Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 05:42, реферат
Межведомственными испытаниями, проведенными в 1967 году, было подтверждено, что автомобиль ГАЗ-53 по всем своим категориям не уступал импортным автомобилям "Ford" (Ф-600) и "Chevrolet" (С-60), а по надежности, долговечности и проходимости в условиях работы на дорогах России превосходил их. Автомобиль ГАЗ-53четыре раза был аттестован на Государственный Знак качества. Качество этих автомобилей подтверждает и то, что "пятьдесят третью" можно встретить на дорогах России и в настоящее время, хотя их выпуск был завершен в 1992 году.
Все приборы и контрольные лампы работают только после включения зажигания.
Электрические схемы приборов и контрольных ламп показаны на рис. 1 – 5.
Проверка неисправности и точности показаний приборов производится с помощью резисторов. Источник питания должен давать ток с напряжением 14 В, а температура окружающей среды должна быть (20±5) °С. Вместо датчиков подключаются резисторы указанных ниже величин.
Для проверки указателя давления масла в контрольных точках подключайте следующие величины резисторов:
при нулевом давлении — резистор 153— 167 0м;
при давлении 200 кПа — резистор 108— 114 0м.
Погрешность показаний указателя в точке 200 кПа не должна превышать ±40 кПа.
Для проверки показаний указателя температуры охлаждающей жидкости в контрольных точках подключайте следующие резисторы, Ом:
Для проверки показаний указателя уровня топлива в контрольных точках подключайте следующие резисторы, Ом:
Если резисторы отсутствуют, то проверку приборов делайте с заведомо исправными датчиками. Для этого необходимо иметь насос для создания давления масла и бачок с нагревательным элементом для подогрева жидкости (воды).
Проверку приборов производите на автомобиле, не снимая комбинацию приборов с щитка. При этом указатель давления масла проверьте, сравнивая его показания с контрольным манометром. Правильность показаний указателя уровня топлива проверьте, наполняя бак мерной посудой. Указатель температуры охлаждающей жидкости проверьте путем сравнивания с показаниями ртутного термометра. Для этого датчик и термометр поместите в сосуд с горячей водой. Корпус датчика соедините с кабиной автомобиля.Не следует при этом погружать в воду вывод датчика.
Неисправные указатели замените.
Термобиметаллический предохранитель непрерывного действия
Предохранитель служит для защиты от перегрузок и коротких замыканий электродвигателя стеклоочистителя.
Биметаллическая пластина одним концом закреплена на одном выводе, а на другом конце имеет контакт, который соединяется с контактом, установленным на втором выводе. Ток к электродвигателю проходит через биметаллическую пластину.
При превышении тока выше допустимой величины нагрев пластины увеличивается настолько, что пластина изгибается в обратную сторону и размыкает контакты.
После остывания пластина возвращается в исходное положение и соединяет контакты. Если перегрузка или короткое замыкание не устранены, то в цепи вновь потечет ток, превышающий допустимый, и пластина, нагревшись, разомкнет контакты. Так будет продолжаться, пока не будет устранена причина, вызвавшая повышенный ток. Работа предохранителя сопровождается характерными щелчками. Проверить предохранитель необходимо по схеме, показанной на рис. 1. Предохранитель дол жен срабатывать при токе 10 А.
Предохранители
В системе электрооборудования автомобиля применяются термобиметаллические предохранители двух типов: с возвратной кнопкой и непрерывного действия.
Термобиметаллические предохранители с возвратной кнопкой расположены на нижней отбортовке панели приборов слева и справа от рулевой колонки.
Предохранители защищают следующие цепи:
левый типа ПРЗ15 на 15 А — цепи приборов, электродвигателя отопите- ля, указателей поворота и звукового сигнала.
правый типа ПР2-Б на 20 А — цепи освещения.
На пульте управления предпусковым подогревателем установлен предохранитель типа ПР2-Б, который защищает цепи подогревателя.
Устройство термобиметаллического предохранителя с возвратной кнопкой показано на рис. 1.
Основная часть предохранителя — биметаллическая пластина 3, имеющая небольшую сферическую выпуклость. На концы пластины приварены контакты, средняя часть пластины упирается во втулку центрального стержня, за счет чего прижимает контакты к выводам. Тот слой металла биметаллической пластины, который обладает большим коэффициентом линейного расширения, расположен со стороны контактов.
Если система, которую предохранитель защищает, исправна, то через предохранитель идет ток нормальной силы и его контакты постоянно замкнуты.
Как только сил а тока в цепи превысит расчетную величину (например, при коротком замыкании), биметаллическая пластина сильно нагреется и резко выгнется по сфере в обратную сторону, контакты разомкнутся и ток прекратится.
Для включения предохранителя имеется возвратная кнопка 4, при нажатии на которую биметаллическая пластина займет первоначальное положение, контакты вновь замкнутся,и ток в цепи восстановится. Если замыкание в цепи не устранено, то предохранитель вновь выключается.
