса в крупных городах с более или менее «европеизированным» образом жизни и мышления.

          Стремительное развитие после Второй мировой войны - это не аномалия, а скорее продолжение и завершение довоенного процесса. Большинство японцев в то время работали не как рабы своих компаний, а как люди, желавшие вернуть себе довоенный уровень жизни. Та эпоха совпала с распространением в мировом масштабе появившегося в США еще до войны образа жизни «массового потребления». Американские сериалы о семейной жизни, в то время постоянно появлявшиеся на японских телеэкранах, также как и в других странах, демонстрировали «эталон» и упорно подталкивали население к покупке различных атрибутов «культурной жизни» - холодильников, телевизоров, пылесосов, микроволновых печек, пианино и, наконец, автомобилей. Японские предприятия начали лихорадочное производство этих товаров при наличии жесткой конкуренции внутри страны.

  Таким образом, внутреннее гражданское потребление и инвестиции были и остаются главными составляющими элементами ВНП Японии.

2.3 Особенности японской внешнеэкономической стратегии сегодня

            Структурные сдвиги в японской  промышленности, курс правительства на интенсивное внедрение материало- и энергосберегающих технологий оказали влияние на структуру внешней торговли Японии, и, прежде всего,  на структуру экспорта. Доля промышленной продукции в нем неизменно повышалась, дойдя в конце 90-х гг. до 95%. Это значительно больше, чем соответствующие показатели других ведущих развитых стран.

             В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. - 32, в 1991-1993гг. - 20 млрд. долл. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% общемирового объема). По размерам экспорта Япония уступала только США и ФРГ, на ее долю приходилось 9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.).

             В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.              За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин — 77%).

           Структура импорта изменилась меньше. По-прежнему его основу составляют сырье и энергоносители. Хотя, если раньше львиную долю ввозимых товаров составляли нефть и нефтепродукты, уголь, газ, руды черных и цветных металлов, лес и т.п., то в последнее время происходит заметное увеличение таких товарных групп, как машины и оборудование, изделия химической промышленности, готовая одежда и особенно продовольствие и продукция морского промысла.

              Характерным моментом также является изменение географии внешней торговли Японии. Статистика свидетельствует о по-прежнему исключительной важности для Японии США как торгового партнера. В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2 : 1 в пользу США. До сих пор остается высокая зависимость Японии от технологий США, которые составляют 69% ее импорта.

           Однако наиболее высоки темпы японского экспорта и двусторонней торговли в целом с другими странами АТР. В 1998 г. одним из ведущих внешнеторговых партнеров стала Юго-Восточная Азия, на которую приходится 30% японского экспорта и импорта. Япония стала играть важную роль не только как поставщик промышленных изделий, но и импортер промышленных товаров из новых индустриальных стран (НИС), государств АСЕАН, Китая.

             Прямые зарубежные инвестиции Японии в 1990г. составили 48млрд. долларов, из которых 12% приходилось на станы Азии. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

           В качестве одной из главных задач при определении нового курса во внешнеэкономической сфере Японии выдвигается необходимость сокращения импорта сырья и энергоносителей. Сейчас отчетливо намечается и такая важная составляющая внешнеэкономической стратегии Японии, как экспорт капитала и создание производственных баз за рубежом в целях использования дешевой рабочей силы и сырья как фактора снижения себестоимости производимой продукции, а в высокоразвитых странах - с целью использования их научно-технических достижений. По совокупному объему заграничных прямых инвестиций японские компании вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).

             У такого пути, безусловно, есть позитивные стороны: сокращение производства в отраслях, выпускающих относительно недорогую массовую серийную продукцию, и переход на производство дорогой высокотехнологичной наукоемкой продукции повышенного качества.

            Так, металлургические, автомобильные, электронные компании Японии укрепляют долгосрочные коммерческие союзы с предприятиями Республики Корея и Тайвань, с корпорациями США и ЕС (примером тому альянсы «Ниссан-Рено» и «Хёндэ мо-торз—Даймлер Крайслер»). 

           Следует отметить и такое сравнительно новое направление во внешней торговле, как курс на увеличение экспорта в развитые страны высокотехнологичной продукции и продаж этим странам японских научно-технических достижений. Япония импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны.

            Еще одной заметной инновацией во внешнеэкономической стратегии Японии на современном этапе явился поворот в сторону укрепления экономического сотрудничества со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, которые стали демонстрировать заметные успехи в своем экономическом развитии. Прямые зарубежные инвестиции Японии к 2000 г. увеличились до 170 млрд долл., и 20%. из указанной суммы приходятся на станы Азии. Объем правительственной помощи к 2000г. Увеличился до 66 млрд  долл или 0.9% ВНП.

             В страны Азии вывозится 40% общего объема экспорта технологий. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

           Как сообщило в конце февраля сего года министерство экономики, торговли и промышленности объемы промышленного производства в Японии сократились на 1,5 процента в январе 2007 года в месячном выражении, Аналитики в среднем прогнозировали снижение на 1,9 процента. Снижение показателя стало максимальным с февраля 2004 года, когда промышленное производство сократилось на 3,8 процента.

             Как прогнозирует министерство, объемы выпуска в обрабатывающей промышленности - ключевом компоненте промпроизводства - снизятся на 1,8 процента в феврале, но вырастут на 2,4 процента в марте. Министерство сохранило свою оценку промышленного производства, отметив, что оно имеет тенденцию к росту.

            Таким образом, можно выделить следующие приоритеты японской внешнеэкономической стратегии, а именно изменение (расширение) географии внешней торговли, необходимость сокращения импорта сырья и энергоносителей, экспорт капитала и создание производственных баз за рубежом в целях снижения себестоимости производимой продукции, а также курс на увеличение экспорта в развитые страны высокотехнологичной продукции и продаж этим странам японских научно-технических достижений.

           

 

 

 

 

 

3.Развитие внешнеторговых  отношений между Россией и  Японией

 

3.1 Динамика внешнеторговых отношений между Россией и Японией

           

Договорно-правовая база торгово-экономических  отношений  между  двумя странами была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора  СССР и Японии,  согласно  которому  стороны предоставили   друг   другу режим наибольшего благоприятствования.

            В 70-е годы упор в развитии  внешнеторговых отношений между   Советским Союзом и Японией  делался на осуществление крупномасштабных  проектов по разработке природных  ресурсов Сибири и Дальнего  Востока. Взаимный товарооборот  между двумя странами характеризовался  устойчивой положительной   динамикой. 

            В 80-е годы двусторонние торговые  связи в значительной мере  утратили стабильность и отличались  ощутимыми перепадами.

            В 90-е годы японо-российские  экономические отношения переживали  застой, объем товарооборота России  с Японией сократился почти  вдвое. Развитию двусторонних  торгово-экономических связей, в  особенности, увеличению экспорта  и инвестиции из Японии, препятствовали  проблемы задолженности японским  частным компаниям, неотлаженность  налоговой и юридической систем  в России. 

Информация о работе Япония в современном мире