Содержание
Введение
В целях содействия социально-экономическому
развитию государств-членов Евразийского
экономического союза (далее Союза, ЕАЭС),
привлечения инвестиций, создания и развития
производств, основанных на новых технологиях,
развития транспортной инфраструктуры,
туризма и санаторно-курортной сферы,
а также в иных целях на территориях государств-членов
Союза создаются и функционируют свободные
(специальные, особые) экономические зоны
и свободные склады [3].
Одной из особенностей таможенных
процедур свободной таможенной зоны и
таможенного склада является то, что условия
создания и функционирования свободных
(специальных, особых) экономических зон
и свободных складов не определяются Таможенным
Кодексом Таможенного Союза (в этом нормативном
правовом акте отсутствует даже понятие
и содержание рассматриваемых таможенных
процедур), а определяются международными
договорами в рамках ЕАЭС [3].
Актуальность выбранной темы
исследования заключается в том, что в
настоящее время привлекательность таможенных
процедур свободной таможенной зоны и
таможенного склада высока, т.к. данные
таможенные процедуры представляют собой
особую модель взаимовыгодного сотрудничества
государства и участников внешнеторговой
деятельности, а также с созданием в России
разнообразных свободных экономических
зон.
Объектом данной курсовой работы
являются таможенные процедуры свободной
таможенной зоны и свободного склада.
Предметом курсовой работы
являются особенности и практика применения
процедур свободной таможенной зоны и
свободного склада в Евразийском экономическом
союзе.
Целью исследования темы «Таможенные
процедуры свободной таможенной зоны,
свободного склада» является анализ законодательной
базы, особенностей и практики применения
таможенных процедур свободной таможенной
зоны и свободного склада.
Для цели курсовой работы,
были поставлены следующие задачи:
- проанализировать законодательную
базу по обозначенной теме;
- рассмотреть особенности таможенных процедур свободной
таможенной зоны и таможенного склада;
- основываясь на статистических
данных о применении таможенных процедур свободной
таможенной зоны и свободного склада, проанализировать частоту использования данных процедур.
По структуре, работа включает
в себя введение, основную часть, состоящую
из 3-х глав, заключения и списка использованных
источников. В процессе работы над данной
темой были использованы теоретический
и аналитический методы исследования.
1 Законодательная база, регулирующая
применение таможенных процедур свободной
таможенной зоны, свободного склада
1.1 Свободные экономические зоны, созданные
в Российской Федерации
Свободная (специальная, особая)
экономическая зона (СЭЗ) - часть территории
государства - члена Союза в пределах,
установленных законодательством государства
- члена Союза, на которой действует особый
(специальный правовой) режим осуществления
предпринимательской и иной деятельности,
а также может применяться таможенная
процедура свободной таможенной зоны
[6]. СЭЗ создаются в целях содействия
социально экономическому развитию государства,
привлечения инвестиций, создание и развития
производств, основанных на новых технологиях,
развитие транспортной инфраструктуры,
туризма и санаторно-курортной сферы
или в иных целях, определяемых при создании
СЭЗ.
Первые подобные зоны на территории
России появились в 1990-м году. На протяжении
более 15 лет шел процесс их формирования,
который не имел четко отработанной системы.
Виной тому было отсутствие законодательной
базы, и постоянная борьба федерального
центра с регионами за выгодные льготы
для СЭЗ, а также за право управления ими.
Сейчас ситуация претерпела
серьезные изменения. 22 июля 2005 года был
принят Федеральный закон N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации ", который
положил начало созданию единой правовой
базы и системы функционирования СЭЗ на
территории Российской Федерации, которые
в настоящее время эффективно функционируют.
Причины формирования СЭЗ на
территории Российской Федерации:
- необходимость образования
высококвалифицированных рабочих мест;
- создание и дальнейшее развитие
различных отраслей промышленности, а также сферы услуг;
- мотивация регионов страны
к экономическому и социальному развитию;
- привлечение капиталов российских
и зарубежных компаний.
Как можно наблюдать из схемы
на территории Российской Федерации могут
создаваться свободные экономические
зоны (СЭЗ) следующих типов: промышленно-производственные;
технико-внедренческие; туристско-рекреационные;
портовые, логистические [5].
Рисунок 1 - Типы СЭЗ, создаваемые в Российской
Федерации
Рассмотрим СЭЗ, существующие
на сегодняшний момент в Российской Федерации
[11]. Рассмотрим их подробнее:
Промышленно-производственные СЭЗ — это обширные территории,
расположенные в крупных промышленных
регионах страны. Близость к ресурсной
базе для производства, доступ к готовой
инфраструктуре и основным транспортным
артериям — это лишь основные характеристики
промышленных зон, определяющие их преимущества.
Примеры СЭЗ данного типа:
СЭЗ ППТ «Алабуга». Приоритетные
направления развития: производство автомобилей
и автокомпонентов; нефтехимия; строительные
материалы; товары массового потребления;
приборостроение.
СЭЗ ППТ «Липецк». Приоритетные
направления развития: производство энергетического
оборудования; производство элементов
и систем альтернативной энергетики; производство
машин, оборудования, автокомпонентов;
производство бытовой техники.
Технико-внедренческие СЭЗ.
Расположение данных СЭЗ в крупнейших
научно-образовательных центрах, имеющих
богатые научные традиции и признанные
исследовательские школы, открывает большие
возможности для развития инновационного
бизнеса, производства наукоемкой продукции.
СЭЗ технико-внедренческого типа:
СЭЗ ТВТ «Дубна». Приоритетные
направления развития: информационные
технологии; ядерно-физические и нанотехнологии;
био и медицинские технологии; проектирование
сложных технических систем.
СЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург».
Приоритетные направления развития: информационные
технологии и телекоммуникации; энергоэффективность;
новые медицинские технологии и фармацевтика;
приборостроение и новые материалы.
Туристско-рекреационные СЭЗ.
Данные зоны предлагают благоприятные
условия для организации туристического,
спортивного, рекреационного и других
видов бизнеса. СЭЗ туристско-рекреационного
типа:
СЭЗ ТРТ «Долина Алтая». Приоритетные
направления развития: экологический
туризм; историко-культурный туризм; лечебно-оздоровительный;
активный туризм; экстремальный туризм.
СЭЗ ТРТ «Байкальская гавань».
Приоритетные направления развития: лечебно-оздоровительный;
круизный; горнолыжный; экологический;
экскурсионный; религиозный.
Логистические СЭЗ. Находясь
в непосредственной близости от основных
транспортных путей, логистические СЭЗ
могут стать площадкой для организации
судостроительной и судоремонтной деятельности,
а также базой для новых маршрутов. СЭЗ
логистического типа:
СЭЗ ПТ «Ульяновск». Приоритетные
направления развития: производство авиационной
техники; техническое обслуживание и ремонт
авиационной техники.
Кроме того, свободные экономические
зоны Магаданской, Калининградской области
и Крымского Федерального Округа.
Калининградская область - одна
из самых разнообразных в Российской Федерации
по ее географическому положению и по
особенностям природы и благодаря ее историческому
прошлому. В 1996 году статус особой экономической
зоны в регионе был закреплен федеральным
законом.
На территории Магаданской
области имеются огромные запасы золота
и серебра. Общие прогнозные запасы золота
Магаданской области оцениваются более
4 тыс. тонн, общий прогноз по серебру более
80 тыс. тонн.
Наряду с запасами драгоценных
металлов территория области обладает
запасами меди, угля, углеводородного
сырья. Серьёзного внимания требует и
другая базовая отрасль региона – рыбопромышленный
комплекс. Акватория Северной части Охотского
моря, примыкающая к территории Магаданской
области, имеет площадь порядка 600 тыс.
кв. км и относится к наиболее высокопродуктивным
районам Мирового океана. Данная зона
создана Федеральным законом от 31 мая
1999 года
Целесообразно отметить свободную
экономическую зону, которая с 1 января
2015 года на территории Крымского федерального
округа была установлена сроком на 25 лет
[13]. Участниками ее могут стать в соответствии
с российским законодательством юридические
лица и индивидуальные предприниматели,
проживающие на территории Республики
Крым и города Севастополя [9].
1.2 Нормативные правовые
акты, регламентирующие таможенные процедуры
свободной таможенной зоны, свободного
склада
Отметим Нормативные правовые
акты, регулирующие применение таможенных
процедур свободной таможенной зоны и
свободного склада:
- "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014);
- "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014); Статья 27. Создание и функционирование
свободных (специальных, особых) экономических
зон и свободных складов
- Решение Комиссии Таможенного
союза от 17.08.2010 N 437 (ред. от 12.07.2012) "О
форме, порядке заполнения, выдачи и применения
заключений о признании товара, изготовленного
(полученного) с использованием иностранных
товаров, помещенных под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны или таможенную
процедуру свободного склада, товаром
Таможенного союза и о признании товара,
изготовленного (полученного) с использованием
иностранных товаров, помещенных под таможенную
процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза" (вместе с "Порядком заполнения заключений о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС и формы ИТ", "Порядком выдачи и применения заключения формы ТТС и заключения формы ИТ");
- Решение Комиссии Таможенного
союза от 18.11.2010 N 515 "О Порядке использования
правила адвалорной доли в качестве критерия
достаточной переработки товаров, изготовленных
(полученных) с использованием иностранных
товаров, помещенных под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны или таможенную
процедуру свободного склада".
Законодательная база в Российской
Федерации таможенной процедуры свободной
таможенной зоны составляют следующие
нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 22.07.2005
N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации"; Статья 37 Таможенная процедура
свободной таможенной зон
- «Соглашение по вопросам свободных (специальных,
особых) экономических зон на таможенной
территории таможенного союза и таможенной
процедуры свободной таможенной зоны»
(Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года);
- Федеральный закон от 10.01.2006
N 16-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об Особой экономической
зоне в Калининградской области и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31.05.1999
N 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об Особой экономической
зоне в Магаданской области" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015);
- Федеральный закон от 29.11.2014
N 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О развитии Крымского
федерального округа и свободной экономической
зоне на территориях Республики Крым и
города федерального значения Севастополя".
Нормативные правовые акты,
регламентирующие применение таможенной
процедуры свободного склада:
- Соглашение между Правительством
РФ, Правительством Республики Беларусь,
Правительством Республики Казахстан
от 18.06.2010 (ред. от 10.10.2014) "О свободных
складах и таможенной процедуре свободного
склада";
- Решение
Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N
332 "О форме общего реестра владельцев
свободных складов государств - членов
таможенного союза и порядке его ведения
и формирования".
2 Таможенные процедуры
свободной таможенной зоны, свободного
склада
2.1 Таможенная процедура
свободной таможенной зоны
2.1.1 Содержание. Условия применения
Свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются
в пределах территории СЭЗ или ее части
без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения
мер нетарифного регулирования в отношении
иностранных товаров и без применения
запретов и ограничений в отношении товаров
ЕАЭС [6]. Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории
СЭЗ или на части ее территории. Территория
СЭЗ является частью таможенной территории
Союза. Иностранные товары и товары
ЕАЭС, помещенные под данную таможенную
процедуру, сохраняют статус иностранных
товаров и товаров ЕАЭС соответственно.