Характеристика понятия дорожно-транспортного происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России за последние годы приобрели постоянно обостряющийся характер.
Развивающаяся экономика, с одной стороны, стимулирует развитие и расширение автомобильных перевозок, с другой - несет отрицательные последствия, приводя к росту числа дорожно-транспортных происшествий, численности погибших и раненых на дорогах, загрязнению окружающей среды, увеличению экономического ущерба.

Файлы: 1 файл

vads_kursach.docx

— 163.58 Кб (Скачать файл)

Еще 25 лет назад нами выделялись три категории детей — участников дорожного движения: пешеходы, пассажиры и велосипедисты. Сегодня к ним прибавились роллеры, мотоциклисты и несовершеннолетние водители автомобилей. На наш взгляд, одним из наиболее действенных способов подготовки грамотных молодых участников дорожного движения, а соответственно профилактики детского травматизма на дорогах, может считаться проведение с детьми занятий по безопасности дорожного движения в условиях, максимально приближенных к действительности. Эти условия можно воссоздать на территории специально оборудованных автогородков, где используются различные средства передвижения, такие как велосипеды, мопеды, электромобили. В настоящий момент в Центральном федеральном округе создано около 220 автогородков и автоплощадок. Однако если учесть, что свыше 180 из них находятся в Белгородской области, 33 — в Москве, то видно, насколько отстают в этом деле остальные регионы [73].

Важное место в работе по пропаганде безопасности дорожного движения отводится системному взаимодействию государственных, правоохранительных органов, средств массовой информации. В первую очередь оно проводится через областные целевые программы по безопасности дорожного движения. Средства, а соответственно возможности, закладываются разные, но в целом реализация на местах ФЦП осуществляется нарастающими темпами. Здесь применяются самые разные формы. Например, в Ханты-Мансийском округе для информирования населения используются возможности сайта администрации округа, в Тюмени — телевидения «Регион-Тюмень». В Свердловской области на областном телевидении функционирует телепрограмма «Патрульный участок». По линии ГИБДД выходит от 3 до 6 сюжетов в неделю по наиболее значимым событиям. Особое значение придается вопросам реализации ФЦП в интервью руководителей и должностных лиц различного ранга.

Работа в рамках ФЦП ведется с учетом возрастных категорий жителей региона. И в первую очередь внимание всех задействованных исполнителей программы нацелено на подрастающее поколение.

Например, в Курганской области в течение последней четверти учебного года проходила акция «Ваше внимание — наша безопасность». В рамках акции дети рисовали рисунки-обращения к водителям, а также дорожные ситуации, в которые они не хотели бы попасть. В День защиты детей в ходе специализированного рейда такие рисунки вручались водителям с соответствующим освещением в СМИ. Для привлечения внимания к проблеме безопасности детей и подростов в летний период прошел конкурс мотоциклистов.

В Ханты-Мансийском автономном округе проведена профилактическая акция «Пусть детство будет безопасным», в рамках которой по центральным улицам г. Югры прошла демонстрация детей с лозунгами и призывами по безопасности дорожного движения. Её проведению предшествовала большая подготовительная работа. Ребята вместе с педагогами мастерили знаки дорожного движения, писали лозунги и призывы на транспарантах, выучили стихи и песни о Правилах дорожного движения. Одним шествием дело не ограничилось. На центральной площади города состоялось театрализованное представление по тематике БДД. Аналогичные акции проведены в Тюмени, где дети с плакатами «Моя жизнь — в твоих руках!», «Берегите детей на дорогах» вышли на улицы города. Также в Тюмени с целью обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах проведена акция «Вежливый водитель». Водителям, пропускающим пешеходов, сотрудниками ГИБДД в присутствии телекамер вручались наклейки «Я люблю пешехода». Была проведена акция листовок-рисунков «Спасите наши жизни!». Детские рисунки и обращения сотрудники ГИБДД распространили среди взрослых водителей.

