Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:27, реферат
История автомобильного рынка начинается с изобретением первого автомобиля и зарождением автомобилестроения в Германии в XIX веке. Задолго до этого были изобретены самодвижущиеся экипажи на паровых и двигателях внутреннего сгорания, однако реализация подобных автомобилей была незначительной. Только в конце XIX века Карл Бенц предложил покупателю готовое к эксплуатации транспортное средство, а Готлиб Даймлер запустил в производство функциональный автомобильный двигатель.
История автомобильного рынка начинается
с изобретением первого автомобиля и зарождением автомобилестроения
Первым в мире автомобилем, запущенным в производство в 1886 году стал трёхколёсный автомобиль К. Бенца, сконструированный им в 1885 году. Он имел следующие технические характеристики:
Автомобили «Daimler», разработанные совместно Г. Даймлером и Вильгельмом Майбахом, были запущены в производство в 1895 году. Благодаря некоторым техническим решениям (например: низко расположенная легкая рама), автомобили «Daimler» были более надёжными, безопасными и легкими в управлении. Примерно с 1890 года начало развиваться автомобильное производство во Франции. Наиболее известной французской фирмой того периода была «Panhard et Levassor». Первым самостоятельно разработанным и поставленным на производство в Англии стал автомобиль марки «Lanchester» в 1900 году. Таким образом, мировой автомобильный рынок зародился и начал развиваться в Европе.
На первых этапах развития автомобильного рынка покупателям нередко приходилось покупать двигатель и шасси у одного производителя, а кузов у другого, так как многие фирмы специализировались на чем-то одном. При этом, в большинстве случаев, не возможно было купить готовый товар: все производилось «под заказ». Это было связано с преобладанием в отрасли кустарного производства. Первые автомобили были рассчитаны только на двоих пассажиров. С возрастанием спроса и увеличением конкуренции, производители стали прислушиваться к требованиям потребителей: появились автомобили на четыре пассажира.
Во времена формирования автомобильного рынка не существовало автомобильных брендов в современном их понимании. Каждая мастерская могла изготавливать автомобиль под своим именем. Для того, чтобы выделить свою продукцию среди многочисленных конкурентов, автопроизводители стремились участвовать в спортивных гонках, что является проявлением маркетинговой стратегии. В настоящее время этим приёмом пользуются только производители спорткаров.
Первые автомобили были весьма дорогими, что ограничивало круг потребителей. В дальнейшем автомобиль из предмета роскоши превратился в предмет потребления. Особенно стремительно это происходило в США, где был самый ёмкий автомобильный рынок в мире. Первый американский доступный автомобиль был произведен компанией «Oldsmobile» в 1901 году и назывался «American Curved Dash».
Новый этап развития автомобильного
рынка начался с внедрения в автомобильной
промышленности массового способа
производства с использованием конвейера. Автомобилем, ознаменовавшим
начало новой эпохи, стал «Ford Model Т» в 1908 году, сконструированный Генри Фордом. Это был недорогой (более че
на треть дешевле конкурентов) и надежный
автомобиль, способный проехать даже по
сельским дорогам (дорожная система США в то время была слаборазвита).
После нескольких лет производства «Ford
Model Т», в 1913 году на предприятии был введен метод стандартизации и взаимоз
Третий этап развития автомобильного
рынка связан с внедрением системы «бережливого»
производства (lean production). Впервые этот способ
производства автомобилей был применен
компанией "Toyota Motor Corporation" в конце 40-х годов XX в. «Бережливое» производство
позволяет достигнуть более выгодного
соотношения цена/качество в условиях дефицита ресурсов и падения спроса. Также это
позволило сократить сроки поставки товара
и ускорить внедрение технических инноваций. Применение «бережливого»
производства позволило автопроизводителям
из Японии, в особенности "Toyota", достаточно
быстро завоевать большую долю рынка,
потеснив прежних лидеров, таких как GM. Критерии конкурентоспособности
С развитием компьютерных технологий возрастает влияние Интернета на развитие автомобильного рынка. Многие люди пользуются Интернетом для купли-продажи подержанных автомобилей. Торговля новыми автомобилями через Интернет пока незначительна даже в развитых странах.
С началом мирового экономического кризиса в 2008 году мировой автомобильный рынок пошел на спад. Объемы продаж уменьшились практически на всех рынках. Наименьшие потери понес рынок Китая. В настоящее время мировой рынок постепенно растает, приближаясь к докризисным результатам. Немаловажную роль в этом исполнили программы утилизации старых автомобилей, внедренные в большинстве развитых стран в период спада.
