Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-238

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

В конце 1950-х годах Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также в рамках дизелизации транспорта. В итоге ярославские моторы стали штатными для МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-260, КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы К-700, на бронетранспортёры, строительную технику, на электростанции, водный транспорт и т. д. На начало 1960-х годов двигатель был весьма современным и имел высокие удельные показатели.

Файлы: 1 файл

оро.docx

— 570.46 Кб (Скачать файл)

Ослабляют контргайку регулировочного винта, вставляют в зазор между торцом клапана и бойком коромысла щуп и, вращая винт отверткой, устанавливают зазор 0,25...0,3 мм. Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и еще раз проверяв ют щупом зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а щуп толщиной 0,3 мм с усилием.

 

 

 

 

Рисунок 3. Совмещение рисок с указателями при регулировке тепловых зазоров на дизелях:

а – ЯМЗ -240Б; б – ЯМЗ – 238НБ; 1-6 – указатели; 2 – передняя крышка корпуса; 3 – гаситель крутильных колебаний; 4 – картер маховика; 5 – риска; 7 – ведомая шестерня привода топливного насоса высокого давления.

 

Чтобы отрегулировать зазоры в следующих трех цилиндрах, проворачивают коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующих цилиндров с указателем. При этом используют механизм проворота, установленный на картере маховика с правой стороны, или ломик, вставленный в одно из радиальных отверстий маховика через нижний люк его картера.

После регулирования пускают дизель и прослушивают его работу. При появлении стука клапанов вновь проверяют и регулируют зазоры.

Устанавливают крышки люка и головок цилиндров, пускают дизель и проверяют, есть ли подтекание масла из-под прокладок.

Регулирование зазоров в газораспределительном механизме дизеля ЯМЗ-238НБ отличается от описанного выше следующими особенностями.

Коленчатый вал проворачивают по ходу часовой стрелки (если смотреть со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива на передней крышке корпуса или ломиком, вставленным в одно из радиальных отверстий в маховике.

При регулировании зазоров клапанов риски на ведомой шестерне привода топливного насоса высокого давления совмещают с указателем на картере маховика

Зазоры клапанов регулируют по порядку работы цилиндров: 1—5—4—2—6—3—7—8.

Поэтому при регулировании зазоров клапанов на дизеле ЯМЗ-238НБ редко используют лимбы в лючках, а вращением коленчатого вала добиваются полного закрытия клапанов в такте сжатия и регулируют зазоры клапанов сначала первого, а затем других цилиндров (по порядку их работы).

Клапаны притирают при снятых головках цилиндров в такой последовательности.

1. Отворачивают гайки скоб крепления форсунок и снимают форсунки.

2. Снимают коромысла и их оси.

3. Устанавливают головку цилиндров на плиту (или верстак) так, чтобы обеспечить упор для клапанов. Снимают клапаны с помощью приспособления.

Ниже приведены различия приспособлений для демонтажа клапанов дизелей типа ЯМЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ 238

 

Клапаны притирают при снятых головках цилиндров в такой последовательности.

1. Отворачивают гайки скоб крепления форсунок и снимают форсунки.

2. Снимают коромысла и их оси.

3. Устанавливают головку цилиндров на плиту (или верстак) так, чтобы обеспечить упор для клапанов. Снимают клапаны с помощью приспособления.

Для притирки на фаску клапана наносят тонкий равномерный слой указанной выше пасты, стержень клапана смазывают моторным маслом и клапан устанавливают на место. Притирочную пасту можно наносить в выточки на головке цилиндров (в них запрессованы седла) не менее чем на 90° по их окружности. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов не допускается.

