Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:31, практическая работа
К погрузке и транспортировке железнодорожным транспортом согласно Уставу допускают скоропортящиеся грузы, качество которых соответствует требованиям, установленным нормативными документами (стандарты, технические условия и иные документы), содержащими требования к качеству груза. Поэтому отгружаемая по железной дороге скоропортящаяся продукция в обязательном порядке должна быть сертифицирована.
Содержание
Правила |
Правила перевозок скоропортящихся грузов |
АРВ-Э |
Автономный рефрижераторный вагон со служебным отделением |
БОО |
Без охлаждения и отопления (режим обслуживания груза) |
ВВШ |
Вокруг и внутри штабеля (режим циркуляции воздуха в грузовом помещении вагона) |
Временные |
Временные условия перевозок скоропортящихся грузов |
ГПВ |
Грузоподъёмность или грузовместимость вагона |
ИВ-термос |
Грузовой вагон |
Плотно-вертик. |
Плотно-вертикальный (способ укладки груза в вагоне) |
ТВШ |
Только вокруг штабеля
(режим циркуляции воздуха |
Термос-1 |
Термос первого рода (режим конвективного теплообмена между воздухом и грузом в грузовом помещении транспортного модуля) |
Термос-2 |
Термос второго рода
(режим конвективного |
УВ-термос |
Универсальный вагон-термос |
ХМ |
Холодильная машина |
ЭП |
Электрическая печь |
1.1 Подготовка грузов по качеству.
К погрузке и транспортировке
железнодорожным транспортом
Скоропортящиеся грузы как пищевые продукты характеризуются следующими показателями качества:
– энергетической ценностью – количеством энергии, выделяемой при усвоении человеком единицы массы продукта;
– биологической ценностью – наличием витаминов и минеральных веществ, особо важных для организма аминокислот, жирных кислот и др.;
– органолептической ценностью – вкусом, запахом, внешним видом, консистенцией;
– физиологической ценностью – влиянием на деятельность отдельных систем человеческого организма (нервной, пищеварительной и т. д.);
– усвояемостью – переработкой организмом данного продукта. Например, белки мясных, рыбных, молочных продуктов усваиваются на 97 %, жиры растительные – на 90 %;
– доброкачественностью – гарантией от вредного воздействия на человеческий организм, т. е отсутствием ядовитых веществ, болезнетворных микробов, соединений свинца, ртути и т. п.
Качество скоропортящихся грузов контролируют лабораторными измерениями, органолептически и визуально.
Органолептическую проверку качества продукта осуществляют в специальных помещениях, непроницаемых для посторонних запахов и шума методом средних проб по основным признакам: степени поражения микроорганизмами, упитанности (мясо, рыба), цвету, консистенции, запаху и т. п.
Лабораторные измерения и исследования, органолептическую проверку обычно производят штатные эксперты-технологи мясокомбинатов, рыбозаводов, птицефабрик и других предприятий при определении качества выпускаемой продукции, а также продукции, участвующей в экспериментах. Такую же проверку по заявкам предприятий могут выполнять эксперты Всероссийской Торгово-промышленной палаты (экспорт, импорт) или эксперты Государственной инспекции качества при поставках продукции в пределах Российской Федерации.
Визуальную проверку качества продуктов производят по основным признакам: внешнему виду, стадии спелости и размерам отдельных штук продукта (плодоовощи). При визуальной проверке количественным показателем качества является величина стандартной и нестандартной продукции, а также брака в долях от массы оцениваемой партии продукта.
Визуальный контроль – основной метод определения качества скоропортящихся грузов в работе экспертов. При проверке качества продукции эксперты руководствуются соответствующими государственными стандартами и техническими условиями.
Упаковка – комплекс первичных защитных мер и материальных средств по подготовке продовольственной продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению для обеспечения её максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния. Первичная упаковка включает прокладочные, амортизирующие и вспомогательные материалы. В качестве первичной упаковки используют бумагу, картон, стружку, вату, пенопласт и др.
Тара – специальное изделие для размещения продукции. По функциональным признакам различают тару потребительскую, групповую, производственную, транспортную и тару-оборудование.
Транспортная тара – изделие для укладки продукции в чистом виде или расфасованной в потребительскую тару (бутылки, банки коробки, пачки) или первичную упаковку. Транспортная тара предназначена для защиты изделия и внутренней упаковки от воздействия внешних факторов и для обеспечения удобства перегрузочных работ, транспортирования и складирования. В сфере обращения транспортную тару делят на одноразовую (используется один раз) и многооборотную (многократного пользования).
Скоропортящиеся грузы хранят и транспортируют в закрытых ящиках (деревянных, картонных и шпоново-картонных), открытых ящиках-лотках, бочках (деревянных сухотарных и заливных, а также из полимерных материалов), мешках, сетках, бидонах, флягах, барабанах.
Ящики деревянные включают в себя ящики из древесины и древесных материалов для продукции пищевых отраслей промышленности и сельского хозяйства ГОСТ 10131-93 и многооборотные по ГОСТ 11354-93. Последние подразделяются на дощатые плотные и решётчатые и ящики-лотки из древесных листовых материалов.
Картонная тара включает в себя различные типы и виды ящиков в зависимости от вида перевозимой продукции.