В последние годы на развитие
автомобильного рынка возрастает влияние
технологических инноваций в разработке силовых агрегатов автомобилей.
В силу подорожания автомобильного топлива и загря
МИРОВОЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ
В настоящее время мировой рынок легковых автомобилей
отличается неоднородностью и развивается
непропорционально. В 2012 году крупнейшие
автомобильные рынки мира продемонстрировали
различные тенденции – в США спрос на
автомобили приблизился к докризисному
уровню, Китай сумел сохранить звание
крупнейшего авторынка мира, продажи в
Европе обвалились на фоне финансового
кризиса, а российский авторынок продолжил
рост (табл. 1).
Таблица 1 – Результаты продаж
легковых автомобилей на ведущих мировых
рынках.
№пп |
Национальный рынок |
Объем реализа- ции автомобилей в 2012 г., млн. шт. |
Прирост объемов реализации авто- мобилей на рын- ке, % |
1 |
США |
14,5 |
+13 |
2 |
Франция |
1,9 |
-14 |
3 |
Испания |
0,7 |
-13 |
4 |
Великобритания |
2,04 |
+5,3 |
5 |
Германия |
3,1 |
-2,9 |
6 |
Италия |
1,4 |
-19,9 |
7 |
Япония |
3,39 |
+26 |
8 |
Россия |
2,76 |
+10 |
9 |
Китай |
14,68 |
+6,8 |
Авторынок Китая начал резко
расти в 2009 году, когда увеличение спроса
на китайские машины составило 59,1% по
сравнению с аналогичным показателем
предыдущего года. С тех пор китайский
авторынок продолжает стабильно расти,
не смотря на то, что темпы его роста существенно
замедлились.
Лидерами роста авторынка Китая
в 2012году (без учета местных марок) стали
преимущественно люксовые европейские бренды – BMW, Audi, а также
Jaguar и Land Rover. Спрос на автомобили BMW (326
тыс. машин) и Audi (405,8 тыс. машин) вырос за
год на 30 – 40%, а для Jaguar и Land Rover Китай стал
крупнейшим рынком сбыта: спрос на эти
машины увели- чился на 70% (73,3 тыс. машин
в сумме для обеих марок).
Кроме того, заметно вырос спрос
на автомобили американских компаний Ford и General Motors (2,85 млн), но не столь
заметно, как у европейских люксовых марок.
Рост составил 21% и 14,7% соответственно.
В январе-феврале 2013 года продажи
легковых автомобилей в Китае выросли
самыми быстрыми темпами с 2010 года, несмотря
на ослабление макроэкономических показателей
в стране. Согласно данным Китайской ассоциации
автопроизводителей (CAAM), продажи автомобилей
дилерским центрам в первые два месяца
2013 года подскочили на 20% – до 2,84 млн. единиц
с 2,37 млн. за аналогичный период 2012 года.
Как прогнозирует CAAM, за 2013 год в целом
продажи автомобилей на китайском авторынке
увеличатся на 7% и впервые превысят 20 млн.,
чему будет способствовать восстановление
экономического роста и продолжающийся
отток населения в города. В прошлом 2012
году году наблюдался подъем на 4,3%, в 2011
году – на 2,5%.
Наиболее продаваемым седаном
в Китае в 2012 году явился автомобиль Volkswagen
Lavida. Первое место среди внедорожников
заняла модель Haval производства китайской
Great Wall Motor Co.
Продажи автомобилей в Китае, по мнению экспертов,
будет увеличиваться вместе с растущей
экономикой, но местные автопроизводители
столкнутся с более заметными трудностями
в своей борьбе за удержание и увеличение
доли на рынке. Конкуренция на китайском
авторынке будет усиливаться, поскольку
иностранные производители будут наращивать
меры, направленные на увеличение своей
доли. В частности, в наступившем году
немецкий автоконцерн Volkswagen и американский
General Motors будут соперничать за лидерство
среди зарубежных автопроизводителей,
улучшая свои позиции за счет снижения
спроса на автомобили японских марок.
Volkswagen в 2013 году может реализовать в Китае
2,7 млн. автомобилей, а GM – 2,65 млн. машин.
Положительная динамика роста
наметилась на автомобильном рынке США.
В США в 2012 году было продано 14,5 млн. машин,
что на 13% больше, чем годом ранее. Для местного
авторынка 2012 год стал лучшим за последние
пять лет и ознаменовал возвращение к
докризисным показателям (в 2007 году в США
купили 16,1 млн. машин).