Устанавливают на клапан дрель с присосом или специальное приспособление и производят притирку пары клапан — седло следующим образом: нажимая на клапан с усилием 20...30 Н, поворачивают его на 1/3 оборота, а затем в обратном направлении на 1/4 оборота. После пяти двойных ходов клапан приподнимают для лучшего доступа притирочной пасты. Притирку продолжают до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. При правильной притирке матовый поясок на седле должен начинаться у основания большого конуса седла. Не допускаются разрывы матового пояска и наличие на нем рисок. Во избежание получения кольцевых рисок нельзя производить притирку круговыми движениями.

Для снятия клапана крючок приспособления вводят в отверстие переходника или упорный винт ввинчивают в отверстие головки цилиндров. Нажимную тарелку 3 устанавливают на тарелку пружины клапана, с помощью рукоятки 4 рычага приспособления отжимают пружины клапана, вынимают сухари и снимают приспособление. На седла и тарелки клапанов наносят метки, чтобы при сборке установить их на свои места. Снимают пружины, поднимают головку цилиндров и вынимают клапаны.

Клапаны и седла очищают от нагара, промывают в керосине и дефектуют. Клапаны с покоробленными тарелками (или стержнями) и нагарами на фасках, а также седла с нагарами восстанавливают шлифовкой или заменяют новыми. Не рекомендуется устанавливать на дизель выпускные клапаны с индексом КБ, имеющие недостаточную прочность наплавки рабочей фаски. Герметичность пар клапан—седло восстанавливают притиркой при незначительных износах их и мелких раковинах на фасках.

Приготавливают притирочную пасту, тщательно перемешивая до сметанообразного состояния микропорошок зеленого карбида кремния 63С-М28, моторное масло и дизельное топливо в соотношении 1,5:1:0,5 (по объему). Перед применением смесь следует тщательно перемешать, так как микропорошок осаждается.

 

 

 

 

Рисунок 4. Демонтаж клапанов с помощю приспособления:

 

1 – головка цилиндров; 2 – упорный винт или крючок; 3 – нажимная тарелка;   4 – рукоятка; 5 – пружины клапана; 6 – клапан.

 

После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и вытирают насухо. Устанавливают клапаны и пружины.

Проверяют герметичность пар седло — клапан, заливая керосин или дизельное топливо поочередно во впускные и выпускные окна. Качество притирки считается хорошим, если залитая жидкость не просочится в течение одной минуты через клапан при его повороте на любой угол. Качество притирки можно проверить с помощью мягкого графитового карандаша. Для этого наносят через равные промежутки 10... 15 черточек поперек фаски клапана, осторожно вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, поворачивают его на 1/4 оборота. Все черточки на хорошо притертом клапане будут стерты.

Текущий ремонт газораспределительного механизма. При эксплуатации возможно возникновение неисправностей газораспределительного механизма , для устранения которых необходима его разборка.

Устранение неисправностей головки цилиндров. Головку цилиндров заменяют при обнаружении одного из следующих дефектов: трещины в стенках охлаждающей рубашки, нарушающие ее герметичность: утопание тарелки нового впускного клапана относительно плоскости разъема более чем на 2,7 мм и выпускного более чем на 3,2 мм; неплоскостность поверхности разъема головки с блоком цилиндров более 0,1 мм по всей длине. Последовательность операций при демонтаже головки цилиндров приведена в § 1 главы 2. Установку головки цилиндра производят в последовательности, обратной ее снятию. Перед установкой прокладки и крышки головки цилиндров смазывают графитовой смазкой УСсА (ГОСТ 3333—80) с двух сторон. При сборке затягивают гайки крепления форсунок, болты крепления осей коромысел и гайки шпилек крепления на головках цилиндров.

 

Текущий ремонт головки цилиндров. При наличии раковин, рисок и задиров фаски гнезд или седла клапанов обрабатывают шлифовальными кругами с направляющими хвостовиками. Угол конуса шлифовальных кругов для обработки рабочих поверхностей седел впускных клапанов 121°...121°30, а седел выпускных 91°...91°30. Для обработки нижней кромки рабочей поверхности седел впускных клапанов применяют шлифовальный круг с углом конуса 150°, а для обработки верхней кромки — шлифовальный круг с углом конуса 60°. После обработки ширина рабочей поверхности седла должна быть 2...2,5 мм.

