ВАЗ 2105
Содержание
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
LADA 2105 (ранее обозначался ВАЗ-2105 «Жигули»), «пятёрка» — заднеприводный 4-х дверный легковой автомобиль с кузовом типа седан, выпускавшийся в СССР и России в 1979-2010 годах. Разработан
на Волжском автомобильном
заводе. Мелкосерийное производство
начато в октябре 1979, полномасштабное
производство развёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. В конце 2000-х годов
являлся самым дешёвым автомобилем на
российском рынке (цена в 2009 г. — 178 000 рублей), в основном из-за
наименьшей комплектации (только самые
необходимые органы управления и средства
комфорта; для сравнения: ВАЗ-2107 в том же году стоил
192000 рублей). В 2010 году ВАЗ прекратил
выпуск LADA-2105, потому что из классического
семейства спрос на «пятёрку» составлял
лишь 23 %. Последний экземпляр цвета "мускари"
сошел с конвейера 30 декабря 2010 года. Изначально
выпуск хотели продолжить на ИжАвто, но потом от этой идеи
отказались, так как унификация с ВАЗ-2107 была настолько сильна,
что выгоднее стало выпускать одну модель.
На экспорт ВАЗ-2105 шёл под названиями Lada 1300, Lada Saloon, Lada Nova,
Lada Riva.
Модель ВАЗ-2105 разрабатывалась путём
серьёзной модернизации ранее выпускаемых
моделей в рамках «второго» поколения
заднеприводных автомобилей ВАЗа как
замена первенца ВАЗ-2101 «Жигули», в свою очередь созданного на базе Fiat 124, победителя конкурса «Европейский автомобиль 1967 года».
Первые опытно-промышленные партии ВАЗ-2105
были произведены в конце 1979 года, а полномасштабное
производство началось с 25 января 1980 года.
На базе модели 2105 позже были освоены «люксовый»
седан ВАЗ-2107 (1981 год) и универсал ВАЗ-2104 (1984 год). С 1995 до 2006 года с использованием
узлов и агрегатов ВАЗ(LADA)-2105 мелкосерийно
производился пикап(фургон)ВИС-2345.
С 2005 года, в рамках введения ОАО «АвтоВАЗ» новой системы наименований своей продукции
автомобиль стал продаваться и на внутреннем
рынке как LADA 2105.
В последнем для «пятерки» 2010 году в серийном
производстве на АвтоВАЗе оставалась модификация LADA 21054-30-011 с
двигателем ВАЗ-21067 с распределённым впрыском,
отвечающим экологическому классу Евро-3. Модификация LADA 21054-30-011, отличающаяся
окраской кузова в цвет «металлик» была
введена в январе 2010 года из-за закрытия
сборочной линии «классики» и переноса
производства седанов LADA 2105/2107 на одну
линию с Lada Samara.
В России все 2000-е годы стабильный спрос
на «классику» сохранялся из-за низкой
розничной цены данных отечественных
автомобилей. Так, после прекращения в
ноябре 2008 года выпуска микролитражки «Ока» СеАЗ-11116 седан LADA 2105 стал самым дешёвым
легковым автомобилем на российском рынке,
а на начало действия программы утилизации с
учётом компенсационного сертификата
на 50000 рублей его цена составила всего 99000 рублей,
однако, на январь 2011 года – уже 199900 рублей
(по данным с сайта АвтоВАЗа). Спрос на «пятёрку» после спада в кризисном
2009 году подхлестнула именно программа
утилизации, в рамках которой наиболее
востребованными рынком оказались как
раз традиционные «классические» модели
АвтоВАЗа. Именно в данном аспекте программа
призванная увеличить спрос на автомобильном
рынке в целом и на продукцию АвтоВАЗа
в частности, со своей задачей справилась,
но чтобы не терять фактическую прибыль
АвтоВАЗ к началу 2011 года скорректировал
вверх цену на свою продукцию, примерно
на стоимость сертификата.