При поддержке Управления ГИБДД Челябинской области для детей разных возрастов на сцене театров демонстрируются три спектакля по Правилам дорожного движения, регулярно выходит детская познавательная телепередача. В Тюменской области изготовлены два выпуска детского фильма «Зебра», организован показ спектакля «Умный светофор» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В Свердловской области с прошлого учебного года в рамках региональной программы «Культура безопасности жизнедеятельности» количество учебных часов с 5-го по 9-й классы по изучению ПДД увеличено с 1 часа до 4-6 часов в год. Активное сотрудничество с институтом регионального развития образования Свердловской области позволило направить усилия преподавателей ОБЖ в сторону безопасности дорожного движения, на постоянной основе привлекать инспекторов по пропаганде для выступления с лекциями по данному направлению в педагогических коллективах, использовать возможности различного рода конкурсов кабинетов ОБЖ, проводимых с уклоном безопасности дорожного движения.

Судить о результатах информированности населения об основных положениях ФЦП позволяет мониторинг общественного мнения. Как показывает анализ анкет, с каждым кварталом все большее количество респондентов начинают понимать цели и задачи ФЦП. Есть и критические замечания в адрес Госавтоинспекции. Они принципиально проверяются. В этом плане со службами КПО и УСБ ГУВД— полное взаимопонимание. Кроме телефона доверия, в Свердловской области работает круглосуточный бесплатный пейджер, где можно позвонить по номеру телефона «002» и для абонента «Госавтоинспекция» оставить сообщение. В Тюменской области в ходе подготовки и проведения всероссийской акции «Внимание, дети!» открыта «горячая линия», куда родители, пешеходы сообщают информацию о недостатках в организации дорожного движения.

Руководители всех подразделений пропаганды отмечают огромную практическую ценность регулярных изданий «Stop-газета» и «Добрая Дорога Детства», откуда черпаются новые идеи, направленные на профилактику безопасности дорожного движения. На территориях всех субъектов проводится активная подписная кампания, даже если это сопряжено с определенными финансовыми затруднениями.

Немаловажным фактором в психологической борьбе с нарушителями ПДД является серия сюжетов об оснащении Госавтоинспекции новейшими приборами для видеофиксации нарушений, в том числе в ночное время, поиске и задержании преступников. Так, в преддверии 71-й годовщины Госавтоинспекции администрация Свердловской области в торжественной обстановке передала в службу ГИБДД 380 новых патрульных автомобилей. Они были построены на центральной площади г. Екатеринбурга. Конечно, это событие стало основной новостью для водителей на ближайшие несколько дней. Ведь обсуждение в шоферских курилках вопросов технического оснащения ГИБДД напрямую влияет на количество нарушений ПДД водителями. Аналогичная широкомасштабная информационная кампания была проведена в Челябинской области, где только за последнее время приобретено 25 видеофиксаторов, свыше 100 скоростемеров, работает многопараметрическая лаборатория, внедряется система маршрутного ориентирования.

Без финансового обеспечения невозможно проводить и развивать пропагандистские мероприятия. Одним из вариантов решения проблемы может явиться профицит бюджета субъекта, возникающий из-за превышения доходов над расходами. «Излишние» деньги депутаты начнут распределять на осенней сессии областной (краевой) думы. И здесь имеется реальная возможность получить дополнительное финансирование на осуществление информационных проектов [74].

Таким образом, можно говорить о большом отечественном позитивном опыте в области обеспечения безопасности дорожного движения, который возможно применить с учётом специфики того или иного субъекта РФ. Но только совместными усилиями всех сторон на местном, региональном и общенациональном уровне можно добиться необходимых результатов.

5.Планирование мероприятий по  повышению безопасности дорожного  движения на существующих дорогах

 

Устранение участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах является составной частью федеральных, региональных и местных программ повышения, безопасности дорожного движения, разрабатываемых на основе Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направленных на комплексное решение проблемы сокращения количества дорожно-транспортных происшествий. Указанные программы имеют, как правило, межведомственный характер.

Федеральные государственные программы безопасности дорожного движения, содержащие проекты по снижению уровня аварийности на участках концентрации ДТП, разрабатывают в соответствии с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

В системе дорожного хозяйства планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП осуществляется в порядке, предусмотренном действующими нормативно-техническими и нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку, согласование и утверждение:

- программами дорожных  работ по совершенствованию и  развитию дорожной сети;

- инвестициями в автомобильные  дороги;

- проектной документацией;

- планами работ по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных  дорог.

