Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать насколько железнодорожный транспорт, в данном случае Красноярская железная дорога, связана с обеспечением перевозками грузов и пассажиров в районе тяготения. Мной будет определена густота железнодорожной сети в районе тяготения, объем спроса на перевозку грузов, направление основных грузопотоков.
Введение
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги
2. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги
3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом
4. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
5. Список используемой литературы
по плотности населения
Административно- |
Территория тыс. км2 |
Численность население, тыс. чел. |
В том числе население |
В %% ко всему населению |
Плотность населения, чел/км2 | ||
городское |
сельское |
городское |
сельское | ||||
Красноярский край |
710,0 |
3027,2 |
2261,0 |
766,0 |
74,7 |
25,3 |
4,3 |
Республика Хакасия |
61,9 |
582,4 |
411,4 |
171,0 |
70,6 |
29,4 |
9,4 |
Итого по дороге |
829,9 |
3609,6 |
2672,4 |
937,0 |
74,0 |
26,0 |
4,4 |
Машиностроение занимает в Красноярском крае второе место по количеству созданных рабочих мест. Машиностроительные предприятия Красноярского края производят продукцию как гражданского, так и оборонного назначения: зерноуборочные комбайны и с/х технику - Красноярский завод комбайнов, Назаровский завод с/х машиностроения; лесопогрузчики, лесовалочные машины - Кралесмаш; бытовые холодильники - «Бирюса»; карьерные экскаваторы - Крастяжмаш; мостовые краны до 200 тонн - «Сибтяжмаш»; ракетно-космическая техника - ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва"; речные суда - Красноярская судоверфь; радиоэлектронное оборудование.
Лесная промышленность занимает третье место в крае по количеству созданных рабочих мест (после металлургии и машиностроения). В лесозаготовке и деревообработке работают около 400 предприятий. Крупнейшие из них: ООО «Енисейский ЦБК», ОАО «Лесосибирский ЛДК», ООО «Енисейлесозавод», ЗАО «Новоенисейский ЛХК», ООО «ДОК Енисей», ООО «Канский ЛДК» и др. Они выпускают: ДВП, ДСП, пиломатериалы, в 2007 году началось производство МФД.
Химическая промышленность края производит: бензин и нефтепродукты - Ачинский нефтеперерабатывающий завод; каучуки - Красноярский завод синтетического каучука; автомобильные и авиационные шины - Красноярский шинный завод; этанол - «Красноярский биохимзавод», «Канский биоэтанол»; пенициллин и др. лекарственные препараты - Красфарма.
21 августа 2009 года началась промышленная эксплуатация Ванкорского нефтегазового месторождения. Запасы нефти на месторождении превышают 260 млн. тонн, природного газа — около 90 млрд м³. Проектная мощность — 14 млн. тонн нефти в год.
Республика Хакасии в ходит в состав района тяготения красноярской железной дороги. Расположена в Южной Сибири в левобережной части бассейна рек Енисей и Обь, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Выгодно её географическое положение на Южно-Сибирской магистрали, соединяющей её с Минусинским правобережьем, Иркутской областью, Кузбассом.
На территории республики Хакасии ведётся добыча железа (запасы — 2 млрд. тонн, крупные месторождения — Тейское, Абаканское), молибдена (Сорский производственный комплекс), золота, угля (Аскизское, Бейское), неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочных мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов, фосфоритов, асбеста, гипса, нефрита, жадеита. В разведанных месторождениях Хакасии сосредоточено (в процентах от запасов России): угля — 3 %, железных руд — 1 %, молибдена — 11 %, барита — 27 %, бентонитов — 6,5 %, облицовочных камней — 13 %.
Республика богата минеральными ресурсами – это рудные и нерудные полезные ископаемые: железо, молибден, золото, серебро, медь, химически чистый известняк, барит, фосфорит, асбест, гипс; топливно-энергетическое сырье: уголь, нефть, газ; строительные материалы: мрамор, гранит, строительный песок, гравий, глина; полудрагоценные камни, ювелирно-поделочные камни (нефрит, жадеит); пресные, минеральные подземные воды.
Основа всей экономики региона - технологически связанные гидроэлектроэнергетика и производство алюминия. В энергосистему Хакасии входят: Саяно-Шушенская ГЭС (входит в Енисейский каскад ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт. На территории республики находятся Саяногорский и Хакаский алюминиевые заводы, а также ОАО «Саянская фольга».
Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания «Разрез Степной» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»). Разработка углей ведётся двумя шахтами (Енисейская, Хакасская) и пятью разрезами с общим годовым объёмом добычи более 6 млн. тонн. Среди других предприятий цветной металлургии — ООО «Сорский ГОК» (молибденовый и медный концентраты), ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов» (медный прокат).
Коэффициент душевого производства по электроэнергии — 7,3, самый высокий в России; по углю — 5,3.
Хакасия — развитой сельскохозяйственный район Восточной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами, — основа развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет коневодство. В растениеводстве главные культуры — пшеница, ячмень, овёс, просо. Из технических культур — подсолнечник, сахарная свёкла. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 20 % от площади региона.
2. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги
Железнодорожный транспорт
Красноярская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» расположена на территории четырех субъектов Российской Федерации: Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская и Кемеровская области.
