Зарождение управленческого консалтинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 06:38, реферат

Описание работы

Управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики, а также связанные с этим институциональные и общественные преобразования. Консалтинг становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает развитой стадии. Следовательно, должны быть выявлены и описаны различные методы и принципы консультирования, а предприниматель должен иметь уровень неудовлетворенности своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления.

Содержание работы

Введение 2
1. Зарождение управленческого консалтинга в зарубежных странах. 3
2. Зарождение управленческого консалтинга в России. 8
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

консалтинг реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение 2

1. Зарождение управленческого консалтинга в зарубежных странах. 3

2. Зарождение управленческого  консалтинга в России. 8

Заключение 14

Список использованной литературы 16

 

 

 

Введение

Управленческий консалтинг — деятельность, направленная на повышение эффективности работы фирм, компаний, организаций. Услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающие в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, прогнозировать рынок сбыта, движения цен, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д.

По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности.

Управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики, а также связанные с этим институциональные и общественные преобразования. Консалтинг становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает развитой стадии. Следовательно, должны быть выявлены и описаны различные методы и принципы консультирования, а предприниматель должен иметь уровень неудовлетворенности своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления. Первые условия для этого были созданы во второй половине XIX в., когда зародилось движение научного управления.

Целью работы является изучение процесса становления и развития консалтинговых компаний

 

1. Зарождение управленческого консалтинга в зарубежных странах.

 

Мировая история консалтинга насчитывает более 120 лет. Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его управления и структуры.

 Условно можно выделить три основных источника появления управленческого консультирования:

– поиск новых средств повышения эффективности производства со стороны предпринимателей;

– попытки коммерческого приложения своих способностей специалистами управления;

– логика развития организационной науки.

В крупном бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также возросшей конкурентной борьбой. Именно тогда появились первые консультанты: Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл, чьи работы в области научной организации труда и эффективности производства принесли им мировую известность. В 1886 г. американский профессор Артур Литтл основал компанию Arthur D. Little, оказывавшую консультационные услуги

по бухгалтерскому учету и менеджменту. Бурный рост промышленности выявил острую нехватку знаний и навыков в области управления кадрами и продвижения товаров. Эта сфера деятельности начала формироваться как отдельная отрасль ,фундаментом которой послужили научные разработки по рациональной организации труда, эффективности производства,подбору и обучению персонала американского ученого Ф. Тейлора, который сам также осуществлял консалтинг. Экономист и психолог Эдвин Буз, провозгласивший девиз “Тренируйте ум для профессионального применения”, создал в 1914 г. в Чикаго бюро деловых исследований Буз_Аллен энд Хамилтон (Booz Allen Hamilton). Ф. Тейлор предложил систему “научного управления”, которую характеризовал так: “Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо  индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния”. Основные принципы Фредерика Тейлора: 
1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности. 
2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 
3.Сотрудничество администрации с рабочими. 
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам - "МакКинси энд Компани" и "А. Т. Карни".

В 20–30_х гг. ХХ в. такие фирмы возникли в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), а в 40–50_е гг. — и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).Консультанты по управлению “первой волны” — это бывшие предприниматели, управленцы, достигшие на деловом поприще успехов и по разным причинам отошедшие от дел. В 20-30е годы после “великой депрессии” управленческий консалтинг завоевал признание во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Их услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Однако появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время второй мировой войны.

Послевоенный период называют “золотыми годами” консультирования. Именно в то время спрос на консалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов Бурный рост фирм, занимающихся управленческим консалтингом, был отмечен в США в 50 – 60-е годы, что привело к созданию в 1959 г. Ассоциации консультантов по управлению.Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время и занимают лидирующие позиции. Например, “РА” (Великобритания) в 1943 г. имела лишь 6 консультантов, в 1963 г. – 370, а в 1984 г. – более 1300 консультантов в 22 странах. Революционное влияние на развитие бизнеса, менеджмента и консалтинга оказал Питер Ф. Друкер. Именно он превратил менеджмент — непопулярную и неуважаемую в 50_е гг. прошлого века специальность — в научную дисциплину. В течение

шести десятилетий П. Друкер был самым желанным советником исполнительных директоров крупнейших компаний США.Когда Друкеру исполнилось 90 лет, он все еще продолжал консультировать.“Третью волну” консалтинга снова породил спрос. При разделении деятельности консультантов по управлению на различные аспекты оказалось, что для изменения одного из них необходимо изменить и другой, поэтому появилась потребность в комплексном подходе, системности решений.Вследствие этого появилась новая категория консультантов, которая предлагала не советы или проекты, а методическое обеспечение решения проблем корпораций. В большинстве своем это социологи, психологи, менеджеры, экономисты.

