Объем товарооборота России
с Японией к 1999 г., по сравнению
с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная
с 1994 г. происходило постоянное снижение
объема импортных поставок из Японии
в Россию. В отдельные годы резкое
уменьшение товарооборота в долларовом
выражении объяснялось существенным
снижением расчетного курса иены
по отношению к доллару.
Товары традиционного российского
экспорта во второй половине 90-х
годов сталкивались с трудностями
при поставках на японский
рынок. Так, объем продаж российских
коксующихся и энергетических
углей за 1996—1998 гг. сократился
с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн.
долл. (4 млн. т). Снижение экспортных
поставок в основном связано
с падением базисных цен коксующегося
угля на японском рынке в
среднем на 3 долл. за тонну
в год. Это обусловлено
структурной перестройкой
японской промышленности,
в результате которой объем
производства стали в стране
снизился с 120 до 90 млн. т.
Одновременно происходила разработка
и внедрение новых технологий,
позволяющих использовать для
производства стали более дешевые
слабококсующиеся угли из Китая,
Австралии и Канады.
Уменьшение в 90-е годы размеров
экспорта в Японию некоторых
других российских товаров во
многом объясняется конъюнктурными
причинами. Это относится, в
частности, к лесоматериалам,
спрос на которые в
Японии резко сократился в
условиях экономического спада.
Сокращение объемов взаимных
поставок в рамках «большой»
торговли сопровождалось свертыванием
прибрежной торговли. Резко понизился,
например, уровень покупок в приморских
городах Японии автомобилей, бытовой
техники и других товаров
российскими моряками и туристами.
По сведениям корпорации «Транс
Сибериа», к середине 90-х
годов 70% автомобильного парка
Владивостока приходилось на
японские автомобили. В Японии
появились десятки небольших
компаний, специализировавшихся на
продаже подержанных автомобилей
российским клиентам. После кризиса
1997—1998 гг. и девальвации рубля
поток этих товаров из Японии
в Россию ощутимо сократился.
Данные японской таможенной статистики
о двух портах (Фусики и Ниигата),
специализирующихся на торговле
с Россией, показывают, что
экспорт подержанных автомобилей в
РФ уменьшился почти вдвое (примерно
с 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.).
Для разрешения проблем и поддержки
расширения двусторонних экономических
связей в ноябре 1994 года во
время визита в Японию первого
вице-премьера РФ Олега Сосковца
была достигнута договоренность
о создании Межправительственной
комиссии по торгово-экономическим
вопросам (МПК). Ее сопредседателями
стали Сосковец и заместитель
премьер-министра, министр иностранных
дел Йохэй Коно. В рамках МПК
были поставлены задачи о ликвидации
препятствий на пути двусторонних
торгово-экономических отношений
и повышение деловой активности
частного капитала; обеспечение
программ помощи России; укрепление
экономических связей между Японией
и дальневосточными районами
России.
На заседание МПК по торгово-экономическим
вопросам 9 июня 1997 года в Токио
была единодушно отмечена важность
увеличения притока внутренних
и внешних инвестиций в Россию,
а также необходимость решения
задачи привлечения частных инвестиций.
Стороны выразили единое мнение,
что следует уделить особое
внимание экономическим отношениям
между Дальним Востоком и Японией
и стремиться к активизации
экономических обменов.
24-25 марта 1998 года в Южно-Сахалинске
одновременно с 3-м заседанием
подкомиссий по Дальнему Востоку
Межправительственной комиссии
по торгово-экономическим вопросам
прошла встреча дальневосточного
отделения неправительственного
японо-российского экономического
комитета и российской дальневосточно-забайкальской
ассоциации. После этого впервые
была проведена совместная конференция
представителей государственных
структур и частного сектора.
В 2002 г. удельный вес Японии в
общем объеме российской внешней торговли
находился на уровне около 3%, а доля
России в суммарном товарообороте
Японии не превышала 0,5%, чтo не соответствовало
потенциальным возможностям обеих сторон.
Оставались нереализованными значительные
возможности импорта из Японии ряда
важнейших товаров, в том числе перерабатывающего
оборудования для сырьевых отраслей
и рыбной промышленности.
Из-за нерешенности вопроса об
островах и мирном договоре, Япония
среди стран восьмерки осталась,
чуть ли не единственной, кто
достаточно осторожно подходит
к вопросу развития экономических
связей с Россией.
Тем не менее, последние годы
экономические отношения нашей
страны и Японии развиваются
по восходящей. Только за 2006 год
товарооборот России со Страной
Восходящего солнца увеличился
на 30% до 12,4 млрд долларов, в том
числе экспорт - на 24,9% (до 4,6 млрд
долларов), импорт - на 33,4% (до 7,8 млрд долларов).