У выпускного клапана дополнительно обрабатывают только нижнюю кромку шлифовальным кругом с углом конуса 150°. После обработки ширина рабочей поверхности седла 1,5...2 мм. При дефектации клапанов к дальнейшей эксплуатации допускают клапаны с изгибом стержня (с биением рабочей поверхности тарелки относительно поверхности стержня) не более 0,03 мм и высотой цилиндрического пояска тарелки клапана не менее 0,5 мм. Клапаны с рисками и раковинами на рабочих фасках шлифуют под углом 60°30...60°45 к вертикальной оси для впускного клапана и под углом 45°30...45°45—для выпускного.

Втулки клапанов с трещинами, обломами и неплотной посадкой заменяют. При замене втулок головку цилиндров нагревают в кипящем содовом растворе, а втулки выдерживают в течение 24 ч в чистом моторном масле при комнатной температуре. После запрессовки втулок обрабатывают их внутреннюю поверхность до размера 12...12,019 мм. При износе отверстия в головке цилиндров под втулку (более19,03 мм) развертывают отверстие до диаметра 19,2...19,22 мм, чтобы при запрессовке сохранить натяг 0,02...0,05 мм. Прокладки головок цилиндров с трещинами, вмятинами и разрывами выбраковывают.

Пружины клапана допускают к дальнейшему использованию, если их размеры и упругость соответствуют данным табл. 1.

 

Таблица 1 Технические характеристики клапанных пружин

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Охрана труда и техника безопасности.      

 
1. Общие требования

  • Все вновь поступающие на работу допускаются к  исполнению  
    обязанностей  только  после  прохождения  вводного  инструктажа по  
    охране труда,  инструктажа на рабочем месте,  а также медицинского  
    осмотра. 
  • Первичный  инструктаж  на   рабочем   месте,   повторный,  
    внеплановый, текущий проводит непосредственный руководитель работ.  
    О проведении инструктажа  и  проверке  знаний  делается  запись  в  
    журнале  регистрации  с  обязательной  подписью инструктируемого и  
    инструктирующего. 
  • Повторный инструктаж проходят все рабочие,  независимо от  
    квалификации, образования и стажа работы, один раз в три месяца. 
  • Администрация  издательства в течение трех месяцев со дня  
    зачисления работника в штат должна обучить его безопасным  методам  
    ведения работ. 
  • При переводе на новую работу,  с временной на постоянную,  
    с   одной   операции  на  другую  работники  должны  пройти  новый  
    инструктаж по охране  труда  на  рабочем  месте  с  оформлением  в  
    журнале регистрации. 
  • Администрация обязана обеспечивать рабочих спецодеждой, а  
    также средствами защиты в соответствии с выполняемой ими работой и  
    согласно действующим нормам. 
  • Каждый работник обязан  соблюдать  требования   общей   и  
    настоящей  Инструкции,  трудовую  и  производственную  дисциплину,  
    правила технической эксплуатации оборудования, правила внутреннего  
    распорядка,   личной  гигиены,  требования  электробезопасности  и  
    предупреждать своих  товарищей  о  недопустимости  нарушения  этих  
    правил и инструкций.
  • Выполнение работ разрешается при включенной и  эффективно  
    работающей  вентиляции,  достаточном освещении рабочих помещений и  
    мест. 
  • Разрешается  обслуживать  только  тот  вид устройств,  по  
    которому проведено обучение и инструктаж.

