Договор страхования на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Страхование – одно из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственный отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание работы

Введение 3
Понятие договора страхования 4
Общие положения договора страхования на транспорте 6
Страхование средств транспорта 7
Заключение 13
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.72 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                                    3

Понятие договора страхования                                                                                4

Общие положения договора страхования на транспорте                                      6

Страхование средств транспорта                                                                             7

Заключение                                                                                                              13

Литература                                                                                                               15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Страхование – одно из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственный отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные и денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно разорительно. В настоящее время существуют различные вида страхования: имущественное, личное, страхование ответственности, которые в свою очередь делятся на подвиды. Одним из таких подвидов имущественного страхования является автотранспортное страхование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие договора страхования

В современной литературе при характеристике договора страхования можно встретить следующее утверждение: «Если опираться на приведенные в законе определения договора страхования, то его следует признать консенсуальным. Однако согласно ст. 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса, т. е. налицо черты реального договора (п. 2 ст. 433 ГК РФ). Поэтому договор, по общему правилу, должен считаться реальным». Однако в нем может быть предусмотрено, что он вступает в силу с момента достижения соглашения по всем существенным условиям. Тогда уплата страховой премии будет производиться во исполнение ранее заключенного сторонами консенсуального договора страхования. Консенсуальным считается договор, который существует на основании одного лишь соглашения сторон. В соответствии со ст. 432 ГК РФ любой гражданско-правовой договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Причем это общее правило распространяется и на консенсуальные, и на реальные договоры. В свою очередь, момент заключения договора определяется по правилам ст. 433 ГК РФ. Здесь (на стадии заключения) нельзя не обратить внимание на то, что договор рассматривается как соглашение сторон и юридический факт. С момента его заключения договор вступает в силу и становится обязательным для сторон (ст. 425 ГК РФ). Сказанное означает, что договор (как соглашение и юридический факт) предшествует обязательству, причем временной разрыв между их возникновением может быть значительным. Так, стороны договора вправе поставить возникновение обязательства в целом в зависимость от определенного юридического факта. При подобных вариациях становится очевидным - договор (как соглашение) состоялся, а обязательство может не возникнуть (если не наступит указанный контрагентами юридический факт). Таким образом, договор страхования как соглашение существует, однако соответствующее гражданско-правовое обязательство может возникнуть только в момент внесения страхователем страховой премии.

Договор страхования является алеаторным договором. Понятие алеаторных, или рисковых, договоров пришло из французской школы права и французского законодательства.

Рисковый характер страхования непосредственно связан с вопросом о том, является ли данный договор заключенным под условием или нет. Необходимо различать понятия условности и алеаторности гражданско-правовых договоров, хотя они имеют и общие черты. Общим между ними является фактор неопределенности наступления результатов сделки. Правовые последствия зависят от обстоятельств, носящих характер вероятности и случайности. Договор страхования — это самостоятельный (главный) гражданско-правовой договор. Деление договоров на самостоятельные (главные) и придаточные является одним из наиболее применяемых в юридической литературе. При этом надо отметить, что использование разнообразных названий классифицируемых групп договоров не меняет смысла классификации, который выражается в разграничении сделок, свободных от влияния других договоров, и сделок, напрямую зависящих от юридической силы и движения договоров, во исполнение которых они заключаются. Придаточные (дополнительные) договоры решают задачу обслуживания интересов сторон в рамках основного договора и соответственно следуют его судьбе. Разновидностью придаточных договоров являются сделки, определяющие способы обеспечения исполнения основных обязательств (неустойка, поручительство, залог, задаток). Договор страхования относится к группе каузальных сделок, зависящих от основания их возникновения. Каузальность в гражданско-правовом договоре, а именно наличие материального основания, должна сохраняться в течение всего срока существования сделки, что является обязательным условием для действительности данной группы договоров. Договор страхования может выступать договором, как в пользу контрагента, так и в пользу третьего лица (выгодоприобретателя). Все договоры страхования в зависимости от вида осуществляемого страхования можно подразделить на три категории: заключаемые только в пользу контрагента, заключаемые только в пользу выгодоприобретателя - третьего лица или допускающие любую из форм по усмотрению сторон договора. К первой группе договоров, страхующих только в пользу контрагента, следует отнести договоры по страхованию предпринимательского риска (ст. 933 ГК РФ). К страхованию в пользу выгодоприобретателя - третьего лица относится страхование ответственности по договору (ст. 932 ГК РФ) и ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ). К последней группе страховых договоров, допускающих определение характера договора по воле его сторон, относятся страхование имущества (ст. 930 ГК РФ), личное страхование во всех его проявлениях (ст. 934 ГК РФ).

 

Общие положения договора страхования на транспорте

Страхование имущества или личных интересов, связанных с деятельностью транспорта, осуществляются в соответствии с действующим страховым законодательством Российской Федерации.

Основным правовым актом в этой области является закон РФ от 31 декабря 1997 года, который регулирует соответствующие отношения между страховыми организациями и гражданами, предпринимателями, учреждениями, организациями и отношения страховых организаций между собой. Этот закон устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (кроме государственного Социального страхования) и даёт в ст. 2 следующие определения понятия страхования:

«Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Общие положения, определяющие отношения по договорам страхования, установлены Гражданским Кодексом РФ (гл. 48).

