История автозавода «ГАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:18, реферат

Описание работы

Горьковский автомобильный завод (сокращённо «ГАЗ») — российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 годы — Горький).

Содержание работы

Введение
1 История
1.1 Строительство и довоенные годы
1.2 1941—1945 годы
1.3 1946—1960 годы
1.4 1961—1980 годы
1.5 1981—1991 годы
1.6 1992—2000 годы
1.7 2000—2010 годы
1.7.1 ГАЗ и кризис 2008—2010 годов
1.7.2 ГАЗ в 2011 году
2 Награды
3 Продукция и сбыт
4 Модельный ряд
4.1 Легковые автомобили
4.2 Серийные (базовые) грузовые автомобили ГАЗ
4.3 Автомобили повышенной проходимости
4.4 Автобусы ГАЗ
4.5 Военная техника
4.6 Экспериментальные
4.7 Гусеничные транспортёры
5 Примечания
Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат ГАЗ.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное

Учреждение Высшего профессионального Образования

 

«Юго-Западный Государственный Университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра автомобилей,

транспортных систем и процессов

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Введение в специальность»

на тему: История автозавода «ГАЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы АХ-01Ф             Шалавин М.Н.

 

Принял                                                                     Агеев Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

г.Курск- 2012г.

Содержание

 

 

 

Введение

1 История

1.1 Строительство и довоенные годы

1.2 1941—1945 годы

1.3 1946—1960 годы

1.4 1961—1980 годы

1.5 1981—1991 годы

1.6 1992—2000 годы

1.7 2000—2010 годы

1.7.1 ГАЗ и кризис 2008—2010 годов

1.7.2 ГАЗ в 2011 году

2 Награды

3 Продукция и сбыт

4 Модельный ряд

4.1 Легковые автомобили

4.2 Серийные (базовые) грузовые автомобили ГАЗ

4.3 Автомобили повышенной проходимости

4.4 Автобусы ГАЗ

4.5 Военная техника

4.6 Экспериментальные

4.7 Гусеничные транспортёры

5 Примечания

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Горьковский автомобильный завод (сокращённо «ГАЗ») — российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 годы — Горький). Входил в состав ОАО «ГАЗ», но в 2005 году в ходе реструктуризации сборочные производства легковых и грузовых автомобилей выделены в отдельное дочернее общество — ООО Автомобильный завод «ГАЗ». В августе, после сокращений 2009 года, на ОАО «Горьковский автомобильный завод» и ООО Автомобильный завод «ГАЗ» работало 27 тыс. человек[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История

 

1.1.Строительство и довоенные годы

 

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-А и Ford-АА.

 

Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».

 

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: на ГАЗовских моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовые гайки были заменены на миллиметровые. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА:

                  в 1933 году — 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на Горьковском заводе автобусов (ГЗА, бывш. «Гудок Октября»);

 

 

 

 

Автобус ГАЗ-03-30 (производился в 1933—1941, 1945—1950 годах)

                  в 1934 году — 2-тонный трёхосный (6×4) грузовик ГАЗ-ААА и 1,2-тонный самосвал ГАЗ-410;

                  в 1938 году — модернизированный 50-сильный грузовик ГАЗ-ММ, газогенераторный 1-тонный грузовик ГАЗ-42, полугусеничный грузовик ГАЗ-60 и санитарный автомобиль ГАЗ-55, выпускавшийся на ГЗА.

                  в 1933 году на базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной от полуторки и металлической платформой на 500 кг груза. Кроме того, мелкосерийно выпускались закрытые седаны ГАЗ-3 и ГАЗ-6.

 

 

17 апреля 1935 года, с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.

 

Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку американской фирмы на протяжении ещё 5 лет после пуска завода. Так в СССР получили документацию на модель Ford Model B 1933 модельного года. Она отличалась закрытым кузовом с современным обликом и четырёхцилиндровым двигателем (в отличие от Ford Model 18 со сложным в производстве восьмицилиндровым). Модель была принята для производства на ГАЗе, но с достаточно серьёзными доработками по требованиям эксплуатации в СССР, например, две поперечные рессоры заменены на четыре продольные, а двигатель оставлен 4-цилиндровым, но с увеличенной до 50 л. с. мощностью. В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «эмка». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью. На базе «эмки» был создан ряд серийных модификаций:

      в 1937 году — пикап ГАЗ-М415 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза;

      в 1939 году — модернизированный седан ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11;

      в 1940 году — полноприводный фаэтон ГАЗ-61-40;

      в 1941 году — первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом типа седан ГАЗ-61-73.

