Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа
Проект должен способствовать развитию творческой инициативы и подготовить студентов к выполнению курсовых проектов последующих специальных технических дисциплин, а также к выполнению дипломного проекта и решению производственных конструкторских задач. В процессе работы над проектом студенты должны получить навыки анализа существующих конструкций с точки зрения преимуществ, недостатков и направления их совершенствования, пользования справочной литературой, ГОСТами, нормами, таблицами и номограммами, закрепить правила выполнения расчетов и составления пояснительных записок к проектам, а также графического оформления своих конструкторских решений.
sm – среднее напряжение цикла, sm = 0.
Определяем предел выносливости стали при симметричном цикле нагружения
, (3.39)
где sв – предел прочности на растяжение материала вала, sв = 730 МПа [1].
МПа.
Определяем амплитуду цикла нормальных напряжений
МПа. (3.40)
.
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
, (3.41)
где t–1 – предел выносливости стали при симметричном цикле кручения;
kt – эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений, kt = 1,22, [1, табл. 8.2];
et – масштабный фактор для нормальных напряжений, et = 0,70, [1, табл. 8.8];
b – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, b = 0,95 [1];
t0 – амплитуда цикла касательных напряжений, равная наибольшему касательному напряжению в рассматриваемом сечении;
ym – коэффициент, учитывающий влияние среднего напряжения цикла, ym = 0,1 [1];
tm – среднее напряжение цикла, равное амплитуде цикла касательных напряжений t0.
Определяем предел выносливости стали при симметричном цикле кручения
МПа. (3.42)
Определяем амплитуду цикла касательных напряжений
, (3.45)
где Wr – момент сопротивления сечения кручению.
Определяем момент сопротивления сечения кручению
мм3. (3.46)
МПа.
.
> .
Рассчитанное значение коэффициента запаса прочности больше допускаемого, следовательно проектируемый вал удовлетворяет всем условиям прочности, что позволит ему успешно функционировать в проектируемом редукторе.
3.3. Расчет вала транспортера
Определяем диаметр входного конца вала
, (3.47)
где Т3 – крутящий момент на валу, Т2 = 600 Н×м;
[t]кр – допускаемое напряжение на кручение, [t]кр = 20 МПа [1].
мм.
Из стандартного ряда принимаем dв = 55 мм [1]. Длина входного конца вала равна длине ступицы звездочки h = 100 мм. Для соединения вала со звездочкой принимаем призматическую шпонку 16 х 10 х 90 ГОСТ 23360-78 [1, табл. 8.9].
4. РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
4.1. Шпоночное соединение муфты с ведущим валом редуктора
В разделе 3 была предварительно выбрана шпонка призматическая по ГОСТ 23360-78 10х8х36, t1 = 5,0 мм, t2 = 3,3 мм.
Произведем расчет шпонки на срез
, (4.1)
где dв – диаметр входного вала, dв = 32 мм;
l – длина шпонки, l = 36 мм;
b – ширина шпонки, b = 10 мм;
[tср] – допускаемое напряжение среза.
Определяем допускаемое напряжение среза
, (4.2)
где sт – предел текучести металла шпонки, sт = 200 МПа.
МПа.
МПа < МПа.
Произведем расчет шпонки на смятие
, (4.3)
где h – высота шпонки, h = 8 мм;
t1 – глубина паза вала, t1 = 5,0 мм;
[sсм] – допускаемое напряжение на
смятие металла шпонки,
МПа < МПа.
Выбранная шпонка в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал.
4.2. Шпоночное соединение колеса с ведомым валом
В разделе 3 была предварительно выбрана шпонка призматическая по ГОСТ 23360-78 16х10х56, t1 = 6,0 мм, t2 = 4,3 мм.
Произведем расчет шпонки на срез
, (4.4)
где dк – диаметр вала под колесо, dк = 50 мм;
l – длина шпонки, l = 45 мм;
b – ширина шпонки, b = 16 мм;
[tср] – допускаемое напряжение среза.
МПа < МПа.
Произведем расчет шпонки на смятие
, (4.5)
где h – высота шпонки, h = 10 мм;
t1 – глубина паза вала, t1 = 6,0 мм;
[sсм] – допускаемое напряжение на
смятие металла шпонки,
МПа > МПа.
Выбранная шпонка не в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал. Принимаем две шпонки.
МПа
4.3. Шпоночное соединение ведомого вала со звездочкой
В разделе 3 была предварительно выбрана шпонка призматическая по ГОСТ 23360-78 12х8х90, t1 = 5,0 мм, t2 = 3,3 мм.
Произведем расчет шпонки на срез
, (4.6)
где dв – диаметр выходного вала, dв = 42 мм;
l – длина шпонки, l = 90 мм;
b – ширина шпонки, b = 12 мм;
[tср] – допускаемое напряжение среза.
МПа < МПа.
Произведем расчет шпонки на смятие
, (4.7)
где h – высота шпонки, h = 8 мм;
t1 – глубина паза вала, t1 = 5,0 мм;
[sсм] – допускаемое напряжение на
смятие металла шпонки,
МПа < МПа.
Выбранная шпонка в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал.
4.4. Шпоночное соединение ведомой звездочки с валом
В разделе 3 была предварительно выбрана шпонка призматическая по ГОСТ 23360-78 16х10х90, t1 = 6,0 мм, t2 = 4,3 мм.
Произведем расчет шпонки на срез
, (4.9)
где h – высота шпонки, h = 10 мм;
t1 – глубина паза вала, t1 = 6,0 мм;
[sсм] – допускаемое напряжение на
смятие металла шпонки,
МПа > МПа.
