Фрахтование воздушного судна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на
территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с
нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания

Содержание работы

Содержание:
1.)Введение....................3
2.) Актуальность темы................4
3.) Цель работы...................4
4.) Актуальность работы..............5
5.) Понятие и предмет договора воздушного чартера.....................5
6.) Тип воздушного судна, как существенное условие договора воздушного
чартера.....................15
7.) Максимальное количество перевозимых пассажиров, багажа, грузов и почты,
как существенное условие договора воздушного чартера..........16
8.) Размер платы за фрахтование, как существенное условие договора воздушного
чартера.......18
9.) Цель договора фрахтования, как существенное условие воздушного
чартера............20
10.) Выводы..................25
11.) Список использованной литературы......25

Файлы: 1 файл

фрахтование вс.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

предоставление  фрахтователю вместимости не меньшей, и не менее комфортной (в

случае транспортировки  людей), чем вместимость указанного в договоре типа

воздушного  судна. Важно только, чтобы вместимость  предоставленного взамен

транспортного средства обеспечивала полную и своевременную  транспортировку

пассажиров, багажа, груза и(или) почты в объеме (весе) и сроки, указанные в

договоре чартера, а также сохранность пассажиров и их багажа, груза и(или)

почты.

6. Максимальное количество перевозимых пассажиров, багажа, грузов и почты

. Различают  договор фрахтования грузовой  вместимости и договор фрахтования

пассажирской  вместимости. Вопросы транспортировки  почты рассматриваются в

рамках грузового  чартера, а транспортировка багажа регулируется пассажирским

чартером, учитывая характер багажа как объекта договора фрахтования.

Вместимость, в  случае фрахтования с целью транспортировки  груза должна

определяться  исходя из двух компонент: объема и  веса. Учитывая, что характер

груза, в отношении которого заключается договор фрахтования, может быть не

известен сторонам при заключении договора, целесообразно  ограничивать

зафрахтованную (всю или часть) вместимость воздушного судна одновременно по

весу и по объему. Указывать конкретное место  на воздушном судне в случае

фрахтования части  вместимости не обязательно, поскольку  в целях обеспечения

авиационной безопасности данные функции возложены на диспетчеров  по центровке и

загрузке [2].

При транспортировке  пассажиров также допускается фрахтование как всей, так и

части вместимости  судна. В случае фрахтования всей вместимости, максимальное

количество  пассажиров определяется исходя из технической  возможности

воздушного  судна. Например, при большой дальности  беспосадочного полета,

число пассажиров может быть заметно меньше, чем количество посадочных мест.

Во втором варианте Фрахтователь получает возможность  перевезти на воздушном

судне определенное число человек. Однако, в любом  случае число пассажиров не

может превышать  число установленных на данном воздушном судне посадочных

кресел.

В авиационной  терминологии различают рейсы регулярные и чартерные (заказные),

где под регулярным рейсом понимается рейс в соответствии с установленным

расписанием, а  под чартерным - рейс в соответствии с договором фрахтования.

Однако, несправедливо  полагать, что чартер имеет место  быть только при

выполнении  чартерного рейса. На регулярном рейсе  также возможен чартер, если

фрахтуется, скажем, вся или часть вместимости  грузовых емкостей воздушного

судна, в то время, как в пассажирском салоне размещаются пассажиры,

заключившие с  перевозчиком договор перевозки. В  данном случае, эксплуатант

одновременно  будет выступать как Перевозчик (сторона по договору перевозки) и

как Фрахтовщик (сторона по договору чартера).

Возможна ситуация, когда на регулярном рейсе фрахтуется вся пассажирская

вместимость воздушного судна или ее часть («блок-чартер»  или «блок-мест»). В

первом случае эксплуатант полностью закрывает  продажу авиабилетов в системах

бронирования  авиаперевозок на дату выполнения чартера. Во втором случае

эксплуатант производит вывод мест из системы бронирования того количества

пассажирских  мест, которое соответствует зафрахтованному  «блоку-мест».

Как правильно  отмечает Н.Н. Остроумов, по договору чартера  может быть

предоставлена вместимость сразу нескольких воздушных судов или, наоборот,

вместимость одного воздушного судна может быть предоставлена  нескольким

фрахтователям [3].

7. Размер платы за фрахтование. Поскольку по договору фрахтования

вместимости воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю

оговоренную вместимость  воздушного судна за плату (ст.787 ГК РФ),

следовательно, данный вид договора считается возмездным.

