Государственные программы развития транспортной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать собранную информацию о государственных программах развития транспортной системы в России и после изучить их преимущества и недостатки.
Задачей исследования: является рассмотрение программ развития транспортной системы в России.
Объектом исследования: являются государственные программы по улучшению транспортной системы.
Предметом исследования: являются составляющие и методы функционирования этих программ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
Краткая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем в указанной сфере………………...4
Цели и задачи государственной к………………………....8
Показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации государственной программы…………………………………………10
Перечень и краткая характеристика федеральных целевых программ и подпрограмм государственной программы…………………………12
Этапы и сроки реализации государственной программы…………. 18
Показатели финансирования государственной программы………..19
Заключение…………………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовик Утс.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Цель 2 - повышение доступности  услуг транспортного комплекса  для населения.  Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения. Цель по повышению доступности услуг транспортного комплекса для населения обеспечивается решением задач по строительству железнодорожных линий для скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, обновлению парка пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава, формированию в стране единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения, развитию системы региональных аэропортов, субсидированию  перевозок пассажиров на социально-значимых маршрутах, в первую очередь в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. 

Цель 3 - повышение конкурентоспособности  транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.  Данная цель предполагает реализацию комплексных проектов по развитию международных транспортных коридоров и транспортно-технологической инфраструктуры,  увеличение пропускной способности российских морских портов,  развитие портовой инфраструктуры внутренних водных путей международного значения, повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, развитие сети крупных международных узловых аэропортов и обновление парка воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации, развитие сети железных дорог на направлениях транспортных коридоров, обновление  парка локомотивов  и грузовых вагонов.

Достижение данной цели будет означать переход к  формированию в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и созданию прочной основы для успешной интеграция России в  мировую транспортную систему, превращение  экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны. 

Цель 4 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы обеспечивается решением задач по повышению надежности и безопасности движения  по автомобильным дорогам федерального значения,  строительству обходов железнодорожных узлов, повышению уровня безопасности  и качества  навигационного обслуживания на транспорте, обеспечению деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на транспорте, сокращению количества нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере транспортного комплекса,  развитию материально-технической базы учебных и медицинских учреждений на транспорте, удовлетворению потребности организаций транспорта в специалистах, с уровнем профессиональной подготовки, отвечающей требованиям безопасности функционирования и развития транспортной системы; повышению эффективности противодействия террористическим угрозам и уровня мобилизационной готовности.

Цель 5 - улучшение инвестиционного  климата и развитие рыночных отношений на транспорте. Подготовка комплексных проектов по развитию транспортной инфраструктуры и их реализация на условиях государственно-частного партнерства позволит повысить инвестиционную привлекательность транспортной отрасли, обеспечить привлечение внебюджетных инвестиций для достижения прогнозируемых на среднесрочную перспективу количественных и качественных показателей ее работы.  

3. Показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации государственной программы

Показатели  программы характеризуют конечные общественнозначимые результаты развития транспортной системы и оценивают социальные и экономические эффекты для общества в целом  (группы потребителей) вследствие функционирования  транспортной системы. К таким показателям относятся транспортоемкость валового внутреннего продукта, транспортная подвижность населения, экспорт транспортных услуг и число происшествий на транспорте.

Основными результатами реализации программы станет снижение транспортоемкости валового внутреннего продукта за время реализации Государственной программы на 1,0 процент к уровню 2010 года, что означает повышение эффективности функционирования транспортного комплекса и снижение доли транспортных издержек в цене готовой продукции. Это позволит повысить конкурентоспособность и эффективность отраслей экономики обеспечить рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющих на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Реализация мероприятий программы позволит увеличить долю автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям,  внутренних водных путей, соответствующих параметрам  Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации,  обеспеченность регионов страны аэропортами. Будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста и региональных кластеров.

Одним из важнейших  результатов программы является рост транспортной подвижности населения в 1,3 раза к уровню 2010 года, что позволит повысить социальную активность, трудовой и творческий потенциал человека.

Достижение  этого результата обусловлено ростом удовлетворения потребностей населения по передвижению, повышением доступности и качества транспортных услуг. Количество населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием увеличится на 2,3 тыс. единиц, объем пассажиров, перевезенных воздушным транспортом на социально-значимых маршрутах, составит 670 тыс. человек в год.

Повышение доступности  транспортных услуг также непосредственно  повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского  хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.

Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего  совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, ускорит рост внутреннего валового продукта. Повышение конкурентоспособности российской транспортной системы позволит обеспечить рост экспорта транспортных услуг в 1,5 раза.

Важным результатом повышения  конкурентоспособности транспортной системы станет также рост объемов перевалки грузов в российских портах повышение привлекательности российских коммуникаций для транзитных грузопотоков. Совершенствование технических характеристик международных  транспортных коридоров и транспортно-технологической инфраструктуры будет способствовать снижению издержек во внешнеторговых цепях поставок, что благоприятно повлияет на конкурентоспособность российских экспортеров.