 

Перед самым началом Великой Отечественной войны на ГАЗе был создан армейский командирский полноприводный автомобиль («джип») ГАЗ-64. Первый автомобиль был выпущен в августе 1941 года. Практически одновременно с выходом американскго джипа -Willys-MA. При этом Газ 64 превосходил американский аналог по многим параметрам.

 

В меньшей степени известно о работах на ГАЗе в области танкостроения. В 1936 году предприятие выпустило первую серию малых плавающих танков Т-38, разработанных на московском заводе № 37. Однако после сдачи 35 машин их производство было завершено, а конструкторский коллектив попытался разработать альтернативный и свой вариант малого плавающего танка. Это завершилось созданием прототипа ТМ («Танк Молотова»), который по ряду характеристик превосходил Т-38, по ряду — уступал, а в целом оба этих типа обладали крайне ограниченной боеспособностью. В результате до осени 1941 года танкостроение на ГАЗе дальнейшего развития не имело, хотя предприятие обладало огромным потенциалом по выпуску лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники, нужной Красной Армии. Он оказался востребованным впоследствии.

 

1.2.1941—1945 годы

 

      ГАЗ-67Б

 

В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.

 

В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В октябре 1941 года завод

освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик. Тогда же с учётом бо́льших возможностей ГАЗа по сравнению с московским заводом № 37, разработчиком Т-60, началось проектирование более боеспособного варианта лёгкого танка с усиленным бронированием и вооружением. Уже в декабре был построен его прототип Т-70, а после доработки он стал вторым по численности танком Красной Армии Т-70. В серию эта боевая машина пошла с апреля 1942 года. Также той же весной на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64. В 1943 году были освоены модернизированный

ГАЗ-67Б

(с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. Танковое конструкторское бюро ГАЗ под руководством Николая Александровича Астрова в течение второй половины 1942 года работало над усилением ходовой части Т-70, чтобы устранить самый главный его недостаток — одноместную башню. Так в октябре 1942 года на конвейере Т-70 был сменён своей модификацией Т-70М, а в декабре того же года был успешно испытан и принят на вооружение лёгкий танк Т-80 с двухместной башней. Поскольку очень велика была потребность Красной Армии в самоходной артиллерии, в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (СУ-12). Поскольку переход на изготовление лёгкого танка Т-80 мог повлечь за собой снижение числа отгружаемых армии Т-70М и СУ-76, его выпуск решили организовать в Мытищах на заводе № 40, а горьковчане построили пять опытных и предсерийных машин этого типа. В 1943 году работы танкового КБ были сосредоточены на совершенствовании САУ СУ-76, поскольку её изначальный вариант обладал тяжёлым дефектом моторно-трансмиссионной группы. Эти усилия увенчались успехом, усовершенствованная модель самоходки (СУ-15, а позже СУ-76М второй версии) была избавлена от этого недостатка. Также конструкторы ГАЗа разработали несколько опытных образцов колёсной и гусеничной бронетехники, которые не пошли в серию по различным причинам, например, САУ КСП-76, ГАЗ-74 и т. д. В тот же период был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор Виталий Андреевич Грачёв [источник не указан 343 дня], удостоенный за создание броневика БА-64 Сталинской премии за 1942 год.

 

За годы Великой Отечественной войны было выпущено:

o        автомобилей — 176 221 шт. (включая сборку из ленд-лизовских комплектов грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);

o        танков — около 12 000 шт.;

o        самоходных установок — более 9 000 шт.;

o        миномётов — 24 000 шт.;

o        автомобильных моторов — 232 000 шт.;

o        снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.

 

В 1943 году только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий. Прервалось поточное производство. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней. Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА, на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64. Однако изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года. Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов.

 

Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

 

 

1.3.1946—1960 годы

По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63, а в 1949-м создан прототип джипа ГАЗ-69 «Труженик». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ», началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953—1954 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод — УАЗ), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М-72 на агрегатах ГАЗ-69.

В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий.

 

Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким как ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была присуждена высшая награда — Гран-при.

 

ГАЗ-21Р «Волга» (1962—1970)

ГАЗ-13 (1959—1981)

Информация о работе История автозавода «ГАЗ»