Расширение товарооборота обеспечивается
прежде всего, за счет высоких
темпов японского импорта машинно-технических
изделий, в том числе потребительских
товаров - автомобилей и бытовой
техники, а также промышленного
оборудования - строительной техники,
оборудования для связи и др.
Российский экспорт продолжает
увеличиваться за счет товаров
традиционного вывоза, в особенности
по группе "металлы и изделия
из них".
Данная структура торговых связей
указывает на традиционный сырьевой
перекос, который присущ торговле
России при взаимоотношениях
с более развитыми странами. Поэтому
одной из важнейших задач, по
словам премьер-министра РФ М.Е.Фрадкова,
- является выстраивание последовательной
линии по диверсификации торговых
связей и обогащению сотрудничества
с Японией новыми сторонами.
Таким образом, девяностые годы
и начало нового века были
не слишком удачными для экономики
Японии, которая пережила три
непростых периода спада и
затяжных рецессий промышленного
производства. С учетом складывающейся
в регионе новой экономико-политической
обстановки, сегодня для развития российско-японских
многосторонних связей наступает особенно
благоприятное время.
3.2 Знаковые примеры инвестиций
японского капитала в Россию
В конце декабря 2006 г. “Газпром”, Роял Датч Шелл (Royal Dutch/Shell), Мицуи (Mitsui) и Мицубиси (Mitsubishi) подписали протокол о вхождении
“Газпрома” в Сахалин Энерджи (Sakhalin Energy) — оператора проекта
“Сахалин-2”. Газпром стал ведущим акционером,
выкупив 50% плюс одну акцию оператора проекта
за 7,45 миллиарда долларов. Завершение
сделки было запланировано на февраль
2007 года.
После ее завершения Роял Датч
Шелл будет владеть 27,5% акций
оператора Сахалин-2, Мицуи – 12,5%
и Мицубиси – 10%, сообщает РИА Новости.
«Планируется, что во втором полугодии
2008 года заработает завод по
сжижению природного газа мощностью
9,6 миллиона тонн в год, и
в рамках подписанных контрактов
будут осуществлены поставки
этого вида топлива в Японию»,
– сообщил директор департамента
инвестиционной и инновационной
политики Минпромэнерго России
Владимир Саламатов. Эти поставки
покроют 8-10% общего объема потребностей
Японии в сжиженном природном
газе (СПГ).
Общая стоимость Сахалина-2 оценивается
в $20 млрд. В рамках проекта
осваиваются Пильтун-Астохское и
Лунское месторождения, извлекаемые
запасы которых оцениваются в
150 миллионов тонн нефти и 500
млрд кбм газа.
По новому соглашению «Газпром»
будет играть ведущую роль
в проекте, а Shell продолжит вносить
существенный вклад в оперативное управление
и останется техническим консультантом.
Главной задачей Sakhalin Energy остаётся реализация
проекта в соответствии с графиком работ,
что позволит обеспечить своевременные
поставки сжиженного природного газа
(СПГ) потребителям в Японии, Корее и на
западном побережье Северной Америки.
Все заключенные до настоящего времени
контракты на поставку СПГ остаются в
силе.
Сейчас Сахалин является нефтегазовой
провинцией мирового класса, запасы
которой оцениваются в 45 млрд
баррелей нефтяного эквивалента.
Проект «Сахалин-2» является крупнейшим
в мире комплексным нефтегазовым
проектом, его лицензионные запасы
составляют порядка 4 млрд. баррелей
нефтяного эквивалента.
Производственный потенциал проекта
«Сахалин-2» сегодня — это 80
тыс. баррелей нефтяного эквивалента
в сутки. Благодаря второму
этапу освоения, с учетом производства
9,6 млн тонн в год сжиженного
природного газа (СПГ), производственные
возможности проекта возрастут
до 340 тыс. баррелей нефтяного
эквивалента в сутки.
Работы в рамках второго этапа
проекта выполнены приблизительно
на 80%, в проект уже инвестировано
порядка $12 млрд. В настоящее время
в строительных работах по
проекту занято свыше 17 тыс.
человек, 70% из которых являются
российскими гражданами. По контрактам
с покупателями из стран АТР
уже реализован объем СПГ, равный
планируемой производительности
завода по сжижению природного
газа.
