Зарождение управленческого консалтинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 06:38, реферат

Описание работы

Управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики, а также связанные с этим институциональные и общественные преобразования. Консалтинг становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает развитой стадии. Следовательно, должны быть выявлены и описаны различные методы и принципы консультирования, а предприниматель должен иметь уровень неудовлетворенности своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления.

Содержание работы

Введение 2
1. Зарождение управленческого консалтинга в зарубежных странах. 3
2. Зарождение управленческого консалтинга в России. 8
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

консалтинг реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления. Как самостоятельный вид деловых услуг консалтинг начал развиваться параллельно с социально-экономическими реформами. В развитии рынка консалтинговых услуг в регионах за последние 20 лет можно выделить три этапа.Первый этап — с конца 80_х гг. по первое полугодие 1992 г. —период ломки всех десятилетиями установившихся принципов управления советскими предприятиями. Рост экономической самостоятельности предприятий, демократизация управления породили растерянность руководителей, их неспособность справиться с растущими трудностями. Это привело к динамичному росту спроса на консалтинговые услуги. Эти услуги в основном заключались в содействии переоценке ценностей и смене жизненных и управленческих стереотипов руководителями и работниками. Наибольшее значение имели технологии процессного консультирования, управления изменениями, в первую очередь Organization Development. Период закончился вследствие высокой инфляции и потери платежеспособности предприятиями в середине 1992 г. Второй этап — со II полугодия 1992 г. до начала XXI в. Приватизированные предприятия переживали кризис, который часто оканчивался банкротством, но оплачивать услуги по управленческому консультированию им было нечем, поэтому спрос был мал. В то же время в столице развивался крупный бизнес, привлекая отечественные и иностранные консалтинговые компании и создавая быстрый рост рынка консалтинговых услуг. Однако большая часть консалтинговых компаний в регионах попросту исчезла, не имея заказов. Наиболее крупные региональные клиенты (АвтоВАЗ и др.) также пользовались услугами столичных и иностранных консультантов. Для региональных консалтинговых компаний наиболее перспективным рынком на этот период стали государственные и муниципальные заказы. Развивались также компании, оказывающие консультационные услуги в узких областях: юридическое, налоговое консультирование, разработка бизнес-планов — но это не было управленческим консультированием. Экспертные методы

решительно вытеснили процессный консалтинг.В 1991 г. секция по социологии организаций выделилась из Советской социологической ассоциации в самостоятельную Ассоциацию консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР).Третий этап — с начала нового века по сегодняшний день —период сначала медленного и затем все ускоряющегося роста спроса на консалтинговые услуги. Предприятия обрели необходимую платежеспособность для оплаты этих услуг, а рост профессионализма менеджеров привел к осознанию того факта, что собственными силами разработать и реализовать стратегию развития, систему мотивации персонала, рациональную схему бизнес-процессов и т. д. невозможно. Спрос на экспертные услуги постепенно дополняется спросом на процессное консультирование. Наиболее быстрый рост выявился в секторе IT консалтинга, так как было осознано, что в новом веке без информационных технологий управлять бизнесом невозможно. Управленческое консультирование пока серьезно отстает в развитии от IT, но рост спроса очевиден, и он наверняка породит предложение. В условиях экономического роста и обострения внутренних противоречий российского консалтингового рынка назрела необходимость управления профессией, в частности, качеством предоставляемых консультантами услуг и его соответствия устанавливаемым ценам. Для этих целей в 2003 г. был создан Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ). Этот институт (Президент — д.филос.н.,проф. А.И. Пригожин) с 2004 г. осуществляет процедуру сертификации российских консультантов в соответствии с Амстердамским стандартом. Эта работа проводится под патронажем Международного совета институтов управленческого консультирования (ICMCI). С 2004 по 2010 г. было сертифицировано более 30 российских консультантов по управлению.

В тесном сотрудничестве с НИСКУ работает Школа консультантов по управлению Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ. Главная особенность обучения в школе —передача методов, технологий, процедур и навыков консультирования. Выпускник ШКУ получает государственный диплом,удостоверяющий его право заниматься профессиональной деятельностью в области управленческого консультирования. В настоящее время в России действует более десятка профессиональных консультационных объединений. С 2008 г. существует Ассоциация консалтинговых компаний России (АСКОНКО), основные цели которой — содействие повышению качества консультационных услуг и защита интересов развивающегося консалтингового рынка. АСКОНКО также ведет целенаправленную работу по присоединению к Европейской федерации ассоциаций управленческого консультирования (FEACO).

Развитию рынка консалтинга также способствуют такие тенденции в экономике России, как:

– увеличение платежеспособности клиентов;

– подъем экономики, характеризующийся возрастанием конкуренции, вызывающей потребность в разработке стратегии, комплекса маркетинга и проч.;

– перераспределение собственности, вызывающее потребность в реструктуризации;

– структурные преобразования в экономике;

– наличие сложных производственных и управленческих структур “советских времен”, приводящих к увеличению издержек, усложнению взаимодействий и т. п.;

– глобализация — иностранным компаниям, приходящим на российский рынок, абсолютно необходим консультант со знанием российской специфики;

– выход на мировой рынок отечественных компаний, вызывающий необходимость привлечения консультантов, которые смогут помочь компании быть конкурентоспособной на международном рынке;

– вступление России в ВТО. Обращение к услугам консультантов приносит российским предприятиям положительные результаты. Так, по данным Совета по антикризисным программам, за три года только за счет общения с консультантами без дополнительного финансирования ситуация:

– улучшилась для 75% предприятий;

– не изменилась — для 20;

– ухудшилась — лишь для 5%.

