Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа
Проект должен способствовать развитию творческой инициативы и подготовить студентов к выполнению курсовых проектов последующих специальных технических дисциплин, а также к выполнению дипломного проекта и решению производственных конструкторских задач. В процессе работы над проектом студенты должны получить навыки анализа существующих конструкций с точки зрения преимуществ, недостатков и направления их совершенствования, пользования справочной литературой, ГОСТами, нормами, таблицами и номограммами, закрепить правила выполнения расчетов и составления пояснительных записок к проектам, а также графического оформления своих конструкторских решений.
ВВЕДЕНИЕ
В курсе «Детали машин и основы конструирования» изложены вопросы теории, расчета и конструирования деталей машин и сборочных единиц общего назначения с учетом заданных условий работы машины.
Курсовой проект по деталям машин призван способствовать закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентами во время изучения данного курса и применению этих знаний к комплексному решению инженерной задачи по проектированию деталей, узлов и машины в целом. Курсовое проектирование по деталям машин является первой конструкторской работой студентов, при выполнении которой они применяют знания, полученные после изучения как самого курса «Детали машин и основы конструирования», так и предыдущих дисциплин: теоретической механики, теории механизмов и машин, технологии металлов, сопротивления материалов, основ взаимозаменяемости, машиностроительного черчения. Проект должен способствовать развитию творческой инициативы и подготовить студентов к выполнению курсовых проектов последующих специальных технических дисциплин, а также к выполнению дипломного проекта и решению производственных конструкторских задач. В процессе работы над проектом студенты должны получить навыки анализа существующих конструкций с точки зрения преимуществ, недостатков и направления их совершенствования, пользования справочной литературой, ГОСТами, нормами, таблицами и номограммами, закрепить правила выполнения расчетов и составления пояснительных записок к проектам, а также графического оформления своих конструкторских решений.
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Для определения требуемой мощности электродвигателя в задании указаны вращающий момент на валу привода и угловая скорость этого вала или же сила тяги и скорость тележки.
Рисунок 1.1 Кинематическая схема
1.Определяем общий к.п.д. привода
, (1.1)
где h1 – к.п.д. цилиндрической косозубой передачи, h1 = 0,97 [1, табл.2.1];
h2 – к.п.д. цепной передачи, h2 = 0,93 [1, табл. 2.1];
h3 – к.п.д. пары подшипников, h3 = 0,99 [1, табл. 2.1].
.
2.Определяем мощность на привод рабочей машины.
где Т3 – вращающий момент на выходном вале, Т3 = 1270 Н×м;
w3 – угловая скорость выходного вала, w3 = 9,0 рад/с;
h – общий к.п.д. привода.
P3=T3*w3=1270*9=11430 Вт.
3.Определяем потребную мощность двигателя. Выбор двигателя.
Мощность электродвигателя, подбираемого для проектируемого привода, должна быть не ниже той, которая определена по формуле (1.2). Из существующих типов электродвигателей выбирают преимущественно асинхронные электродвигатели трехфазного тока единой серии 4А.
Принимаем электродвигатель мощностью 15,0 кВт 922 об/мин 4A160М6У3, s = 0,026% [1, П1].
Рисунок 1.2 Эскиз электродвигателя
4.Определяем общее передаточное число привода, разбивая его по ступеням.
Из стандартного ряда принимаем передаточное отношение зубчатой цилиндрической передачи U1 = 4.
Для дальнейшего проектного расчета привода необходимо определить мощность, крутящий момент, частоту вращения и угловую скорость для каждого из валов. Результаты определения этих величин сведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Параметры привода
№ вала |
Р, kВт |
Т, Н×м |
n, об/мин |
w, с–1 |
1 |
12.98 |
134.5 |
922 |
96.5 |
2 |
12.5 |
518.7 |
230.5 |
24.1 |
3 |
11.43 |
1270 |
85.98 |
9 |
2. РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ
2.1. Расчет зубчатой цилиндрической передачи
Различают два вида зубчатых передач — закрытые и открытые.
Закрытые, заключенные в отдельный корпус (например, редукторного типа) или встроенные в машину. Проектировочный расчет их выполняют на выносливость по контактным напряжениям во избежание усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. Определив на основе этого расчета размеры колес и параметры зацепления, выполняют затем проверочный расчет на выносливость зубьев по напряжениям изгиба для предотвращения усталостного разрушения зубьев; обычно напряжения изгиба в зубьях, рассчитанных на контактную прочность, оказываются ниже допускаемых. Однако при выборе слишком большого суммарного числа зубьев колес (более 200) или применении термохимической обработки поверхностей зубьев до высокой твердости (HRC > 45) может возникнуть опасность излома зубьев. Для предотвращения этого размеры зубьев следует определять из расчета их на выносливость по напряжениям изгиба.
Открытые зубчатые передачи рассчитывают на выносливость по напряжениям изгиба с учетом износа зубьев в процессе эксплуатации. В этом случае нет необходимости проверять выносливость поверхностей зубьев по контактным напряжениям, так как абразивный износ поверхностей зубьев предотвращает выкрашивание их от переменных контактных напряжений.
Выбираем материал шестерни и колеса.
Для шестерни выбираем Сталь 45, термообработка – улучшение, sв = 680 МПа, твердость НВ 230.
Для колеса выбираем Сталь 45, термообработка – улучшение, sв = 680 МПа, твердость НВ 200.