На сегодняшний день в состав Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" входит 97 структурных подразделений. Балансовая стоимость имущества на 1 июля 2005 года - 65,6 млрд. рублей. Дорогой полностью проведено гашение реструктурированной задолженности по налогам прошлых лет и одновременно обеспечено 100 % внесение текущих налоговых платежей во все уровни бюджета Красноярского края.
Здесь проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с ответвлениями «Ачинск—Лесосибирск» и «Решоты—Карабула»; «Ачинск—Абакан» (ранее называлась Ачинско-Минусинская железная дорога «АчМинДор»); Южносибирская железнодорожная магистраль (участок «Абакан—Тайшет» — «Дорога мужества»); Норильская железная дорога и заброшенный участок «Игарка—Долгий» трансполярной магистрали; проектируется Северо-Сибирская железнодорожная магистраль;
Активное участие Красноярская
магистраль принимает в развитии
промышленных предприятий региона,
позволяющих увеличить объемы погрузки
продукции. В апреле 2006 г. заработала
восстановленная после
7 декабря 2004 года - к
70-летию с момента
Красноярский узел работает на два направления и обеспечивает транспортные связи с западными и восточными районами страны.
По направлениям пассажиропоток неравномерен, на восток от головной станции, на участке Красноярск-Уяр пассажиропоток больше, чем на западном участке Красноярск-Чернореченская.
Летом июнь-август максимальный пассажиропоток, а зимой ноябрь-февраль – минимальный. Максимальный рабочий день по отправлению пассажиров – пятница, по прибытию понедельник (зимой и летом на двух участках).Для всех участков узла по прибытию наибольший объем перевозок приходится с 6 до 10 часов, а максимум по отправлению с 18 до 21 часов, что составляет 40-45 % суточного потока.
Осуществление перевозок по установленному графику движения поездов с высокой степенью надежности при любых погодных условиях дает преимущество железнодорожным пригородным перевозкам над другими видами транспорта.
Расписание пригородных
На Красноярской железной дороге пассажирские пригородные перевозки осуществляются по следующим маршрутам: Красноярск – Мариинск – 385 км, Красноярск – Тайшет –391 км, Красноярск – Дивногорск – 40 км, Красноярск – Уяр – Кравченко – 200 км, Абакан – Междуреченск –200 км, Абакан – Кошурниково – 177 км. На дальних маршрутах курсируют скорые дальние поезда «Экспресс» (Красноярск – Боготол – 251км, Красноярск – Иланская – 271 км, Красноярск – Абакан –585 км), в которых пассажирам предоставляются дополнительные услуги: бар, просмотр видеофильмов, реализация печатной и сувенирной продукции. В пути следования данных электропоездов пассажиров обслуживают дежурные по вагону. Конкуренцию скорым дальним поезда «Экспресс» составляет автомобильный транспорт, стоимость проезда в котором выше стоимости проезда в ускоренном электропоезде в 2-3 раза.
Основным конкурентом в перевозках пассажиров пригородного сообщения в Красноярском крае является автотранспорт. Стоимость проезда остается в пользу железнодорожного транспорта, как и время в пути.
Речной транспорт
Район имеет густую разветвленную речную сеть. Реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. С юга на север протекает одна из крупнейших рек мира — Енисей. Реки края обладают значительным гидроэнергопотенциалом. Речные порты: Красноярский речной порт, Лесосибирский порт, Енисейский порт, морской порт в Игарке.
Красноярский речной порт - один из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самое крупное грузоперерабатывающее предприятие Енисейского бассейна.
Порт расположен в промышленном центре региона – г. Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (федеральная трасса «Байкал»-М53). Порт является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
Красноярский речной порт является портом общего пользования.
Порт осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следуемых в северные районы Красноярского края и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Кроме перевалки грузов порт занимается добычей и реализацией песчано-гравийной смеси (ПГС), выполняет гидротехнические работы, а также техническое обслуживание и ремонт речного флота.
В состав предприятия входят четыре грузовых района: Злобинский грузовой район, Енисейский грузовой район, Участок «Песчанка», Единый перегрузочный комплекс нерудных строительных материалов (ЕПКНСМ).
Злобинский грузовой район расположен в центральной части Красноярска, на правом берегу Енисея. Общая площадь - 318089 кв. м. Железнодорожные пути имеют выход на станцию «Злобино» Транссибирской железнодорожной магистрали. Протяженность железнодорожных путей 9 км.
Енисейский грузовой район находится на правом берегу Енисея, в юго-западной части Красноярска. Общая площадь - 148977 кв. м. Железнодорожные пути имеют выход на станцию «Енисей» Транссибирской железнодорожной магистрали. Основная специализация грузового района – перевалка и хранение всех видов грузов. Грузы на хранение принимаются круглогодично.
Грузовой район «Песчанка» находится на левом берегу Енисея, севернее Красноярска. Общая площадь – 107906 кв.м. Железнодорожные пути имеют выход на станцию «Красноярск-Северный» Транссибирской железнодорожной магистрали. Управление Гравийного грузового района находится на территории Злобинского грузового района, а добычу гравийно-песчаной смеси он осуществляет на разных участках Енисейского плеса.