Ряд норм, регламентирующих принципы обязательного страхования на транспорте, содержатся в соответствующих указах Президента, в законе РФ «О страховании», в кодексах и уставах каждого вида транспорта и в других правовых актах.

Объектами страхования на транспорте являются связанные с договорами, перевозками виды ответственности (риски): личной – за жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа и иных лиц и имущественной – за судно или иное транспортное средство, плот, грузы, багаж, а также финансовые интересы сторон – провозная плата (фрахт), доходы, расходы, зарплата, прибыль, убытки.

Страхование, осуществление которого представляется определённым нормативным актом, является обязательным, в остальных случаях страхование производится добровольно – по заявлению заинтересованной стороны на основе договора между страхователем и страховщиком.

Страхование средств транспорта

Согласно Условиям лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации, страхование средств наземного транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) наземного транспортного средства.

Объектами страхования являются:

- транспортные средства, подлежащие регистрации органами  ГИБДД РФ в установленном порядке: автомобили легковые, грузовые, грузопассажирские; микроавтобусы, в том числе с прицепами (полуприцепами); железнодорожный подвижной состав; мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мотонарты, снегоходы, мопеды всех моделей, а также тракторы, включая мотоблоки и мини-тракторы;

- водный транспорт, подлежащий  регистрации специальными органами: лодки (гребные, парусные, моторные, кроме  надувных); катера, яхты (моторные, парусные, моторно-парусные);

- воздушный транспорт, подлежащий  регистрации специальными органами: вертолеты, самолеты, аэробусы и  др.

Рассмотрим эти виды страхования.

Страхование автотранспортных средств.

Договоры страхования транспортных средств заключаются с гражданами России, иностранцами, постоянно проживающими на ее территории, а также лицами без гражданства.

В страховании транспорта добавляется случай его провала под лед и полное или частичное уничтожение в результате аварии. Аварией признается уничтожение или повреждение средств транспорта в результате дорожно-(водно-) транспортного происшествия: столкновения с другим транспортным средством, наезд (удар) на движущиеся или неподвижные предметы (сооружения, препятствия), короткое замыкание тока, бой стекол камнями и другими предметами, отлетевшими из-под колес другого средства транспорта.

В российской практике популярно комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность его владельца, а также багаж и дополнительное оборудование.

В практике страхования существуют различные варианты проведения страхования средств транспорта, различающиеся числом рисков, в отношении которых заключается договор страхования. По каждому варианту определяется различный объем обязательств страховщика. В зависимости от выбора варианта предусматривается полное или частичное возмещение ущерба, нанесенного в результате повреждения, уничтожения, утраты (угона) транспортного средства. Однако независимо от варианта страхования, согласно ст. 964 ГК РФ, не возмещаются убытки, возникшие в результате военных действий, а также маневров и иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений, радиационного заражения.

Страхование средств транспорта, при котором страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователю при повреждении или гибели только самого перевозочного средства, исключая багаж и перевозимое имущество, называется каско-страхованием.

Если осуществляется страхование не только транспортного средства, но и багажа, а также ответственности автовладельца, то это страхование называется комбинированным (комби-страхованием).

Комбинированное страхование автомобиля, водителя и багажа (автокомби) осуществляется в двух вариантах:

- с полным возмещением  ущерба и уплатой платежа по  тарифу;

- с собственным участием  страхователя в возмещении ущерба (франшизой) на определенную сумму  и уплатой платежа по тарифу. По такому договору ущерб в  размере франшизы не возмещается.

Объектами страхования авто-комби являются: водитель, страхователь автомобиля, багаж, находящийся в данном автомобиле (прицепе) и закрепленный на его багажнике. Кроме того, водитель и страхователь являются застрахованными на случай смерти при дорожно-транспортном происшествии с участием данного автомобиля.

Особенностью страхования автотранспортных средств является то, что страховщик, как правило, не возмещает потерпевшему стоимость поврежденных или погибших частей или деталей автомобиля, а оплачивает восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, расходы и затраты по спасению, охране и доставке поврежденного средства к месту ремонта.

Страхование средств воздушного транспорта.

Страхователями воздушных судов являются коммерческие авиаперевозчики, промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов или выполняющие такие виды воздушных работ, как сельскохозяйственные, патрульные, аэрофотосъемочные и т.п. также к ним относятся операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы и т.д.

Договор страхования заключается на конкретные полеты. При этом указываются пункты начала и окончания рейса, пункты промежуточных посадок и на определенный рейс, фиксируется срок страхования, а также районы эксплуатации воздушного средства. При страховании на рейс ответственность страховщика обычно начинается в момент выключения двигателей на стоянке аэродрома прибытия.

При страховании на условии «только от полной гибели» страхователю при наступлении страхового случая выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. Страховым случаем признается конструктивная или согласованная гибель воздушного судна. В первом варианте – это ситуация, когда стоимость восстановления воздушного судна вместе с сопутствующими расходами превышает оговоренную сторонами сумму, а Вов втором варианте – признание воздушного судна погибшим при невозможности или нецелесообразности его спасения или восстановления вследствие объективных причин (падение самолета в море). Обычно воздушное судно признается полностью погибшим, если стоимость его восстановления или спасения, включая сопутствующие расходы, превышает 75% страховой суммы.

При страховании воздушных судов «от всех рисков» («от гибели и повреждений») страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, возникших по любым причинам, кроме специально установленных как исключения (оговорки) в полисе.

Информация о работе Договор страхования на транспорте