2. Перед началом работы

  • Надеть костюм,  застегнуть его на  все  пуговицы,  волосы убрать под головной убор. 
  • Проверить  наличие  и  исправность  ручного  инструмента,  
    приспособлений и средств индивидуальной защиты:  
    гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек  и  головок  
    болтов,  не иметь трещин и выбоин; губки ключей должны быть строго  
    параллельны и не закатаны; 
  • раздвижные ключи  не  должны быть ослаблены в подвижных частях класть подкладки между губками ключей и головкой болта,  а  также  
    удлинять  рукоятки  с  помощью  труб и болтов или других предметов  
    запрещается). 
  • О  замеченных  недостатках  и  неисправностях  на рабочем  
    месте немедленно  сообщить  руководителю  работ  и  до  устранения  
    неполадок и разрешения к работе не приступать.

3. Во время работы

  • Привести  рабочее место в надлежащий порядок.  Убрать все  
    мешающие работе посторонние предметы. 
  • Проверить,  есть  ли  на переносной электролампе защитная  
    сетка,  исправны  ли  шнур  и   изоляционная   резиновая   трубка.  
    Напряжение  переносных  электроламп  и ламп освещения в осмотровой  
    яме должно быть не выше 12 В. 
  • Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежанку  
    или специальную тележку). 
  • Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц. 
  • При капитальном,  среднем ремонте автомобиля убедиться  в  
    том, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина. 
  • Сливать масло и воду из  агрегатов  автомобиля  только  в  
    специальную  тару.  Не  допускать слив бензина,  керосина и других  
    растворителей в канализацию.  Случайно пролитое на пол  масло  или  
    оброненный  солидол засыпать опилками или сухим песком и собрать в  
    специальную тару; пол протереть насухо. 
  • При   сварочных   работах  соблюдать  требования  "Правил  
    пожарной безопасности при проведении сварочных  и  других  огневых  
        работ". 
  • Не работать под  автомобилем,  находящимся  на  наклонной  
    плоскости.   В   случае   крайней   необходимости   принять  меры,  
    обеспечивающие безопасность работы: поставить автомобиль на тормоз и включить низшую передачу,  подложить клинья под колеса,  ключ от  
    замка зажигания убрать, а кабину закрыть. 
  • При  снятии  и  установке  агрегатов  (задние  и передние  
    мосты,  рессоры,  колеса и т.п.)  установить  раму  автомобиля  на  
    специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить  клинья. 
  • При  работе  с  домкратом  устанавливать  его  только на  
    твердом грунте.  В  случае  необходимости  установить  домкрат  на  
    нерыхлой   или   вязкой  почве,  под  домкрат  нужно  подкладывать  
    специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение. 
  • Не  работать  и  не  находиться  под  автомобилем,  если  
    последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок. 
  • Залезать под автомобиль и вылезать из-под него только со  
    стороны,  противоположной  проезду.   Работая   под   автомобилем,  
    размещаться следует между колесами вдоль машины. 
  • При работе под автомобилем лежа необходимо  использовать  
    защитные очки. 
  • Использованный обтирочный материал собирать в специально  
    установленные металлические ящики с крышками.  По окончании работы  
    (ежедневно) обтирочный и промасленный материал удалять из рабочего  помещения.
  • Не подходить к открытому огню,  если руки или спецодежда  
    смочены бензином, не курить и не зажигать спичек (зажигалок). 
  • Накачку  шин  сжатым  воздухом  производить   только   в  
    специальном  ограждении  (клети),  убедившись в том,  что запорное  
    кольцо полностью легло в замковый паз диска. 
  • Для   подъема,  снятия,  установки  и  транспортирования  
    тяжелых  агрегатов,  узлов  и  деталей   автомобиля   использовать  
    исправные  подъемно  -  транспортные  механизмы  и приспособления,  обеспечивающие безопасность работ. 
  • Не работать и не находиться под автомобилем,  висящем на  
     тросе грузоподъемного механизма. 
  • Перед работой по ремонту автомобиля,  установленного над  