Включать предохранитель следует только после устранения неисправности в цепи. Включение предохранителя при неустраненной неисправности может привести к выходу из строя предохранителя.
Задерживать пальцем возвратную кнопку не рекомендуется. Предохранитель должен отключаться через 10— 25 с при 150 %-ной перегрузке.
Электродвигатель вентилятора обдува ветрового стекла и обогрева кабины
Вентилятор обдува ветрового стекла и обогрева кабины приводится во вращение электродвигателем тина МЭ211 мощностью 25 Вт.Электродвигатель двухполюсный, последовательного возбуждения, двухскоростной.
Устройство электродвигателя показано на рис. 1. Якорь 12 электродвигателя вращается в двух самоустанавливающихся керамических втулках, пропитанных маслом.
На втулки надеты фетровые шайбы 3, которые содержат запас смазки на весь срок службы электродвигателя. Щетки 6 установлены в коробчатые держатели и прижимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 7.Корпус двигателя разъемный и скреплен двумя винтами. Включение электродвигателя производится переключателем типа П119-Б, установленным на панели приборов. Переключатель имеет три положения рукоятки, с помощью которых можно регулировать обороты электродвигателя — включено, малые и большие обороты только при необходимости или в начале обогрева, а затем следует переходить на пониженные обороты. В процессе эксплуатации электродвигатель не требует никакого ухода.
Во время эксплуатации имеются случаи, когда якорь электродвигателя начинает вращаться с малой скоростью или перестает вращаться совсем. Это может быть вызвано коротким замыканием между коллекторными пластинами вследствие скопившейся между ними пыли от щеток или подгаром коллектора.
В этом случае необходимо снять электродвигатель, разобрать его и прочистить промежутки между коллекторными пластинами от пыли с помощью деревянной палочки, после чего коллектор и щеткодержатели протереть и продуть сжатым воздухом. Фетровые шайбы втулок пропитать турбинным маслом.
При сборке электродвигателя разъемные крышки корпуса нужно поставить в том же положении, в котором они стояли. Смещение их на 180° вызовет изменение направления вращения якоря. Собирая электродвигатель, необходимо проследить за тем, чтобы провода от щеток и выводов не задевали за якорь. Осевой люфт якоря должен быть в пределах 0,1 — 0,6 мм. Если прочищенный и правильно собранный электродвигатель работает неудовлетворительно, его следует направить для ремонта в мастерскую. Приспособление для обмыва ветрового стекла В осенне-весенние периоды года, при движении автомобиля по грязным дорогам, ветровое стекло может забрызгиваться встречными и впереди идущими автомобилями. Видимость дороги при этом существенно ухудшается. Для ускорения очистки стекла с помощью стеклоочистителя на автомобиле устанавливается приспособление для обмыва. Это приспособление состоит из диафрагменного насоса с ножным приводом, установленного на наклонной части пола с левой стороны; съемного водяного бачка с пробкой, установленного на левом брызговике под капотом; впускного и выпускных резиновых шлангов; жиклеров и впускного клапана с фильтром. Насос состоит из корпуса и крышки, между которыми зажата резиновая диафрагма. В корпусе насоса имеются три наконечника для впускного и двух выпускных шлангов. Между основанием корпуса и диафрагмой размещена коническая пружина насоса, опирающаяся на диафрагму через колпачок. Через втулку крышки насоса проходит шток в сборе с колпачком, опирающимся на диафрагму с противоположной стороны. На свободный конец штока при помощи запорной скобы установлена педаль. Два выпускных жиклера за креплены в нижней части верхней панели передка при помощи гайки и шайб. В каждом жиклере размещается выпускной шариковый клапан. Направление вытекающей струи регулируется поворотом жиклера при ослаблении его винта. После окончания регулировки винт жиклера затянуть. Приспособление работает следующим образом: при нажатии ногой на педаль насоса диафрагма, перемещаясь, сокращает объем нижней части. Сжатый воздух направляется по шлангам и жиклерам и к клапану всасывания, помещенному в бачке на конце впускного шланга.
Под давлением сжатого воздуха шарик клапана всасывания перекрывает отверстие и воздух, поджимая клапаны жиклеров, выходит через отверстия в атмосферу. При снятии ноги с педали насоса диафрагма под действием пружины возвращается в первоначальное положение, создавая в нижней части насоса разрежение. При этом клапаны жиклеров закрываются, открывается впускной клапан и вода из бачка по впускному шлангу заполняет нижнюю часть насоса. При повторном нажиме на педаль насоса впускной клапан закрывается, и вода вытекает под давлением из отверстий жиклеров.