Эксперты считают, что расширению авторынка США поспособствовало
укрепление экономики страны, а также
рост уверенности американцев в завтрашнем
дне – многие автовладельцы, державшиеся
за свои старые машины во время рецессии,
наконец решили сменить свои автомобили.
У людей появилась уверенность в перспективах
собственного трудоустройства, а банки
и другие кредиторы стали более открытыми
– эти факторы повлияли на возвращение
клиентов на рынок.
Лидерами роста в США в 2012 году
стали компании Volkswagen за счет модели Passat,
а также Chrysler, чьи автомобили Dodge Caravan и
Jeep Grand Cherokee помогли компании достичь высоких
результатов. Более того, Volkswagen смог превысить
установленный ранее план продаж в 500 тыс.
машин в США: по данным за ноябрь, компания
уже продала в Соединенных Штатах 577 тыс.
автомобилей.
Продажи японских компаний Toyota, Honda и Subaru выросли в США
в 2012 году на 24–28%, эффективно компенсировав,
таким образом, низкие показатели 2011 года,
связанные с землетрясением в Японии.
Из-за при- родного катаклизма поставки
машин ключевых японских автопроизводи-
телей на крупнейшие рынки были сорваны.
Кроме того, американские потребители
продемонстрировали значи- тельный интерес к автомобилям с альтернативными
силовыми установка- ми. По данным компании
Mintel, продажи гибридов и электрокаров
вырос- ли на 73% в 2012 году в США, достигнув
показателя в 440 тыс. машин.
Помимо этого американские производители первыми
отреагировали на еще одну важную тенденцию
мирового автомобильного рынка – массовое
увлечение потребителей автомобильной продукции эко ориентированными
системами. Переход автомобильной индустрии на более безопасные
(для окружающей среды) механизмы – вынужденная
мера, продиктованная пересмотром европейских стандартов. Вынужденные
адаптировать соб- ственные автомобили
под международные требования, первыми
занялись выпуском экономичных эко ориентированных
установок в американской компании Форд (системы ЭкоБуст).
Не смотря на то, что по мнению
аналитиков рынка экономическая не- определенность
внутри США и побочный эффект от замедления ведущих
экономик за рубежом будут замедлять темпы
экономического роста, вклю- чая показатели
продаж автомобилей, тем не менее в данном секторе
про- должается рост. Так, по итогам февраля
2013 года американский авторы- нок вырос на 4% и составил
1,2 млн. легковых автомобилей и внедорожни- ков. Наибольший рост реализации по итогам первых
двух месяцев 2013 года показали Volkswagen, Ford
и General Motors.
Очищенный от сезонности годовой уровень продаж, рассчитанный из результатов февраля 2013 года,
составил 15,4 млн. автомобилей, что чуть выше по сравнению
с январем (15,3 млн. машин). По итогам двух
месяцев 2013 года американский авторынок вырос на 8% до более
чем 2,2 млн. ма- шин.
Рынок Японии в 2012 году увеличился
на 26% и достиг отметки в 3,39 млн. проданных
машин. Кроме того в 2012 году японцы купили
1,98 млн. мини-каров – микролитражных автомобилей с двигателями объемом до 660
куб. см., набирающих популярность в последнее
время, как наиболее экономичный вид легкового транспорта [8].
Данный результат стал первым показателем
роста за два года. Причиной тому стали государственные
суб- сидии, нацеленные на популяризацию
экологически чистых автомобилей. Государственная поддержка
способствовала стабилизации ситуации
в японском автопроме и началу нового
роста авторынка после падения в марте
2011 года в результате сильнейшего землетрясения, которое
нанесло существенный урон японским производителям
автомобилей и автокомпо- нентов, а также
дилерам и потребителям, что на целый год парализовало рынок. К настоящему
моменту государственная программа субсидирова-
ния экологически чистых автомобилей свернута, однако, за время реализа-
ции ею успели воспользоваться множество
японцев, что прямо отразилось на развитии
авторынка. Тем не менее, не смотря на общий за год прирост, в последние
четыре месяца 2012 года продажи автомобилей в Японии со- кращались – наиболее
заметное падение составило 9% и было зафиксиро-
вано в октябре. По данным Японской ассоциации автодилеров (JADA)
[9], продажи легковых автомобилей в Стране восходящего солнца
по итогам февраля 2013 года снизились на
13,3% до 261585 единиц, без учета мини- каров.
