Экономико-географическая характеристика района тяготения Красноярской железной дороги и определения спроса на перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать насколько железнодорожный транспорт, в данном случае Красноярская железная дорога, связана с обеспечением перевозками грузов и пассажиров в районе тяготения. Мной будет определена густота железнодорожной сети в районе тяготения, объем спроса на перевозку грузов, направление основных грузопотоков.

Содержание работы

Введение
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги
2. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги
3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом
4. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Крас.ж.д без 4 раздела.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

по плотности населения

Административно-территориальная  единица

Территория

тыс. км2

Численность население, тыс. чел.

В том числе население

В %% ко всему населению

Плотность населения, чел/км2

городское

сельское

городское

сельское

Красноярский край

710,0

3027,2

2261,0

766,0

74,7

25,3

4,3

Республика Хакасия

61,9

582,4

411,4

171,0

70,6

29,4

9,4

Итого по дороге

829,9

3609,6

2672,4

937,0

74,0

26,0

4,4


 

Машиностроение занимает в Красноярском крае второе место по количеству созданных рабочих мест. Машиностроительные предприятия Красноярского края производят продукцию как гражданского, так и оборонного назначения: зерноуборочные комбайны и с/х технику - Красноярский завод комбайнов, Назаровский завод с/х машиностроения; лесопогрузчики, лесовалочные машины - Кралесмаш; бытовые холодильники - «Бирюса»; карьерные экскаваторы - Крастяжмаш; мостовые краны до 200 тонн - «Сибтяжмаш»; ракетно-космическая техника - ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва"; речные суда - Красноярская судоверфь; радиоэлектронное оборудование.

Лесная промышленность занимает третье место в крае по количеству созданных рабочих мест (после металлургии и машиностроения). В лесозаготовке и деревообработке работают около 400 предприятий. Крупнейшие из них: ООО «Енисейский ЦБК», ОАО «Лесосибирский ЛДК», ООО «Енисейлесозавод», ЗАО «Новоенисейский ЛХК», ООО «ДОК Енисей», ООО «Канский ЛДК» и др. Они выпускают: ДВП, ДСП, пиломатериалы, в 2007 году началось производство МФД.

Химическая промышленность края производит: бензин и нефтепродукты - Ачинский нефтеперерабатывающий завод; каучуки - Красноярский завод синтетического каучука; автомобильные и авиационные шины - Красноярский шинный завод; этанол - «Красноярский биохимзавод», «Канский биоэтанол»; пенициллин и др. лекарственные препараты - Красфарма.

21 августа 2009 года началась промышленная эксплуатация Ванкорского нефтегазового месторождения. Запасы нефти на месторождении превышают 260 млн. тонн, природного газа — около 90 млрд м³. Проектная мощность — 14 млн. тонн нефти в год.

Республика Хакасии  в ходит в состав района тяготения красноярской железной дороги. Расположена в Южной Сибири в левобережной части бассейна рек Енисей и Обь, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Выгодно её географическое положение на Южно-Сибирской магистрали, соединяющей её с Минусинским правобережьем, Иркутской областью, Кузбассом.

На территории республики Хакасии ведётся добыча железа (запасы — 2 млрд. тонн, крупные месторождения — Тейское, Абаканское), молибдена (Сорский производственный комплекс), золота, угля (Аскизское, Бейское), неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочных мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов, фосфоритов, асбеста, гипса, нефрита, жадеита. В разведанных месторождениях Хакасии сосредоточено (в процентах от запасов России): угля — 3 %, железных руд — 1 %, молибдена — 11 %, барита — 27 %, бентонитов — 6,5 %, облицовочных камней — 13 %.

Республика богата минеральными ресурсами – это рудные и нерудные полезные ископаемые: железо, молибден, золото, серебро, медь, химически чистый известняк, барит, фосфорит, асбест, гипс; топливно-энергетическое сырье: уголь, нефть, газ; строительные материалы: мрамор, гранит, строительный песок, гравий, глина; полудрагоценные камни, ювелирно-поделочные камни (нефрит, жадеит); пресные, минеральные подземные воды.