В процессе эксплуатации автомобиля за приспособлением для обмыва ветрового стекла особого ухода не требуется. При наступлении заморозков воду из приспособления следует удалить. Причинами неисправностей в работе приспособления могут быть: засорение жиклеров и клапана всасывания с фильтром. Для устранения неисправностей:
снять жиклеры, отвернув винты, вынуть из корпуса жиклеры и уплотнительные шайбы. Отъединить от шланга клапан всасывания. Тщательно промыть и прочистить детали жиклера, клапана всасывания и его фильтр. Продуть их сжатым воздухом, после чего собрать и установить на место. Промыть бачок и заполнить его чистой водой;
Стеклоочиститель
Дли очистки ветрового стекла от атмосферных осадков с целью обеспечения водителю надлежащей видимости в пути на автомобиле установлен стеклоочиститель типа СЛ100-В с электрическим приводом на две щетки, Электродвигатель стеклоочистителя с редуктором и системой приводных рычагов располагается под панелью приборов. Управление стеклоочистителем осуществляется переключателем, расположенным на панели приборов. Переключатель имеет три положении: «Выключено», «Малая скорость» и «Большая скорость». Число оборотов электродвигателя изменяется переключением питания на дополнительную щетку коллектора электродвигателя. При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически укладываются вдоль нижнего уплотнителя ветрового стекла.
Стеклоочиститель состоит из электродвигателя, редуктора, концевого выключателя, основания, рычажной системы, щеток и биметаллического предохранителя. В зацеплении с червяком редуктора находится червячное колесо, с осью которого связана рычажная система, через которую щетки получают движение. После выключения переключателя электродвигатель сразу не выключается, и щетки продолжают двигаться по стеклу до тех пор, пока не дойдут до нижнего положения. В этот момент концевой выключатель, работающий параллельно основному переключателю, переключит цепь и электродвигатель остановится, и щетки расположатся у нижнего уплотнителя ветрового стекла. Электрическая схема стеклоочистителя показана на рис. 1.
Звуковой сигнал
На автомобиле за радиатором установлен сигнал С311В-01 электромагнитный, вибрационный
Устройство сигнала и его схема показаны на рис. 1.
Сигнал двухпроводный и он включается выключателем, смонтированным на рулевом колесе.
Выключатель сигналов торможения
Для включения сигналов торможения в каждом тормозном контуре установлены выключатели ВК12-Б (рис. 1). При нажатии на педаль тормозов повышается давление жидкости в каждом тормозном контуре. Это давление воздействует на резиновую диафрагму 5, которая через контактную шайбу 4 сжимает пружину 3. При повышении давления в системе тормозов контактная шайба соединяет контакты, и питание поступает к лампам сигнала торможения задних фонарей.
Исправность выключателей можно проверить с помощью контрольной лампы. Неисправный выключатель подлежит замене.
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной световой сигнализации РС950-П. Для создания мигающего режима указателей поворота применяется контактно-транзисторное реле РС950-П. Схема этого реле показана на рис. 1.
Расположение деталей реле дано на рис. 2. Реле имеет электронную схему, обеспечивающую режим работы с частотой (90±30) миганий в 1 мин, и исполнительное реле 1, которое управляет цепью питания сигнальных ламп.
Исправность реле проверяйте по схеме, показанной на рис. 3.
Если при этом сигнальные лампы или контрольная лампа не горят или горят постоянно, то вскройте реле и осмотрите контакты (рис. 4) исполнительного реле. Если контакты спеклись, то рассоедините их и зачистите, затем отрегулируйте зазоры. Зазор Б при разомкнутых контактах должен быть 0,8 мм. Зазор А в начале размыкания контактов должен быть 0,15 мм. Зазоры регулируются подгибкой ограничителя хода якоря.
Указатели поворота
Направление поворота автомобиля указывается мигающим светом в передних и задних указателях поворота. Включение указателей осуществляется переключателем П110А (рис. 1), расположенным на рулевой колонке. При перемещении рычага вверх включаются указатели правого поворота, вниз — левого.
Переключатель состоит из механического привода, обеспечивающего ручное включение и автоматическое выключение, и переключателя, предназначенного для соединения электрической цепи сигнальных ламп с источниками тока. Работа указателей поворота в мигающем режиме достигается включением в электрическую цепь указателей контактно-транзисторного реле PC 950-П. Контроль за работой указателей поворота осуществляется посредством двух контрольных ламп на щитке приборов. Одна лампа контролирует исправность ламп тягача, а вторая— прицепа. При сгорании спирали одной из сигнальных ламп контрольная лампа перестает работать. Нарушение четкости включения и отсутствие света в показателях поворота может происходить в результате подгара контактов переключателя или реле, а также вследствие неисправности ламп и их патронов. Для устранения неисправности предварительно убедитесь в исправном состоянии ламп и их патронов. Смену ламп производите только при выключенном переключателе указателей поворота и выключенном выключателе аварийной сигнализации. Категорически запрещается проверять исправность проводки к лампам замыканием на корпус.