    осмотровой ямой (канавой), необходимо:  
    проверить правильность установки колес; 
  • поставить автомобиль  на  тормоза  и  подложить   под   колеса  
    распорные подкладки; 
  • убедиться в наличии  свободного  доступа  в  яму,  исправностилестницы и напольной решетки. 
  • Находясь в осмотровой  яме  (канаве),  осмотр  и  ремонт автомобиля производить в защитных очках. 
  • При  работе  с  переносной  электродрелью,  гайковертом,  
    шлифовальной   машиной   соблюдать   требования   "Инструкции   по безопасности труда для работающих с электроинструментом". 
  • Заменять  рессоры  только после их разгрузки и установки  
    козелков под раму автомобиля.  Совпадение отверстий ушка рессоры и серьги проверять только с помощью бородки или оправки. 
  • При разборке и  сборке  рессор  пользоваться  слесарными  
    специальными зажимными приспособлениями. 
  • Работая  молотком  или  кувалдой,   принять   все   меры  
    предосторожности по отношению к себе и находящимся рядом людям. 
  • При  использовании   подъемника   необходимо   соблюдать  
    требования инструкции по его эксплуатации. 
  • При  работе  с   подъемником   необходимо   следить   за  
    правильной  установкой пяток под автомобиль.  Выполнение работ под  
    автомобилем допускается только после подъема его  на  определенную  
    высоту и выключения механизма подъемника. 
  • Работая у верстака,  следить за тем,  чтобы  поверхность  
    его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев. 
  • При рубке,  чеканке и подобных работах надевать защитные  
    очки.  Для  защиты  окружающих  от  отлетающих  частиц  металла на  
    верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки  или  щиты  
    высотой не менее 1 м. 
  • Сметать пыль и стружку с верстака и оборудования  щеткой  
    или  щеткой - сметкой.  Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или  
    убирать стружку рукой запрещается. 
  • При  работе  на  сверлильном станке соблюдать требования  
    безопасности при выполнении работ на сверлильных станках. 
  • Работая   на  наждачном  заточном  станке,  пользоваться  
    защитным экраном или надевать очки.  Следить за тем,  чтобы  зазор между  абразивным  кругом  и  подручником  был  не  более 3 мм,  а  
    подручник надежно закреплен.  Затачиваемую деталь  или  инструмент  
    плотно  прижимать  к  подручнику  и плавно подводить к абразивному  
     кругу. 
  • Не ремонтировать отдельные части автомобиля, находящиеся  
    в движении,  а также не находится под автомобилем  при  работающем  
    двигателе. 
  • При работе вблизи крыльчатки  вентилятора  во  избежание  
    несчастного случая снять с него приводной ремень. 
  • При   работе,   выполняемой   несколькими   лицами,   им  
    необходимо согласовать свои действия. 
  • При  пуске  двигателя  (в  случае   необходимости)   при  
    открытом капоте не допускать близко к нему людей. 
  • При запуске двигателя  держать  заводную  рукоятку  так,  
    чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны. 
  • При обкатке двигателя на стенде не  производить  никаких  
    регулировок и не касаться вращающихся частей двигателя. 
  • Во  избежание   создания   загазованности   воздуха   не  
    допускать  продолжительной  (более  5  мин.)  работы  двигателя  в  
    закрытом невентилируемом помещении. 
  • При  ремонте  и  обслуживании двигателя,  работающего на  
    этилированном бензине, соблюдать "Инструкцию по безопасности труда  
    для работающих с этилированным бензином". 
  • Не хранить  на  рабочем  месте  легковоспламеняющуюся  и  
    горючую   жидкости   в  количестве,  больше  установленной  нормы,  
    согласно действующим "Правилам пожарной безопасности". 
  • Для  перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов  
    на ходу вызывать дежурного или основного водителя. 
  • Запрещается:  
    подкладывать под раму и колеса  случайные  предметы  (кирпичи,  
    обрезки дерева и пр.); 
  • применять для страховки поднятого кузова ломы,  доски и другие случайные предметы.

Информация о работе Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-238