Обновление парков транспортных средств  позволит повысить конкурентоспособность отечественных перевозчиков  на мировом рынке транспортных услуг.

Реализация  мероприятий по повышению комплексной  безопасности и устойчивости транспортной системы позволит сократить число  происшествий на транспорте на 20,1% к уровню 2010 года, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, подготовить квалифицированные кадры для транспортной отрасли. Количество дорожно-транспортных происшествий на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий сократится за период реализации программы на 16 процентов. Доля защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям обеспечения транспортной безопасности, увеличится на 35,3 процента к уровню 2011 года.

Применение на транспорте инновационных  решений, наряду с повышением эффективности, будет способствовать существенному  повышению устойчивости транспорта в аспектах безопасности движения и  перевозок, транспортной безопасности и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Особенно значимым социально-политическим результатом реализации данного приоритета станет повышение уровня общенациональной безопасности и снижение террористических рисков.

Одним из результатов программы станет повышение эффективности государственного управления, качества и оперативности предоставления государственных услуг.

Действия государства по развитию транспортной системы будут сочетаться с эффективной предпринимательской  деятельностью в отрасли. Совершенствование правовой базы и улучшение инвестиционного климата обеспечит привлечение необходимых для решения задач развития транспорта инвестиций юридических лиц, рост капитализации транспортного сектора, его экономическую стабильность, применение инновационных решений, рост качества транспортных услуг.

4. Перечень и краткая характеристика федеральных целевых программ и подпрограмм государственной программы

Достижение  целей программы и решение ее задач осуществляется в рамках федеральных целевых программ, Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и 8 подпрограмм.

В составе программы включены две федеральные целевые программы  «Развитие транспортной системы России (2010 - 2019 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2018 годы)».

Федеральная целевая  программа  «Развитие транспортной системы России (2010 - 2019 годы)» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377) и в настоящее время откорректирована с продлением срока ее реализации до 2019 года. Государственный заказчик - координатор - Министерство транспорта Российской Федерации. Объем финансирования мероприятий ФЦП за 2010-2019 годы в ценах соответствующих лет составляет 12012,6  млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 4873,8 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации – 153,9 млрд. рублей, внебюджетных источников - 6984,9 млрд. рублей тыс. рублей.

Федеральная целевая программа «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2018 годы)» утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации от  29.12.2007 г. № 1974-р и в настоящее время откорректирована с продлением срока ее реализации до 2018 года. Государственный заказчик-координатор программы Министерство транспорта Российской Федерации. Государственные заказчики - Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Объем финансирования мероприятий за 2009-2018 годы составляет 92313,4 млн. рублей, в том числе из внебюджетных источников – 29595,1  млн. рублей, из средств федерального бюджета 627189,3 млн. рублей.

Программа включает также «Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №1285-р (далее - комплексная программа).

Комплексная программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Координатором комплексной программы является Министерство транспорта Российской Федерации. Общий объем финансирования комплексной программы из федерального бюджета в 2010 – 2013 годах составляет 46749,2 млн. рублей.

Программа включает подпрограммы, которые направлены на создание условий для повышения эффективности реализации государственных функций  и обеспечение реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. При формировании подпрограмм государственной программы заложен принцип максимального охвата всех сфер деятельности исполнителей и повышения эффективности бюджетных расходов. 

В составе программы реализуются подпрограммы  «Железнодорожный транспорт», «Дорожное хозяйство», «Гражданская авиация и аэронавигационное обеспечение», «Морской и внутренний водный транспорт», «Контроль и надзор на транспорте», «Развитие платных автомобильных дорог», «Организация транспортного обеспечения Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани»,  «Обеспечение реализации программы».

Подпрограммы программы носят отраслевой и функциональный характер и будут реализованы в установленной сфере деятельности уполномоченных органов государственной власти (Минтранс России, подведомственные агентства и служба). Подпрограммы являются взаимно независимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы не зависит от выполнения мероприятий другой подпрограммы. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется Минтрансом России в соответствии с утвержденными паспортами подпрограмм и годовым планом реализации программы.

В подпрограммы включены мероприятия по обеспечению эксплуатации, содержанию и ремонту объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, поддержке социально-значимых видов транспортных услуг и реализации транспортных объектов, обеспечению функций государственного управления на транспорте и другие.

Подпрограмма  «Железнодорожный транспорт» включает мероприятия по компенсации потерь в доходах транспортных предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, подготовке специалистов для обеспечения устойчивого функционирования и комплексной безопасности на транспорте, участие в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитие города Сочи как горноклиматического курорта и созданию условий для реализации подпрограммы.

Информация о работе Государственные программы развития транспортной системы в России