Определяем допускаемы контактные напряжения
, (2.1)
где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, = 2НВ + 70, МПа [1, табл. 3.2];
КНL – коэффициент долговечности, KHL = 1;
[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,1…1,2.
Определяем пределы контактной выносливости для шестерни и колеса
шестерня: МПа;
колесо: МПа.
МПа.
Определяем межосевое расстояние
, (2.2)
где Ка – числовой коэффициент, Ка = 43;
U – передаточное отношение, U = 4;
КHb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHb = 1,1 [ст 50 рис 4.2.2.];
yba – коэффициент ширины шестерни по межосевому расстоянию.
yba = 0,25.Т.к. симметрично расположенные колёса.
мм.
Принимаем межосевое расстояние из стандартного ряда а =200 мм.
Определяем нормальный модуль зацепления
(2.3)
Принимаем модуль из стандартного ряда m = 2,5 мм.
Принимаем угол наклона зуба b = 15°.
Определяем число зубьев шестерни
. (2.4)
Принимаем z1 = 31.
Определяем число зубьев колеса
. (2.5)
Уточняем значение угла наклона зуба
(2.6)
.
Определяем основные размеры шестерни и колеса
Определяем диаметры делительных окружностей
мм; (2.7)
мм. (2.8)
Определяем диаметры окружностей вершин зубьев
мм; (2.9)
мм. (2.10)
Определяем диаметры окружностей впадин зубьев
мм; (2.11)
мм. (2.12)
Определяем ширину колеса
мм. (2.13)
Определяем ширину шестерни
мм. (2.14)
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру
. (2.15)
Определяем окружную скорость колес
м/с. (2.16)
При такой окружной скорости назначаем 8-ю степень точности зубчатых колес.
Определяем коэффициент нагрузки
, (2.17)
где KHa – коэффициент, неравномерность распределения нагрузки по зубьям, KHa = 1,09 [1, табл. 3.4];
KHb – коэффициент, коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHb = 1,03 [1, табл. 3.5];
KHv – динамический коэффициент, KHv = 1,0.
.
Проведем проверку по контактным напряжениям
МПа (2.18)
Полученное значение контактных напряжений меньше допускаемого МПа.
Определяем усилия в зацеплении
Н; (2.19)
Н; (2.20)
Н. (2.21)
Проверяем зубья на прочность по напряжения изгиба
, (2.22)
где КF – коэффициент нагрузки;
yF – коэффициент, учитывающий форму зуба;
yb – коэффициент для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы, что и для прямозубых колес;
KFa – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, KFa = 0,92.
Определяем коэффициент нагрузки
, (2.23)
где KFb – коэффициент концентрации нагрузки, KFb = 1,08 [1, табл. 3.7];
KFv – коэффициент динамичности, KFv = 1,3 [1, табл. 3.8].
.
2.2. Расчет цепной передачи
В приводах общего назначения, разрабатываемых в курсовых проектах, цепные передачи применяют в основном для понижения частоты вращения приводного вала. Наиболее распространены для этой цели приводные роликовые цепи однорядные (ПР) и двухрядные (2 ПР).
В данном курсовом проекте следует разработать цепную передачу со следующими параметрами:
P1 = 12,98 кВт;
Т1 = 518,7 Н×м;
n1 = 230,5 об/мин;
n2 = 85,98 об/мин;
U = 2,7;
Цепь типа 2 ПР.
Определяем шаг цепи
, (2.29)
где z1 – число зубьев меньшей звездочки;
[p] – допускаемое давление, приходящееся на единицу опорной поверхности шарнира, принимаем ориентировочно [p] = 22 МПа, [1, табл. 7.18];
m – число рядов цепи, m = 2;
Кэ – коэффициент, учитывающий условия монтажа и эксплуатации цепной передачи.
Определяем число зубьев меньшей звездочки
. (2.30)
Принимаем z1 = 26.
Определяем коэффициент Кэ
, (2.31)
где – динамический коэффициент, kд = 1,25 [1];
ka – коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния, ka = 1 [1];
kн – коэффициент, учитывающий влияние наклона цепи, kн = 1,0 [1];
kр – коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи, kр = 1,25 [1];
kсм – коэффициент, учитывающий способ смазки цепи, kсм = 1,4 [1];
kп – коэффициент, учитывающий периодичность работы, kп = 1,25 [1].
.
мм.
Принимаем t = 31,75 мм [1, табл. 7.18].
Проверяем цепь по допустимой частоте вращения.
об/мин об/мин [1, табл. 7.17].
Проверяем цепь по давлению в шарнире.
Определяем допускаемое
МПа. (2.32)
Определяем расчетное давление в шарнире цепи
, (2.33)
где Ft – окружная сила;
Аоп – проекция опорной поверхности шарнира, Аоп = 524 мм2,
[1, табл. 7.16].
Определяем окружную силу
, (2.34)
где v – окружная скорость шарнира цепи.
Определяем окружную скорость шарнира цепи
м/с.
Н.
МПа МПа.
Определяем число звеньев цепи
, (2.35)
где ;
;
.
Определяем число зубьев ведомой звездочки
(2.36)
Принимаем z2 = 60.
.
.
.
Принимаем Lt = 130.
Уточняем межосевое расстояние
(2.37)
Для свободного провисания цепи необходимо предусмотреть возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%