Однако следует  ли данное договорное условие считать  существенным, или оно

является обычным.

До принятия ГК РФ условие о цене в возмездном договоре рассматривалось как

существенное. Как предусматривала ст.65 Основ  гражданского законодательства

1991 года, исполнение  возмездного договора должно  оплачиваться по согласованной

цене. Отсюда следовал вывод: нет согласованного условия о цене - нет и договора

[4].

Однако со вступлением  в действие нового ГК, на что уже  обращалось внимание,

можно утверждать, что подобно качеству и сроку  цена сама по себе перестала быть

существенным  условием договоров, в том числе возмездных. Такой вывод основан на

анализе ст.424 ГК РФ [5].

В то же время, применение правила, предусмотренного в п.3 ст.424 ГК РФ, в

отношении данного  вида договора, об оплате по цене, обычно взимаемой за

аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах, достаточно проблематично.

Забегая вперед, отметим, что с нашей точки  зрения, договор фрахтования

является самостоятельным  видом гражданско-правового договора, отличного от

договора перевозки. Но, в то же время, во исполнение договора фрахтования

закон предусматривает дополнительно заключение договора перевозки.

Цена по договору перевозки является существенным условием, о чем говорит нам

ст.790 ГК РФ. Так, в п.2. ст.790 ГК РФ сказано, что плата  за перевозку

грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на

основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном  транспортными

уставами и  кодексами.

В отношении  заказных (чартерных) рейсов, осуществляемых на основе договора

фрахтования, правило  о фиксированном опубликованном тарифе неприменимо.

Стороны согласовывают  условие о цене отдельно в отношении  каждого конкретного

договора. Причем не исключена ситуация, когда нескольким различным

фрахтователям удается заключить договор с  разными тарифными условиями. Как

видно из вышесказанного, целесообразность закрепления в договоре фрахтования

цены договора налицо. Однако, если стороны договора фрахтования этого не

предусмотрели, надо быть готовым, в случае спора, представить  суду

доказательства  размера цены, которая при сравнимых  обстоятельствах обычно

взимается за аналогичные  услуги (п.3 ст.424 ГК РФ). А с учетом специфики

воздушного  чартера, это может стать очень  сложной задачей, а порой и  вовсе

невыполнимой.

8. Цель договора фрахтования. Одно из принципиальных отличий договора

чартера от договора аренды транспортного средства, состоит в том, что

вместимость (часть  вместимости) транспортного средства при чартере фрахтуется с

целевым назначением - для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ВК добавляет

еще почту). А  по договору аренды транспортного средства для сторон в принципе

безразлично, с  какой целью фрахтуется транспортное средство. Формулировка

указывающая на целевое назначение чартера «...для  перевозки грузов, пассажиров

и багажа» по нашему мнению также является не вполне удачной. Договор

фрахтования является самостоятельной правовой конструкцией, отличной от иных

видов договоров, в том числе и от договора перевозки. И несмотря на то, что

многие авторы склонны рассматривать чартер как  вспомогательный договор по

отношению к  договору перевозки, указание в ст.787 ГК на цель договора

фрахтования - предоставление вместимости для перевозки, как  нам кажется,

заметно обедняет данную правовую конструкцию, обязывая стороны заключать

договор перевозки  во исполнение договора фрахтования. Иными  словами, следуя

логике закона, не заключив договор перевозки нельзя произвести исполнение по

договору чартера.

Удачней было бы сформулировать данное положение следующим  образом - «...для

транспортировки груза, пассажиров и(или) багажа».

По конструкции  чартера, задуманной законодателем (ст.787 ГК), экономическая

цель договора фрахтования та же, что и в договоре перевозки - изменение

территориального (географического) положения объекта  обязательства (груза,

пассажира, багажа и(или) почты). Причем, совсем не обязательно, чтобы пункт

отправления и  пункт назначения не совпадали в  одной точке. Главное здесь,

чтобы во время  исполнения договора происходило изменение  географического

положения объекта  договора в пространстве. Например, совершение обзорной

экскурсии над  городом на вертолете предполагает вылет из условного места и

посадка в то же место через определенное время. Регулироваться данная

деятельность  может как договором фрахтования пассажирской вместимости, так и

договором перевозки  пассажира. Однако, транспортировка  груза в пространстве

без цели доставить  его в пункт назначения отличный от пункта отправления, с

экономической точки зрения нецелесообразна.