Проект «Сахалин-2» регулируется
соглашением о разделе продукции
(СРП); акционеры проекта финансируют
затраты на строительство, принимают
на себя риски, связанные с
реализацией проекта, и возмещают
эти затраты из выручки от
продаж нефти и газа. На данный
момент объем общих поступлений
Российской Федерации от проекта
в виде роялти, бонусов и налогов
уже составил почти $600 млн. (9)
По сообщению ПРАЙМ-ТАСС, крупнейшая
телекоммуникационная компания Японии
NTT Communications (NTT) и ведущий российский оператор
магистральной связи ЗАО "Компания
ТрансТелеКом" (ТТК) подписали Меморандум
о взаимопонимании, согласно которому
к концу 2007г. совместными усилиями проложат
500-километровый участок волоконно-оптического
кабеля от Сахалина до Хоккайдо, который
напрямую соединит сети России и Японии
на маршруте "Невельск-Исикари". Предполагаемая
емкость подводной кабельной системы
- 640 Гбит/с. Подводный участок сети будет
построен на основе технологии DWDM. должен
начать функционировать в 2008 г.
Соединяя магистральную сеть
ТТК и сети NTT COM в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, две компании реализуют проект
кратчайшего бесшовного маршрута для
доставки данных из Азиатско-Тихоокеанского
региона в Европу. Как сообщили ИТАР-ТАСС,
в пресс-службе ТКК, новый маршрут также
будет играть роль альтернативной трансконтинентальной
магистрали для доставки данных из Европы
в Азию. Ранее для обмена данными между
Европой и Азией преимущественно использовались
магистрали, проложенные по дну Индийского
океана. Наземный евразийский маршрут
ТТК также более защищен от возможных
аварий и стихийных бедствий.
Необходимо отметить, что в октябре
2006 года "ТрансТелеКом" и NTT Communications
уже подписали договор о межсетевом взаимодействии
и объединении своих сетей IP MPLS, что позволило
им значительно увеличить географический
охват за счет покрытия значительной территории
Азиатско-Тихоокеанского региона и России.
Исполнительный вице-президент компании
NTT Communications Осаму Иноуэ, комментируя соглашение
между ТТК и NTT, в частности, сказал: "Подписание
этого документа - знак более тесного регионального
взаимодействия между Россией и Японией
и, безусловно, поможет транснациональным
корпорациям вести бизнес в России".
"Прокладка подводного кабеля
по маршруту Сахалин - Хоккайдо
- важная часть реализации стратегии
ТТК по работе в Азиатско-Тихоокеанском
регионе" - отметил президент ЗАО
"Компания ТрансТелеКом" Сергей
Липатов.
Для сведения, NTT Com - дочерняя компания
японской корпорации Nippon Telegraph and Telephone
/NTT/ и одна из крупнейших в мире телекоммуникационных
компаний. Магистральная сеть NTT Com предлагает
доступ к сетям более 200 стран мира. В корпорацию
NTT Com входит более 30 компаний, действующих
в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе
и Америке.
ЗАО "Компания ТрансТелеКом"
основана в 1997 г, Ее акционером является
ОАО "РЖД". "ТрансТелеКом" эксплуатирует
и обслуживает крупнейшую в России волоконно-
оптическую сеть связи протяженностью
более 50 тыс км, которая проложена вдоль
железных дорог страны и соединяет Европу
и Азию.
Таким образом, реализация этого
проекта позволит компаниям и
операторам связи АТР получить
прямой доступ к кратчайшему
евразийскому телекоммуникационному
маршруту, создать дополнительное
кольцо резервирования, обеспечить
еще более высокий уровень
надежности сети. ТТК совместно
с крупнейшей японской телекоммуникационной
компанией NTT создает оптимальные условия
для пропуска больших объемов трафика
между Европой и Азией.
Результатом японо-российской встречи
предпринимателей стало еще одно
вливание японских инвестиций
в Россию - создание совместного
предприятия по производству
коммерческих автомобилей японской
компании Isuzu, протокол о создании которого
был подписан 28 февраля 2007 г. в Токио представителями
"Северсталь-авто" (страна - Россия)
и Isuzu motors (страна - Япония). СП начнет работу
уже в 2007 г. В рамках данного проекта планируется
развернуть производство современных
автомобилей, которые выйдут на рынок
в 2008 году. Предполагается, что контрольный
пакет акций совместного предприятия
с Isuzu будет принадлежать российской "Северсталь-авто".
Объем производства может составить порядка
25 тысяч автомобилей в год.
Обобщая вышесказанное, сегодня
можно констатировать, что японский
капитал потянулся в Россию. Знаковыми
примерами капиталовложений стало
строительство завода "Тойоты"
в Шушарах (инвестиции в проект
составят порядка около 20 млн
долларов), участие японских корпораций
в проекте "Сахалин-2", строительство
волоконно-оптического кабеля от Сахалина
до Хоккайдо.