Автомобильная промышленность и транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Современное состояние автомобильной промышленности России………………….3
Основные направления и перспективы развития автомобильной промышленности…………………………………………………………………….....12
Концепция развития автомобильной промышленности России…………………....16
Заключение………………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

автомобильная промышленность и транспорт.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Перемены и тенденции в структуре  производства российского автомобилестроения вполне очевидны, поэтому существуют опасения, что попытки возродить прежние объемы производства среднетоннажных автомобилей могут не увенчаться успехом. О том, что отрасль в основном перестраивается к требованиям рынка не в декларациях, а на деле, говорит такой факт. Остатков нереализованной продукции у предприятий ,как правило, нет. Лишь у КамАЗа на площадках ~ 50% его среднемесячного производства.

В настоящее время Россия участвует  в мировом автомобильном рынке  главным образом как импортер. Проблемы, сдерживающие экспорт отечественных  автомобилей, очевидны. Это трудности  с соблюдением норм по токсичности выхлопа и безопасности автомобиля, таможенные пошлины и ограничения, действующие в различных странах. Кроме того, российские автомашины отличаются увеличенной снаряженной массой, адаптированной под российские дорожные условия, и несравнимы с зарубежными по степени комфорта. Ко всему этому добавляется повышенный расход топлива, недостаточный уровень разработок электронных систем и их низкая надежность.

В целом, положение с отечественным  автомобильным экспортом таково, что основным потребителем является рынок стран третьего мира. Уральские внедорожники достаточно успешно конкурируют с зарубежными аналогами на рынках Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. На экспорт идет около 30% выпускаемых ныне автомобилей «Урал», и процент этот растет. Министерство торговли РФ трижды признавало ОАО «КамАЗ» лучшим экспортером страны в отрасли машиностроения. Возобновив экспортную деятельность в кризисном 1998 г. со 182 автомобилей, Камский автозавод довел в 2001 г. отгрузки за границу до 3400 единиц, а в первом полугодии 2002 г. – до 2514 единиц. Соответственно росла за эти годы и доля экспорта в общем объеме производства и реализации – с 6,4% до 31%. Немало этому способствовало успешное выступление команды КамАЗа в престижном ралли Париж-Дакар, занимавшей первое место в последние годы.

Сегодня ситуация складывается так, что  при оценке конкурентоспособности  по параметру «цена – качество – техническое обслуживание» российские АТС все более и более проигрывают АТС зарубежного производства. Особую тревогу вызывает то, что отечественная автомобильная техника постепенно утрачивает ценовые преимущества: цены на нее в последние годы неуклонно растут (следствие укрепления рубля по отношению к доллару США), тогда как зарубежные фирмы на импортируемые автомобили поддерживают их постоянными или даже снижают.

Следует отметить, что ни одна из моделей  отечественных грузовиков и стран  СНГ не отвечает жестким требованиям  по экологичности, надежности, экономичности  и комфортабельности. С 1 октября 2000 г. по решению европейского парламента для грузовых автомобилей введены более жесткие стандарты «Евро-3», с 2005 г. – «Евро-4» (см. табл. 3). Начиная с «Евро-3» требования касаются не только экологических параметров к выхлопным газам, но и заправляемому маслу и топливу. Госстандарт России еще в 1997 г. также принял решение о введении экологических требований «Евро-1». Однако затем, по просьбе ряда автозаводов России и СНГ, оно неоднократно пересматривалось в пользу продления разрешения на выпуск автомобилей с дизельными моторами уровня «Евро-0».

 

Таблица 3. Нормы токсичности выхлопа  автомобилей для развитых европейских  стран.