Не менее 70% рынка УК занимают западные фирмы, оставшаяся часть приходится на российские организации.

На практике большинство крупных российских консалтинговых компаний работает в нескольких направлениях:

- Аудит

- корпоративные финансы

- Управление

- Инвестирование

- Информационные технологии

Анализ структуры рынка консалтинговых услуг в России

указывает на наличие следующих сегментов:

 – индивидуальные  частнопрактикующие консультанты;

– отделы консалтинга в кадровых или маркетинговых агентствах;

– мелкие консалтинговые фирмы (от 3 до 7 сотрудников);

– крупные российские консалтинговые компании (30 и более человек);

– западные консалтинговые компании с большим числом сотрудников (их представительства в России различаются по величине).

В зависимости от занимаемой ниши на рынке различают три типа консалтинговых компаний:

1. Фирмы, специализирующиеся  на решении проблем нескольких  крупных клиентов (как правило, естественных  монополистов).

2. Фирмы, создающиеся крупными  структурами для решения своих  внутренних проблем и работающие на нескольких корпоративных клиентов (например, компания СИБИНТЕК, первоначально осуществлявшая весь комплекс IT поддержки НК ЮКОС). 3. Независимые частные фирмы, действующие на конкурентном рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время консультирование по управлению в большинстве развитых стран мира является отдельным сектором экономики. В США его оборот составляет 14 млрд долл., в Европе — 8 млрд долл., в Японии — 2,5 млрд долл., в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд долл. Эти данные показывают “чистый” оборот менеджмент консалтинга. А если

учесть и другие виды консалтинговых услуг, то суммарный оборот средств в этой сфере может возрасти в несколько раз. Например, в США годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению составляет около 50 млрд долл., в Европе — 8 млрд долл., в Японии — 2,5 млрд долл., в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд долл.

Эти данные показывают “чистый” оборот менеджмент консалтинга.В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями мировой экономики. Особенное развитие рынка консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. По сведениям FЕАСО, более 11% услуг греческих консалтинговых фирм, 10% — российских, по 5% — хорватских и словенских приходится на восточноевропейские страны. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай.

Как отмечают американские специалисты, сферой с неограниченными возможностями для управленческого консультирования являются услуги, связанные с собственностью. Для реализации этого стратегического направления члены знаменитой “большой пятерки”1 транснациональных аудиторско -консалтинговых компаний создают альянсы, поглощают фирмы,

занятые оценкой недвижимости и портфельным управлением. Осуществляемый в настоящее время переход в мировом экономическом развитии от пятого к шестому технологическому укладу обязательно вызовет изменения в консалтинге, что связано с зарождением новых промышленных отраслей на основе передовых научно-технических достижений, таких как нанотехнологии, робототехника, генная инженерия, социальные технологии и проч. Итак, структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IТ консалтинг. Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли более 30% дохода консалтинговым компаниям. Из них около 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок и более 10% — от управленческого консультирования в области IT. В последнее время в области IТ консалтинга наметилась тенденция к смещению акцента с системной интеграции на управленческое консультирование, что связано с увеличением объема консалтинговых услуг в ходе внедрения корпоративных информационных систем. Наибольший спрос на стратегическое планирование и организационное развитие наблюдается в отраслях с высокой конкуренцией. В условиях конкуренции менеджмент предприятий осознает необходимость иметь долгосрочную стратегию развития. В настоящее время доля выручки международных консалтинговых компаний в России по этому направлению составляет от 30% у Accenture и до 100% у McKinsey. У российских компаний на долю стратегического планирования и организационного развития сегодня приходится пока только 10–15% совокупной выручки. Однако, несмотря на высокую динамику развития, изменение отношения к консультантам в России, другие позитивные сдвиги, эксперты сходятся во мнении, что российский рынок консалтинговых услуг не является зрелым и до сих пор находится в стадии становления.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. А. О. Блинов, В. А. Дресвянников. Управленческое консультирование .Учебник для магистров.М.: «Дашков и К°»,2013.С . 19-33.
  2. Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.С. 16-19
  3. Гончарук В.А .Маркетинговое консультирование. М : Дело,2008. С -97
  4. Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.С 50-52.
  5. Ефремов В.С . Управленческий консалтинг как бизнес// Менеджмент в России и за рубежом, июль-август, 2007. – С. 70-79.
  6. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии. - СПб.: ПИТЕР, 2006.С. 49
  7. Курбатова О.В. Развитие рынка консалтинговых услуг: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 13.
  8. Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.С .33.

 

 

 

 


Информация о работе Зарождение управленческого консалтинга в России