С начала 1960_х гг. управленческим консультированием начали заниматься и бухгалтерские фирмы. Была создана так называемая “большая восьмерка”: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche

Ross.Однако по прежнему консультирование в то время в большей степени было стихийным, чем организованным: отсутствовали нормы и правила поведения консультантов, отношения между консультантом и клиентом зачастую были похожи на борьбу, консультанты всячески показывали свою исключительность, технологии консалтинга не были отработаны, качество консалтинговых услуг было невысоким, и консультантами преимущественно становились мужчины. При этом, как правило,специалист, пришедший в консалтинг, работал в этой сфере не более 2–3 лет. Зачастую имели место кража и последующая продажа конфиденциальной информации и связанные с этим конфликты. Стоимость услуг в начале 70-х годов  сставляла 1,22 млрд долл. ,а во второй половине 90-х годов доходы консультационных компаний США достигли 25 млрд долл. в год. В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению. В ней приняли участие консультанты из 231 консалтинговой фирмы из Великобритании,США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии,Дании, Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии,Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин. Эта конференция открыла новую эру развития консалтинга. В последующие годы наблюдался особый рост консалтинговых услуг во всем мире. Во многом это связано с глобализацией мировой экономики, ее переходом на новый уровень развития — экономику знаний которая характеризуется повышением значения информации и знаний как нематериальных активов в деятельности организаций. Консультанты при этом выступают “проводниками”знаний.Значительную роль играет развитие информационно-коммуникационных технологий, создание “Всемирной паутины” —Интернета, образование виртуальных организаций и сетевых

сообществ.Немаловажной в развитии консалтинга оказалась и динамика мировых социально-экономических изменений, проявление финансовых кризисов, усиление конкуренции, развитие новых рынков.Наблюдается интенсивный рост консалтинговых услуг, в частности, по направлениям:

– консалтинг малых фирм;

– семейный и индивидуальный консалтинг;

– специализированный консалтинг;

– виртуальный консалтинг;

– консалтинг интернет бизнеса.

ICMCI (The International council of management consulting institutes) выяснило,что в настоящее время в странах с развитой экономикой примерно один на каждую 1000 человек называет себя консультантом по управлению. В развивающихся странах — один на каждые 2000 человек.Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг.По данным New York Times, 15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе и 35% прибегают к помощи консультантов по мере необходимости.

Обследование, проведенное в 1987 г. (его итоги фигурировали на Первой Всемирной конференции консультантов по управлению, проведенной в Париже), установило, что 67% респондентов — это работники малых предприятий с численностью работающих до 50 человек. Консультанты в малых консультационных фирмах старше и опытнее своих коллег, занятых в

крупных организациях подобного рода. Малые консультационные предприятия в 40% случаев обслуживаются всего лишь одним человеком, часто работают как “доктор по вызову” для клиентской организации. Еще одна особенность небольших консалтинговых фирм состоит в том, что их клиентами также являются малые предприятия, как правило, расположенные в непосредственной близости.

Большинство малых предприятий управленческого консалтинга недолговечны, но на смену не выдержавшим испытание конкуренцией приходят другие многочисленные предприятия.

Лидирующее положение на мировом рынке консалтинговых услуг сохраняется за США: из 30 крупнейших компаний такого рода

- 21 имеет американское происхождение

- 4 – английское

- 2 – французское

- по одной – немецкое, голландское и канадское.

Пять из них:

1.“Эрнст энд Янг”

2.“КПМГ”

3.“Артур Д'Литт

4.“ Делайт энд Тушл”

5.“Прайс Вотерхаус Куперс

характеризующиеся наибольшим оборотом (более 5 млрд долл. в год каждая), называют большой пятеркой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зарождение управленческого консалтинга в России.

 

В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности.

Консалтинговая деятельность зародилась в нашей стране в середине 20_х гг. прошлого века и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20–30_х гг., когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Консалтинговая деятельность активно развивалась в 50_е гг.и была практически закрыта в более поздний период.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами — членами СЭВ. В Международном научно-исследовательском институте проблем управления (МНИИПУ,Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, а именно организация научно-технического развития и создание конкурентоспособности продукции и практики управления инновациями.

В 1976 г. при Советской социологической ассоциации была создана секция по социологии организаций, которая стала источником формирования управленческого консультирования. Кроме того, центром формирования управленческого консультирования в Советском Союзе стала Эстония благодаря тесным связям и взаимодействию с Финляндией.Первыми себя стали называть консультантами по управлению именно эстонцы (Яак Лейманн, Мадис Хабакук, Рауль Юксвярав). Остальные называли себя социологами или специалистами по научной организации труда, или экономистами, или даже,было время, специалистами по административному праву. Первое официальное использование выражения “консультант по

управлению” состоялось 19 августа 1982 г. в газете “Правда”.На промышленных предприятиях Советского Союза планово осуществлялись хоздоговорные работы с участием ведущих преподавателей вузов. В большей степени они носили технический характер, но в них присутствовала и управленческая составляющая.

В целом в СССР был накоплен значительный опыт по управленческому консультированию. В этом направлении плодотворно работали специализированные центры в гг. Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и др. В 80_е гг. советскими и болгарскими специалистами проводились совместные разработки по практическому экспериментированию методов диагностического анализа и управленческого консультирования.Тогда же на предприятиях начали возрождаться службы

Информация о работе Зарождение управленческого консалтинга в России