Выбранная шпонка не в состоянии передать необходимый крутящий момент на вал. Принимаем две шпонки.
Мпа
5. РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ
Схемы установки подшипников качения. Для предотвращения заклинивания тел качения, вызываемого температурным удлинением вала или неточностью изготовления деталей подшипникового узла, применяют две основные схемы установки подшипников:
1) с фиксированной и плавающей опорой;
2) с фиксацией враспор.
По схеме 1 в одной опоре устанавливают подшипник, фиксирующий положение вала относительно корпуса в обоих направлениях; он жестко крепится в осевом направлении как на валу, так и в расточке корпуса. Фиксирующая опора воспринимает радиальную и двустороннюю осевые нагрузки. Внутреннее кольцо второго подшипника жестко (с помощью разрезного кольца) крепится на валу в осевом направлении; внешнее кольцо может свободно перемещаться вдоль оси стакана. Для свободного перемещения внешнего кольца подшипника в стакане необходимо назначить соответствующую посадку с зазором, а также обеспечить соответствующий зазор.
В качестве плавающей опоры выбирают ту, которая воспринимает меньшую радиальную нагрузку. При значительных расстояниях между опорами для увеличения жесткости фиксирующей опоры часто устанавливают два однорядных радиально-упорных шарикоподшипника или два конических роликоподшипника. Такая установка характерна для червячных редукторов (для вала червяка).
В узлах, спроектированных по схеме 2, наружные кольца подшипников упираются в торцы крышек, а торцы внутренних колец – в буртики вала.
Во избежание защемления тел качения от температурных деформаций предусматривают зазор, превышающий тепловое удлинение.
5.1. Расчет подшипников ведущего вала
Определяем тип подшипника в зависимости от соотношения осевой и радиальной нагрузок
(5.1)
Предварительно принимаем роликовый радиально-упорный подшипник легкой серии 7209 ГОСТ 23765-87 [2, табл. 10].
Принимаем схему установки подшипника "враспор".
Определяем расстояние Lбаз между точками приложения реакций
, (5.2)
где L – межопорное расстояние для вала, L = 120 мм;
Т – наибольшая ширина подшипника, Т = 21 мм [2, табл. 11];
а – расстояние от точки приложения реакции до дальнего торца подшипника
Определяем расстояние а
, (5.3)
где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, d = 45 мм [2, табл. 11];
D – диаметр внешнего кольца подшипника, D = 85 мм [2, табл. 11];
еГОСТ – коэффициент осевого нагружения подшипника, eГОСТ = 0,41 [2, табл. 11].
у=1,45 [2, табл. 11];
мм.
мм.
Реакции в опорах вала: R1=1191H; R2=1434H.
Определяем осевые составляющие от радиальных реакций
Н, (5.10)
Н. (5.11)
Определяем расчетные осевые нагрузки на подшипник
1: < 0, (5.12)
2: > 0, (5.13)
В зависимости от знака в уравнениях (5.12) и (5.13) принимаем расчетные формулы для определения осевых нагрузок на подшипники.
Н, (5.14)
Н. (5.15)
Дальнейший расчет ведем для наиболее нагруженного подшипника, в данном случае это подшипник первой опоры.
Определяем действительный коэффициент осевого нагружения
, (5.16)
где Кк – кинематический коэффициент, при вращении внутреннего кольца Кк = 1,0 [2].
.
Так как e' < eГОСТ, то считается, что осевая нагрузка существенного влияния не оказывает и принимаются коэффициенты Х = 1 и У = 0 [2].
Определяем эквивалентную нагрузку на подшипник
, (5.17)
где Х – коэффициент радиальной нагрузки, Х = 1;
Y – коэффициент осевой нагрузки, Y = 0;
Кт – температурный коэффициент, Кт = 1 [2, табл. 14];
Кб – коэффициент безопасности, Кб = 1,3 [2, табл. 13].
Н.
Определяем требуемую динамическую грузоподъемность
, (5.18)
где n – частота вращения кольца рассчитываемого подшипника, n = 922 об/мин;
Lh10 – долговечность подшипника в часах при вероятности безотказной работы 90%, Lh10 = 10000 час [2, табл. 13].
r – показатель степени, r = 3,33 [2];
а1 – коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, а1 = 1,0 [2];
а2 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации, а2 = 0,65 [2, табл. 15].
< кН.
Определяем действительную долговечность подшипника
, (5.19)
час.
Подобранные подшипники имеют значительный запас долговечности, что позволит им работать безаварийно на протяжении планируемого срока эксплуатации.
5.2. Расчет подшипников ведомого вала
Определяем тип подшипника в зависимости от соотношения осевой и радиальной нагрузок
(5.20)
Предварительно принимаем
роликовый радиально-упорный
Принимаем схему установки подшипника "враспор".
Определяем расстояние Lбаз между точками приложения реакций
, (5.21)
где L – межопорное расстояние для вала, L = 120 мм;
Т – наибольшая ширина подшипника, Т = 22,00 мм [2, табл. 11];
а – расстояние от точки приложения реакции до дальнего торца подшипника
Определяем расстояние а
, (5.22)
где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, d = 50 мм [2, табл. 11];
D – диаметр внешнего кольца подшипника, D = 90 мм [2, табл. 11];
еГОСТ – коэффициент осевого нагружения подшипника, eГОСТ = 0,37 [2, табл. 11].
мм.
мм.
Определяем осевые составляющие от радиальных реакций
Н, (5.28)
Н. (5.29)
Определяем расчетные осевые нагрузки на подшипник
1: > 0, (5.30)
2: < 0, (5.31)
В зависимости от знака в уравнениях (5.30) и (5.31) принимаем расчетные формулы для определения осевых нагрузок на подшипники.