В связи с завершением госпрограммы по
субсидированию покупки экологически
чистых автомобилей, а также ожидаемым увеличением
раз- личных налогов и удорожанием страховых
полисов в JADA прогнозируют падение японского
авторынка в 2013 году на 13% к показателям
прошлого года (3 млн. 14 тысяч машин).
Общая социально-экономическая
обстановка в Европе не могла не сказаться
на состоянии европейского автомобильного рынка.
В настоящее время авторынок Европы пребывает
в условиях жесткого кризиса – в ряде
европейских стран в 2012 году продажи
автомобилей упали до минималь- ных отметок.
В декабре 2012 года в ЕС было зафиксировано
самое резкое снижение продаж новых автомобилей с 2008 года – на 16,3%. Годовой по- казатель уменьшился на
8,2%, до 12 млн. штук. Это худший результат с 1995 года и самое
сильное падение продаж с 1993 года. На основных
авто-мобильных рынках ЕС, кроме Великобритании,
в декабре 2012 года отмечено падение продаж:
в Германии – на 16%, во Франции – на 15%,
в Италии – на 22,5%, в Испании – на 23%.
В Германии, в целом по результатам
за 2012 год продажи сократились на 2,9%, до
3,1млн. штук. По мнению авторитетных аналитиков,
убытки автопроизводителей массового сегмента в прошлом
году в Европе составили около 5 млрд. евро.
А по мнению экспертов, опрошенных изданием
Automotive News Europe, «реальный спад продаж гораздо хуже, чем
от-раженный в статистике, так как цифры
продаж по итогам года были искус- ственно
раздуты в результате регистраций автомобилей дилерами и самими автопроизводителями,
что особенно касается немецкого рынка».
Ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA)
прогнози- рует еще большее снижение продаж
на автомобильном рынке к концу 2013 года,
которое может произойти, даже несмотря на общий макроэкономиче-ский рост.
На фоне ухудшения общей ситуации по Европе (обвал авторынков
в Италии, Франции, Испании) авторынок
Великобритании в 2012 году достиг максимума
за четыре года – 2 млн. проданных автомобилей, что на 5,3% больше, чем результаты
2011 года. Результат превзошел ожидания
аналитиков на 6,5%, но все равно оказался
ниже докризисного показатели в 2,4 млн.
проданных машин, зафиксированного в Великобритании
в 2007 году. Таким образом, к концу 2012 года
британский авторынок стал в ЕС вторым
по объемам реализации автомобилей после Германии, оттеснив Францию
на третье место. Однако в начале 2013 года
продажи в Велико- британии постигла такая
же участь, как и другие европейские страны.
В феврале 2013 года пессимистичные
прогнозы аналитиков автомобильного рынка
стали находить свое подтверждение –
продолжили падение четыре из пяти крупнейших авторынков Европы. Наибольший спад объемов реализации автомобилей отмечен в Италии – 17 %. Продажи
ма- шин в Германии упали на 11 % (и на 8,6 в
январе). Испанский авторынок просел на 9,8 %. Продажи
в Великобритании сократились на 7,9 %.
Падение продаж на европейском авторынке в январе 2013 года
соста- вило 8,5 %. В феврале 2013 года в регионе
было реализовано 829 359 но- вых машин, что
на 10,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам
первых двух месяцев текущего года в регионе
было реали- зовано 1,75 млн. машин, что на
9,3 % меньше, чем в 2011 году.
Больше всего пострадали General
Motors Co. (–20 %), Fiat SpA (–16 %) и PSA Peugeot Citroen (–13
%), зафиксировав наибольшее снижение евро-
пейских продаж в феврале. Однако
нынешняя ситуация сказалась и на ре- зультатах
традиционно благополучных немецких концернов.
В частности, Volkswagen потерял 7,2 % в феврале.
Его дочерний бренд Skoda – 12 %. Продажи непосредственно
автомобилей марки Volkswagen сократились на
9,9 %, Audi – на 3,8 %. BMW потерял в продажах 2,8
% в феврале и 6,4 % в январе (по сравнению
с показателями за аналогичные месяцы
прошлого года). Результат Daimler сократился
на 1,7 % в феврале и 3,7 % в январе. Многие
европейские марки столкнулись с необходимостью
закрытия своих заводов в Европе. К такой мере пришлось прибегнуть компаниям
Opel, Ford, Peugeot, Citroen. Суммарное количество
сокращенных из-за ликвидации заводов
рабочих мест составит около 18 тысяч.