Основа всей экономики  региона - технологически связанные гидроэлектроэнергетика и производство алюминия. В энергосистему Хакасии входят: Саяно-Шушенская ГЭС (входит в Енисейский каскад ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт. На территории республики находятся Саяногорский и Хакаский алюминиевые заводы, а также ОАО «Саянская фольга».

Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания «Разрез Степной» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»). Разработка углей ведётся двумя шахтами (Енисейская, Хакасская) и пятью разрезами с общим годовым объёмом добычи более 6 млн. тонн. Среди других предприятий цветной металлургии — ООО «Сорский ГОК» (молибденовый и медный концентраты), ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов» (медный прокат).

Коэффициент душевого производства по электроэнергии — 7,3, самый высокий в России; по углю — 5,3.

Хакасия — развитой сельскохозяйственный район Восточной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами, — основа развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет коневодство. В растениеводстве главные культуры — пшеница, ячмень, овёс, просо. Из технических культур — подсолнечник, сахарная свёкла. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 20 % от площади региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика транспортной сети района тяготения

железной  дороги

 

Железнодорожный транспорт

Красноярская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» расположена  на территории четырех субъектов  Российской Федерации: Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская и  Кемеровская области.

На сегодняшний день в состав Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" входит 97 структурных подразделений. Балансовая стоимость имущества на 1 июля 2005 года - 65,6 млрд. рублей. Дорогой полностью проведено гашение реструктурированной задолженности по налогам прошлых лет и одновременно обеспечено 100 % внесение текущих налоговых платежей во все уровни бюджета Красноярского края.

Здесь проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с ответвлениями «Ачинск—Лесосибирск» и «Решоты—Карабула»; «Ачинск—Абакан» (ранее называлась Ачинско-Минусинская железная дорога «АчМинДор»); Южносибирская железнодорожная магистраль (участок «Абакан—Тайшет» — «Дорога мужества»); Норильская железная дорога и заброшенный участок «Игарка—Долгий» трансполярной магистрали; проектируется Северо-Сибирская железнодорожная магистраль;

Активное участие Красноярская магистраль принимает в развитии промышленных предприятий региона, позволяющих увеличить объемы погрузки продукции. В апреле 2006 г. заработала восстановленная после длительной консервации Уярская нефтеналивная станция. Началась транспортировка нефти из Уяра по Транссибирской магистрали. Сегодня Уярский терминал - современный, высокотехнологичный автоматизированный комплекс по наливу, хранению и транспортировке нефти. В 2007 г. станция вышла на проектную мощность в шесть миллионов тонн нефти в год. С целью освоения новых источников природных ресурсов в районе Нижнего Приангарья рассматриваются перспективные направления развития железнодорожного транспорта в этом регионе с выходом на Кодинск и далее в районы новых месторождений углеводородного сырья и лесосырьевой зоны - к Байкиту, Ванаваре, Мутораю.

7 декабря 2004 года - к  70-летию с момента образования  Красноярского края был сдан  в эксплуатацию новый железнодорожный  вокзал столицы региона. Решение о строительстве нового вокзала Красноярска было принято в 2003 году в связи со значительным увеличением пассажиропотока в Красноярске. На строительство вокзала и вокзального комплекса было потрачено около полутора миллиардов рублей. Сегодня Красноярский вокзал по праву считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья. В новом здании установлено 16 билетных касс, - это на 6 больше, чем было ранее. Увеличена площадь вокзала. Улучшилось сервисное обслуживание пассажиров.

Красноярский узел работает на два направления и обеспечивает транспортные связи с западными и восточными районами страны.

По направлениям пассажиропоток неравномерен, на восток от головной станции, на участке  Красноярск-Уяр пассажиропоток больше, чем на западном участке Красноярск-Чернореченская.