 

Наименование 
стандартов

Год 
введения

Содержание в выхлопе, г/кВт*ч

NOx

CO

CxHy

Твердые частицы

Евро – 0

1988

14,4

11,2

2,5

 

Евро – 1

1993

8,0

4,5

1,1

0,36

Евро – 2

1996

7,0

4,0

1,1

0,15

Евро – 3

2000

5,0

2,0

0,6

0,10

Евро – 4

2005

3,5

1,5

0,02

Евро – 5

2008

2,0

1,5

0,02


 

12 августа 2002 г. на ОАО «КамАЗ»  был завершен монтаж и пуско-наладочные  работы технологического оборудования для производства двигателей стандарта «Евро-2» и «Евро-3».

Согласно принятой концепции развития автомобильной промышленности России повышение экологических показателей  выпускаемой техники планируется  проводить в три этапа. Первый проходил до 2004 г.: упорядочение нормативных требований и обеспечение выпуска автомобилей, удовлетворяющих нормам «Евро-2», второй – до 2008 г.: задача – выпуск продукции на уровне норм «Евро-3»; третий – до 2010 г.: задача – выйти на уровень норм «Евро-4».

С каждым годом на российском рынке  большегрузных автомобилей растет доля импортных машин. Так, например, если в 1990 г. она не превышала 1%, то в 1997 г. достигла 17%. С увеличением объема международных перевозок потребности в магистральных тягачах в России возросли, и практически все западные автостроительные фирмы сейчас присутствуют на российском рынке. Единственная причина, сдерживающая увеличение импорта грузовиков – высокие цены, которые в среднем в 2,5-3,5 раза выше, чем на аналогичные отечественные машины. Однако после предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию эта разница цен существенно уменьшится, после чего следует ожидать увеличения импорта грузовиков.

 

Легковое автомобилестроение.

Оценивая состояние автомобильной  промышленности в России, следует  указать, что лидерами по производству легковых автомобилей по-прежнему остаются два крупнейших автомобильных завода — Горьковский и Волжский. Ими выпускается почти девяносто процентов всех выпускаемых в России легковых автомобилей. И, скорее всего, подобная ситуация будет наблюдаться еще достаточно долго. Ни один из других ныне существующих заводов не имеет даже теоретических шансов приблизиться к ним. Однако ситуация на этих заводах в течение 2000 года была противоположной. ВАЗу удалось добиться увеличения объемов выпуска легковых автомобилей почти на 5%, что говорит о развитии компании. На ГАЗе, наоборот, по итогам 2000 года было зафиксировано сокращение числа выпускаемых легковых автомобилей. Общее снижение объемов выпуска составило около 5%.

Одновременно с этим зафиксированы новые тенденции, связанные с расширением деятельности на других предприятиях. Ярким примером этим тенденциям служит Ижевский автомобильный завод. Выпуск автомобилей на нем начал резко увеличиваться после кризиса 1998 года, но наиболее выдающихся результатов предприятие добилось в 2000 году, когда после смены весной руководства заводом предприятие смогло значительно расширить свою производственную деятельность, увеличив выпуск на нем более чем на 40%. Заметно вырос спрос на самый миниатюрный отечественный автомобиль “Ока”, выпускаемый на Серпуховском автомобильном заводе и на дочернем предприятии КамАЗа – “Заводе малолитражных автомобилей”.

К сожалению, мало изменений произошло  среди аутсайдеров отрасли. По-прежнему, не может выйти из кризиса московский АЗЛК. Отсутствие новых перспективных моделей и низкое качество сборки привели к снижению спроса на продукцию автозавода. Ограниченное вливание денег, да к тому же без наличия четкой стратегии развития предприятия, привело к краху ряд международных проектов по производству автомобилей, первоначально казавшихся весьма выгодными. После того, как в первом полугодии 2000 г. снижение производства на АЗЛК составило около тридцати процентов, завод был практически остановлен, на нем действовала лишь отверточная сборка. Отсутствие стратегии развития может, в конце концов, привести к тому, что предприятие либо будет закрыто, либо выведено за пределы города.