На ящики должна быть нанесена маркировка, характеризующая тару по Госстандарту, с указанием товарного знака или наименования предприятия-изготовителя, а также обозначения стандарта и номера ящика по стандарту. Для перевозки и хранения скоропортящихся грузов государственными стандартами предусмотрены:
– ящики из гофрированного картона для продукции мясной и молочной промышленности ГОСТ 13513-86;
– ящики из тарного плоского склеенного картона для сливочного масла и маргарина ГОСТ 13515-91;
– ящики из гофрированного картона для консервов, пресервов и пищевых жидкостей ГОСТ 13516-86;
– ящики из гофрированного картона для мороженого ГОСТ 16535-95;
Бочки, для перевозки скоропортящихся грузов, бывают деревянные заливные и сухотарные, а также бочки из полимерных материалов. В загруженном состоянии бочка должна быть герметичной, хорошо закупоренной и обеспечивать сохранность продукции.
Бочки деревянные должны иметь симметричную форму без перекосов, впадин и выпуклостей и должны быть скреплены стальными обручами. Бочки не должны давать течи, их внутренняя и наружная поверхности должны быть чистыми, не иметь постороннего запаха, не свойственного породе древесины.
Для защиты груза от порчи необходимо применять мешки-вкладыши из полиэтиленовой плёнки. Вкладыш представляет собой прямоугольный мешок, сваренный из полиэтиленового рукава или полотна.
Охлаждённое, замороженное и подмороженное мясо (туши, полутуши, четвертины) можно перевозить без упаковки и транспортной тары.
Существенное сокращение потерь скоропортящихся грузов в процессе их доставки обеспечивается за счёт их пакетирования. При этом ускоряется обработка транспортных средств на грузовых фронтах, снижаются вредное воздействие факторов внешней среды на передаточных операциях и затраты рабочей силы.
Средство пакетирования груза – устройство, предназначенное для объединения отдельных мест штучных грузов в укрупнённые грузовые единицы – транспортные пакеты.
Транспортные пакеты со скоропортящимися грузами формируют с использованием:
– плоских поддонов для грузов в ящиках;
– ящичных специализированных поддонов для капусты, бахчевых и корнеплодов, перевозимых без тары и упаковки;
– ящичных поддонов для мясных блоков и минеральной воды в бутылках;
– стоечных поддонов для расфасованной продукции;
– стоечных поддонов с крюками для мяса охлаждённого, разделанного на продольные туши, полутуши, четвертины;
– строп-ремней с самозатягивающимися пряжками для полутуш замороженной свинины;
– строп-кассет с винтовыми стяжками для продукции в стеклянных банках и стеклотары.
В одном пакете разрешается формировать грузы только одного вида, сорта и наименования, в одинаковой упаковке, в адрес одного получателя. Перед погрузкой грузоотправители обязаны осматривать пакеты, обращая особое внимание на целость пакета. Это наличие крышек и пломб, отсутствие разрывов контрольных и скрепляющих лент, повреждений груза и недостающих мест, поломок фиксирующих и запорных устройств разборных конструкций поддонов. Пакеты неисправные, а также имеющие доступ к грузу к погрузке в транспортные средства не допускаются.
Наиболее широкое применение получили ящичные специализированные поддоны для пакетных перевозок плодоовощей.
1.4 Холодильная подготовка грузов.
Холодильная подготовка
скоропортящихся продуктов
Охлаждение – отвод теплоты от пищевых продуктов с понижением их температуры до криоскопической.
Подмораживание – отвод теплоты от продукта с понижением температуры в его толще на 2…3 °С ниже криоскопической. При этом на поверхности продукта образуется корочка промерзания глубиной до 2 см. Подмораживают в основном мясо, разделанное на продольные туши, полутуши и четвертины, направляемое на техническую переработку. В подмороженном виде его можно укладывать в транспортных средствах плотным штабелем.
Замораживание – понижение температуры продукта (минус 6 °С и ниже) с обращением в лёд содержащейся в нём воды.
Глубокое замораживание – одно из новых, прогрессивных направлений холодильной подготовки скоропортящихся грузов. Здесь применяются температуры, близкие к эвтектическим температурам. Вода при этом полностью превращается в лёд. Продукт можно хранить очень долго без ощутимой потери качества и массы. Глубокое и при том быстрое замораживание эффективно при консервировании свежих фруктов и ягод.
Плодоовощи, объёмы железнодорожных перевозок которых достигают 100 %, особенно в период массовых заготовок (июль – сентябрь), яйцо птицы домашней, молоко и некоторые другие продукты допускаются к погрузке с мест производства без холодильной подготовки. Это вызвано отсутствием в пунктах заготовки сельхозпродукции инфраструктур, которые обеспечивали бы надлежащую подготовку груза к доставке, включая холодильную обработку.
Поэтому по действующим правилам перевозок, температура плодоовощей при предъявлении к погрузке в рефрижераторные вагоны, не нормируется, а охлаждение их в пути следования является обязательным. Это приводит к дополнительным энергоресурсам на холодоснабжение, которое в РТМ обходится в шесть и более раз дороже, чем в стационарных холодильниках.
1.5 Лечебная профилактика корнеплодов.
Выкопанные корнеплоды не переносят резких колебаний температур и требуют при подготовке к доставке соблюдения так называемого лечебно-профилактического периода. Резкое переохлаждение корнеплодов ведёт к расстройству у них иммунных функций. При этом снижаются сопротивляемость микроорганизмам, способность к дозреванию и стойкость при дальнейшем хранении.
Так, в частности, установлено,
что у раннего картофеля
Фрукты и ягоды, наоборот, целесообразно немедленно охлаждать после их сбора.