9. Для того, чтобы  четко представить себе правовое положение сторон договора

чартера, необходимо различать фактического и юридического исполнителя

транспортировки груза или пассажиров.

По договору фрахтования различают две стороны - фрахтовщик (обязуется

предоставить  вместимость) и фрахтователь (получает возможность использовать

предоставленную вместимость). В роли фрахтовщика  может выступать либо

эксплуатант - непосредственный владелец воздушного судна, либо любое  иное

лицо в случае, если заключается договор субчартера, по поводу одной и той же

вместимости. Во втором случае фрахтователь по основному  договору чартера

будет именоваться  фрахтовщиком, со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

Однако возможность  заключения договора субчартера исключается, если это прямо

оговорено в основном договоре чартера.

Фактическим исполнителем по договору чартера всегда будет  являться

эксплуатант. Юридическим  же исполнителем следует признавать фрахтовщика -

сторону чартера  или субчартера. В первом случае фактический и юридический

исполнитель будут совпадать в одном лице (когда эксплуатант является

фрахтовщиком  по договору чартера). Во втором случае, при заключении

фрахтователем договора субчартера, фактический и  юридический исполнитель не

совпадают в  одном лице.

Фрахтователь  также от своего имени может вступать в отношения с третьими лицами

(грузоотправителями  и/или пассажирами) по поводу  заключения договоров перевозки 

[6]. Практическое значение данной классификации состоит в том, что

конечному потребителю  услуги в принципе должно быть безразлично, кто конкретно

является фактическим  исполнителем по договору. Здесь также  находит свое

подтверждение такой принцип обязательственного права, когда одной из сторон

является предприниматель, как «нарушение обязанностей со стороны  контрагентов

должника не является обстоятельством, освобождающим должника от

ответственности» (ст.401 ГК).

Выдача Фрахтовщиком накладной конкретному отправителю  груза, отличному от

фрахтователя, или билета пассажиру/пассажирам, отличному(-ым) от фрахтователя

предполагает  вступление фрахтовщика в прямые частноправовые отношения с

непосредственным  потребителем услуг. Как представляется, непосредственный

потребитель услуг (грузоотправитель и/или пассажир) юридически должен быть

безразличен для  фрахтовщика. Для последнего есть только один потребитель

услуг - фрахтователь, отношения с которым целиком  и полностью должны быть

урегулированы договором чартера. Фрахтователь же, в свою очередь, вправе сам

решать, как  строить свои отношения с конкретными  грузоотправителями и/или

пассажирами.

    

 

 

     [1] См., напр.: Витрянский В.В. Договорное право. Книга

вторая: Договоры о передаче имущества. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: «Статут».

2002. - С.518. Необходимо отметить, что ранее действовавший ВК  СССР 1983 года

содержал отдельную главу IX Чартер, а в ст. 134 этого же ВК СССР приводилось

определение договора чартера, по нашему мнению более удачное, чем  в ВК РФ. Так,

по договору чартера (фрахтования  воздушных судов) одна сторона (фрахтовщик)

обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость

или часть вместимости  одного или нескольких воздушных  судов на один или

несколько рейсов для перевозки  пассажиров, багажа, почты или для  иных целей.

     [2] См.: Распоряжение Минтранса России №КР-20р от

21.09.2001г. «Об организации в аэропортах контрольного взвешивания груза,

перевозимого грузовыми  воздушными судами».

     [3] См.: Советское воздушное право/ А.И. Котов, Н.Н.

Остроумов, М.М. Волков и др.; Под общ. ред. Н.Н. Остроумова - М.: «Воздушный

транспорт», 1990 - С.235.

     [4] Подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В.

Договорное  право: Общие положение. - М.: Издательство «Статут», 1998.-С.268.

     [5] См.: там же - С.268.

     [6] Необходимо отметить, что различать фактического и

договорного (юридического) перевозчиков предлагал еще в 1988 году B.C. Грязнов.

Но и он был  не первым, поскольку основывал свою классификацию на положениях

Гвадалахарской  конвенции 1961 года (дополняющей Варшавскую ответственность 1929

года). См.: Словарь  международного воздушного права. - М: Международные

отношения, 1988. - С.130.

Для правильного  определения правового режима, подлежащего применению к

отношению сторон, необходимо четко определить предмет  договора. Более того,

Информация о работе Фрахтование воздушного судна