Начало 2005 года оказалось провальным для отечественного автопрома. Производство легковых автомобилей в России за первые три месяца года сократилось на 5%. С продажами дело обстоит еще хуже — в первом квартале российские автопредприятия продали на 9% меньше автомашин, чем в 2004 году. Главная причина спада—российские автомобили больше не выдерживают конкуренции с иномарками, продажи которых растут стабильными темпами который год подряд. За те же три месяца 2005 года они выросли на 73%. По данным АСМ-Холдинга, в январе—марте 2005 года российские автопроизводители сократили продажи легковых автомобилей на 9,1 %—до 235850 единиц. Производство на российских автозаводах сократилось до 244 тысяч машин. Продажи ВАЗа, лидера российского автопрома, упали на 9,7%, и это еще не самое глубокое падение на фоне других предприятий отрасли. Практически все традиционные российские автопроизводители с наступлением 2005 года еще больше сбавили обороты. ГАЗ — на 39,7%, УАЗ снизил продажи на 37,4%, «Иж-Авто»—на 41,2%.

Ситуация не выглядит критической  только за счет российских производителей иномарок. Здесь в лидерах ТагАЗ, с прошлого года увеличивший сборку корейских автомобилей марки Hyundai в 2,2 раза. Калининградский «Автотор», не без помощи General Motors наладивший в 2004 году выпуск нескольких новых моделей американского концерна, увеличил продажи на 59,6%. Вышел на траекторию стабильного роста завод Ford во Всеволож-ске (+38,2%). На фоне российских автозаводов даже GM-ABTOBA3 с 1 % прироста выглядит неплохо.

Есть основание считать, что  такими темпами продажи иномарок в России будут расти еще долго. А с приходом в Россию иностранных автоконцернов иномарки все увереннее будут теснить продукцию отечественного автопрома. «В итоге государство прекратит поддерживать наш автопром в нынешних объемах, — считает Вячеслав Жабин, аналитик инвестиционной компании «БрокерКредитСервис». — Рано или поздно придется начать процесс его обновления. Ведь если сейчас снять все ограничения на импорт автомобилей, российские автозаводы ожидает крах».

 

Автобусостроение.

За первые 5 лет реформ выпуск автобусов  снизился на 33%, затем наметился  рост производства. Так, в 2003 году в России было выпущено более 75 тысяч автобусов, что на 12% больше, чем в 2002 году.

Большинство автобусных заводов превысили  уровень производства 2002 года. Исключение составило лишь АМО «ЗИЛ», где за год было выпущено всего 69 автобусов — 63,3% к уровню 2002 года, а также ВАП «Волжанин» — 248 автобусов или 82,7% к уровню 2002 года. ОАО «ГАЗ» изготовило 36299 автобусов, что на 12,6% больше, чем в 2002

году. ОАО «АЗ «Урал» произвело 520 автобусов (+ 9,5%). ОАО «УАЗ» — 21550 автобусов (+ 14%), ОАО «ЛиАЗ» — 1670 автобусов (+ 7%), ОАО «ПАЗ» — 11323 автобуса (+ 9,3%), ОАО «НефАЗ» — 726 автобусов (+ 51%), ОАО «КАвЗ» — 1607 автобусов (+ 30%).

Производство автобусов в России в 2004г. снизилось по сравнению с 2003г. на 0,7% – до 75,7 тыс. шт. При этом производство автобусов с дизельными двигателями выросло на 51,3% и составило 5811 шт. В 2004г. ОАО "Павловский автобус" произвело 12114 автобусов (+7% к 2003г.), ООО "Ликинский автобус" – 1749 автобусов (+11%), ОАО "ГолАЗ" – 1749 автобусов (+14%), ОАО "КАвЗ" – 2163 автобуса (+37%).

Холдинг «Русские автобусы» (в него входят ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ, ГолАЗ и Канашский агрегатный завод) обнародовал планы заводов на ближайшую перспективу.

