Экономика железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 13:24, лекция

Описание работы

Организация и структура управления государственно-акционерной компании
Грузовые перевозки и их прогнозирование
Пассажирские перевозки и их прогнозирование
Основные фонды железнодорожного транспорта

Файлы: 1 файл

Раздаточный материал экономика жд.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Первоначальная (инвентарная) стоимость учитывает всю сумму затрат на производства тех или иных основных средств, включая расходы по доставке и установке в момент вступления в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость учитывает стоимость объекта в момент переоценки основных фондов с учетом действующих в момент переоценки основных фондов цен, а также физического и морального износа в современных условиях, исходя из инфляции.

По  остаточной стоимости – стоимость основных фондов за вычетом их износа в современных условиях, исходя из инфляции по остаточной стоимости – стоимость основных фондов за вычетом их износа.

Для получения  единообразной оценки основных фондов проводится их переоценка.

Производственные основные средства делятся на важнейшие группы:

  1. производственные и служебные здания. Они непосредственно не участвуют в перевозочном процессе, но является необходимым условием их осуществления (здания ТЧ, ВЧД, ДС, ПЧ и др.) - 7,6 %;
  2. сооружения непосредственно участвующие в производственном процессе (земляное полотно, искусственные сооружения, верхнее строение пути, СЦБ, водоснабжения) - 55,5%;
  3. передаточные устройства (электропередача, контактная сеть и др.) - 5,2 %;
  4. силовые машины и оборудование, предназначенные для генерирования энергии или её преобразования (генераторы, паровые котлы, турбины, ДВС, выпрямители.) - 1,5%;
  5. рабочие машины и оборудования, выполняющие вспомогательные процессы в перевозках (оборудование цехов ТЧ, ВЧД, ПЧ, подъемно-транспортные машины, путевые и строительные машины и др.) - 2,7%;
  6. измерительные и регулировочные приборы и устройства - 1,0%;
  7. транспортные средства (локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель поезда, автомашины) играют решающую роль в процессе перевозки - 25,9%;
  8. прочие - 0,6%.

Развитие основных фондов железнодорожного транспорта

Развитие основных фондов железнодорожного транспорта тесно связано с ростом всех отраслей экономики Республики Узбекистан.

Показатели использование основных средств

Использование основных средств оценивается  в натуральных и стоимостных показателях. Обычно речь идет об использовании основных производственных фондов.

Натуральные показатели могут характеризовать, как в целом используется основные производственные средства, так как и их отдельных групп.

Натуральные показатели не в полной мере учитывают  различие в мощности имеющихся основных средств, сериях локомотивов, типах  вагонов, весе уложенных рельсов  и др.

Стоимостные показатели - фондоотдача определяется для всех подразделений железнодорожного транспорта, путем деления массы прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов. В практике работы железнодорожного транспорта применяются три показателя фондоотдачи.

Показатель «фондоемкость» – это стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1000 производственных тонно-километров.

Фондовооруженность – стоимость основных производственных фондов, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента железных дорог.

Для процесса производства необходимо топливо, смазка, материалы, запасные части и так  далее. Железная дорога должна иметь  их в запасе. Эти запасы оплачены. Кроме этого необходимо иметь  денежные средства для приобретения инструмента, инвентаря, специальной, форменной одежды. Денежные средства, вложенные в запасы материальных ценностей, в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, спецодежду, в расчеты, находящиеся  на счетах и в кассе предприятия, называются оборотными средствами, которые участвуют только в одном цикле производства, они теряют свою натуральную форму и полностью переносят свою стоимость на перевозки или другую продукцию.

Оборотные средства железных дорог  классифицируются по 3 признакам:

1) по месту и роли в процессе  производства и средства в  сфере обращения; 

2) по принципам организации –  нормируемые и ненормируемые; 

3) по источникам образования  – собственные и заемные.

В сфере производства оборотные производства вкладываются в запасы предметов труда (материалы, топливо, инструменты), в расходы, связанные  с подготовкой к производству (расходы будущих периодов).

Оборотные средства в сфере обращения – это готовая продукция на складе предприятия, средства в расчетах за продукцию, не оплаченную покупателями, за форменную одежду, выданную работникам дороги с рассрочкой платежа, а также денежные средства на расчетном счете предприятия.

Оборотные средства в сфере производства нормируются. При исчислении рентабельности в  расчет принимаются только нормируемые  оборотные средства. Норма оборотных  средств выражает потребность оборотных  средств на одного работника, на единицу  продукции, на сум расхода.

На железных дорогах рассчитываются нормативы  по следующим статьям: производственные запасы, спецодежда в эксплуатации, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации, незавершеннее производство, готовая продукция, расходы будущих периодов, расчеты с рабочими и служащими по форменной одежде.


Информация о работе Экономика железнодорожного транспорта