В зависимости от капитальности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП и, соответственно, возможных сроков их реализации, а также исходя из установленного порядка разработки, согласования и утверждения программ дорожных работ следует различать следующие виды их планирования:

- краткосрочное (оперативное);

- годовое;

- долгосрочное и среднесрочное (программное).

Краткосрочное (оперативное) планирование мероприятий по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП осуществляется при назначении работ по содержанию дорожной сети на участках, элементах дорог и дорожных сооружений, транспортно-эксплуатационные показатели которых не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 и «Временного руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог». Планирование работ и ликвидация таких дефектов транспортно-эксплуатационного состояния дорог должны выполняться по мере их обнаружения в установленные сроки в соответствии с технологиями дорожных работ, принятыми в «Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог» (ВСН 24-88). На период выполнения работ по ликвидации выявленных дефектов на соответствующих участках дорог в предусмотренном порядке должны быть введены временные ограничения движения транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Приоритетность реализации мероприятий по повышению безопасности движения при краткосрочном (оперативном) планировании дорожных работ, направленных на доведение транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети до допускаемого уровня содержания, должна определяться степенью опасности участков концентрации ДТП, на которых выявлены дефекты, влияющие на условия безопасности движения, а также степенью опасности самих этих дефектов.

Годовое планирование мероприятий по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП осуществляется при составлении годовых программ дорожных работ на федеральных и территориальных дорогах.

Обосновывающие материалы к указанным программам должны содержать:

- сведения об участках  концентрации ДТП (местоположение, степень опасности, перечень дорожных  факторов, способствующих их возникновению);

- сведения о запланированных  мероприятиях по повышению безопасности  движения на участках концентрации  ДТП (наименование, адрес и срок  проведения, стоимость).

Дополнительно должен быть составлен план мероприятий по организации системы диагностики состояния дорог по органам дорожного управления, включающий обследование опасных участков дорожной сети в целях установления причин и условий их возникновения, а также выработки соответствующих контрмер по повышению безопасности дорожного движения.

Долгосрочное и среднесрочное (программное) планирование мероприятий по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП и их предупреждению осуществляется при разработке программ совершенствования и развития дорожной сети, программ развития дорог, обоснования инвестиций, разработки инженерных проектов.

Основные задачи долгосрочного и среднесрочного планирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП реализуются на основе:

- учета социально-экономических  потерь от дорожно-транспортных  происшествий при определении  экономической целесообразности  и очередности проведения работ  по ремонту, реконструкции и строительству  дорог и дорожных сооружений;

- обоснования сокращения  количества и тяжести последствий  дорожно-транспортных происшествий  при реализации выбранного варианта  развития дорог;

- оценки технических решений  в инженерных проектах дорог  по критериям обеспечения безопасности  дорожного движения.

Разработка указанных программ и инженерных проектов должна соответствовать требованиям ОДН «Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ, финансируемых из Федерального дорожного фонда».

При планировании дорожных работ по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП требуется для каждого такого участка на основе технико-экономической оценки вариантов улучшения дорожных условий выбрать наиболее эффективный комплекс мероприятий.

Для выбора наиболее эффективного комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП следует:

- провести диагностику  участков концентрации ДТП для  установления элементов и характеристик  дороги, не отвечающих нормативным  требованиям;

- составить на основе  анализа данных о дорожных  условиях и состоянии аварийности  перечень возможных мероприятий, которые позволят устранить неблагоприятные  дорожные факторы, способствующие  возникновению ДТП на рассматриваемых  участках их концентрации;

- выполнить на каждом  участке концентрации ДТП технико-экономическое  сравнение комплексов мероприятий  по повышению безопасности дорожного  движения;

- определить, в рамках  какого вида планирования учитывать  выбранные комплексы мероприятий  по повышению безопасности дорожного  движения при подготовке в  установленном порядке необходимой  технической документации для  их реализации и обоснования  инвестиций.

Расчеты по выявлению участков концентрации ДТП и их диагностике должны ежегодно выполняться до начала формирования специализированными органами дорожного управления планов и программ работ по реконструкции, ремонту и содержанию обслуживаемой сети дорог.

На основе анализа результатов диагностики участков концентрации ДТП устанавливают показатели и характеристики состояния дороги, способствующие формированию таких участков, и назначают соответствующие мероприятия по их ликвидации.

Информация о работе Характеристика понятия дорожно-транспортного происшествия