ПАЗ. Главная новинка сезона —  экспериментальный 7-метровый автобус на венгерском шасси Raba. От знакомых «пазиков» здесь, пожалуй, осталась только эмблема! Двигатель — чешский, марки Avia (четыре цилиндра, рабочий объем — 4 л, мощность — 132 л.с., Euro 2), коробка передач — пятиступенчатая ZF из Германии. Тормоза на всех колесах — дисковые с АБС, подвеска — полностью пневматическая, шины — 17,5-дюймовые. Вместимость автобуса — 43 пассажира (в том числе 23 сидящих).

Что касается серийной продукции, то завод собирается выпустить за год 9000 обычных «пазиков», еще тысячу — удлиненных, а также 500 автобусов модели «Аврора».

ЛиАЗ. Ликинцы обещают запустить  в серию низкопольный ЛиАЗ-5292, показанный на автосалоне в Москве; нынешние модели — «одиночка» и «гармошка» — будут модернизированы. Кроме того, планируется создание низкопольной «гармошки», удлиненного одиночного автобуса (он будет трехосным, 15-метровым) и даже троллейбусов — одиночного и сочлененного.

КАвЗ. Предприятие все больше ориентируется  на модели, разработанные в Павлово. В нынешнем году сюда будет полностью переведено производство пригородных модификаций автобуса ПАЗ «Аврора»; кроме того, курганцы планируют построить на павловском шасси новый школьный автобус.

ГолАЗ. Голицынский завод, в свою очередь, будет заниматься в основном производством ЛиАЗов  в междугородном исполнении 5256R. Благодаря новым агрегатам (задний мост, рулевой механизм и т.д.) эта модель станет менее шумной и более динамичной, а ее максимальная скорость увеличится до 120 км/ч.

Что касается лайнера «Круиз» собственной разработки, то ГолАЗ планирует строить эту модель по заказам на различных шасси — Mercedes, Scania, Hyundai.

 

Таблица 4. Производство автобусов

 

АВТОБУСЫ

январь-декабрь

2003 г.

январь-декабрь

2002 г.

прирост

Российская Федерация

Все заводы

76530

67308

+13,7

АМО ЗИЛ, Москва

69

109

–36,7

АО ГАЗ, Нижний Новгород

36229

32229

+12,6

в том числе:

ГАЗ-3221 Газель

29521

27785

+6,2

АО НефАЗ, Нефтекамск

786

481

+50,9

АО АЗ Урал, Миасс

520

475

+9,5

АО УАЗ, Ульяновск

21553

18898

+14

АО ЛиАЗ, Ликино Московской обл.

1670

1561

+7,0

в том числе:

ЛиАЗ-6212 сочлененный

73

АО КАвЗ, Курган

1607

1239

+29,7

АО ПАЗ, Павлово

11323

10358

+9,3

АО ГолАЗ, Голицыно Московской обл.

129

61

+111,5

АО ОЗТП-Сармат, Орск (Альтерна)

1

8

–87,5

ВАП Волжанин, Волжский

245

300

–18,3

АО Псков-Авто

43

154

–72,1

АО Тушино-Авто, Москва

544

683

-20,4

АО СемАР, Семенов Нижегородской  обл.

196

243

–19,3

АО МАрЗ, Мичуринск

248

362

–31,5

СП Сиб.-сканд. автоб. компания, Омск (Volvo)

5

3

+66,7

ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург

94

28

+235,7

ТОО СП РУП, Ивановская обл.

18

21

–14,3

ТРОЛЛЕЙБУСЫ

Российская Федерация

Все заводы

376

493

-23,7

АО Троллейбусный завод, Энгельс

139

300

–53,7

АО Мех. завод, Вологда

14

54

–74,1

АО Трамвайно-мех. завод, Санкт-Петербург

17

13

+30,8

АО Башкирский троллейбусный завод, Уфа

150

85

+76,5

АО Завод Транcмаш, Волгоград

56

41

+36,6

Информация о работе Автомобильная промышленность и транспорт