Летом июнь-август максимальный пассажиропоток, а зимой ноябрь-февраль  – минимальный. Максимальный рабочий  день по отправлению пассажиров –  пятница, по прибытию понедельник (зимой  и летом на двух участках).Для  всех участков узла по прибытию наибольший объем перевозок приходится с 6 до 10 часов, а максимум по отправлению с 18 до 21 часов, что составляет 40-45 % суточного потока.

Осуществление перевозок по установленному графику движения поездов с высокой  степенью надежности при любых погодных условиях дает преимущество железнодорожным пригородным перевозкам над другими видами транспорта.

Расписание пригородных электропоездов составлено с учетом режима работы промышленных предприятий и городского транспорта, что обеспечивает большой пассажиропоток в выходные, предпраздничные и рабочие дни, в утренние и вечерние часы суток.

На Красноярской железной дороге пассажирские пригородные перевозки  осуществляются по следующим маршрутам: Красноярск – Мариинск – 385 км, Красноярск – Тайшет –391 км, Красноярск – Дивногорск – 40 км, Красноярск – Уяр – Кравченко – 200 км, Абакан – Междуреченск –200 км, Абакан – Кошурниково – 177 км. На дальних маршрутах курсируют скорые дальние поезда «Экспресс» (Красноярск – Боготол – 251км, Красноярск – Иланская – 271 км, Красноярск – Абакан –585 км), в которых пассажирам предоставляются дополнительные услуги: бар, просмотр видеофильмов, реализация печатной и сувенирной продукции. В пути следования данных электропоездов пассажиров обслуживают дежурные по вагону. Конкуренцию скорым дальним поезда «Экспресс» составляет автомобильный транспорт, стоимость проезда в котором выше стоимости проезда в ускоренном электропоезде в 2-3 раза.

Основным конкурентом  в перевозках пассажиров пригородного сообщения в Красноярском крае является автотранспорт. Стоимость проезда остается в пользу железнодорожного транспорта, как и время в пути.

 

Речной транспорт

 

Район имеет густую разветвленную  речную сеть. Реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. С юга  на север протекает одна из крупнейших рек мира — Енисей. Реки края обладают значительным гидроэнергопотенциалом. Речные порты: Красноярский речной порт, Лесосибирский порт, Енисейский порт, морской порт в Игарке.

Красноярский речной порт - один из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самое крупное грузоперерабатывающее предприятие Енисейского бассейна.

Порт расположен в  промышленном центре региона – г. Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (федеральная трасса «Байкал»-М53). Порт является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.

Красноярский речной порт является портом общего пользования.

Порт осуществляет перевалку  грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следуемых в  северные районы Красноярского края и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.

Кроме перевалки грузов порт занимается добычей и реализацией  песчано-гравийной смеси (ПГС), выполняет  гидротехнические работы, а также  техническое обслуживание и ремонт речного флота.

В состав предприятия входят четыре грузовых района: Злобинский грузовой район, Енисейский грузовой район, Участок «Песчанка», Единый перегрузочный комплекс нерудных строительных материалов (ЕПКНСМ).

Злобинский грузовой район расположен в центральной части Красноярска, на правом берегу Енисея. Общая площадь - 318089 кв. м. Железнодорожные пути имеют выход на станцию «Злобино» Транссибирской железнодорожной магистрали. Протяженность железнодорожных путей 9 км.

Енисейский грузовой район находится на правом берегу Енисея, в юго-западной части Красноярска. Общая площадь - 148977 кв. м. Железнодорожные пути имеют выход на станцию «Енисей» Транссибирской железнодорожной магистрали. Основная специализация грузового района – перевалка и хранение всех видов грузов. Грузы на хранение принимаются круглогодично.

Грузовой район «Песчанка» находится на левом берегу Енисея, севернее Красноярска. Общая площадь  – 107906 кв.м. Железнодорожные пути имеют  выход на станцию «Красноярск-Северный» Транссибирской железнодорожной магистрали. Управление Гравийного грузового района находится на территории Злобинского грузового района, а добычу гравийно-песчаной смеси он осуществляет на разных участках Енисейского плеса.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Красноярской железной дороги и определения спроса на перевозки грузов