Общепринято, что «классика» отличается
повсеместной доступностью комплектующих,
досконально изученной ремонтниками и
автомобилистами конструкцией допускающей
«гаражное» и даже «полевое» обслуживание
и ремонт. Вместе с тем, уникальная для
современного мирового автомобильного
рынка доступность автомобиля достигалась
в основном за счет предельно аскетичной
комплектации (например, с 2009 «модельного»
года машины перестали оснащать даже суточным
километражным счетчиком), а также запредельной
моральной устарелостью конструкции буквально
по всем показателям и особенно параметрам
пассивной безопасности. В январе 2010 года
исполнилось тридцать лет с начала серийного
выпуска «пятёрки», при этом за все годы
выпуска её экстерьер не претерпел ни
малейших изменений, а в дизайн интерьера
были внесены лишь необходимые модернизации
для выполнения не самых строгих отечественных
нормативов по безопасности и эргономике.
Кроме того, сама концепция заднеприводного
автомобиля, разработанного как и вся
ВАЗовская «классика», на базе Fiat 124, происходит
из начала-середины 1960-х. Тем не менее,
ввиду повышенного (до 2009 года) спроса
на данные модели автомобилей АвтоВАЗ
не планировал снимать «классику» с конвейера
ВАЗа как минимум до 2012 года, однако, к
этому его фактически принудили необходимость
скорейшей модернизации производства
под массовый выпуск преемника — переднеприводного
семейства LADA Granta, но более всего – резкий
спад продаж «классики» после окончания
программы утилизации.
Первоначально, 26 августа 2010 года АвтоВАЗ
объявил о переносе производства (включая
штамповку, сварку и окраску кузовов) автомобилей
Lada пятой и седьмой моделей на ОАО «ИжАвто» (г. Ижевск), но 30 декабря 2010 года с вазовского конвейера
сошёл последний экземпляр LADA 2105. Прекращение
производства «пятёрки» АвтоВАЗ объяснил
низким спросом именно на эту модель из
всего классического семейства (23 %). В 2011-2012
гг. в производстве остались лишь LADA 2107 и LADA 2104.
- Электрооборудование
ВАЗ 2105
Электрооборудование автомобиля
выполнено по однопроводной схеме – отрицательные
выводы источников и потребителей электроэнергии
соединены с “массой”, которая выполняет
функцию второго провода. Схема электрооборудования
представлена на рис. 1.
Большинство цепей включается
выключателем зажигания. Всегда включены
(независимо от положения ключа в выключателе
зажигания) цепи питания звуковых сигналов,
прикуривателя, стоп-сигнала, плафонов,
штепсельной розетки для переносной лампы
и цепь питания аварийной сигнализации.
Электрооборудование автомобиля
защищено плавкими предохранителями,
установленными в монтажном блоке.
Цепь заряда аккумуляторной
батареи, цепи зажигания и пуска двигателя,
обмотки реле включения ближнего и дальнего
света фар не защищены предохранителями.
Прежде чем заменить перегоревший
предохранитель, выясните причину его
сгорания и устраните ее.
До 1988 г. лампы противотуманного
света в задних фонарях и контрольная
лампа противотуманного света защищались
предохранителем № 17 монтажного блока.
С 1988 г. они защищаются отдельным предохранителем,
расположенным в пластмассовом корпусе
в жгуте проводов около выключателя противотуманного
света. Этот предохранитель рассчитан
на 8 А.
Кроме того, до 1988 г. лампа освещения
вещевого ящика защищалась не предохранителем
№ 15, а предохранителем № 2.
Рис. 1. Электросхема
автомобиля ВАЗ-2105, где:
1 – блок-фары, 2 – боковые
указатели поворота, 3 – аккумуляторная
батарея, 4 – реле включения стартера, 5
– электропневмоклапан экономайзера
принудительного холостого хода карбюратора,6
– стартер, 7 – микропереключатель карбюратора, 8
– генератор 37.3701, 9 – очистители фар, 10
– звуковые сигналы, 11 – свечи зажигания, 12
– подкапотная лампа, 13 – датчик контрольной
лампы давления масла, 14 – датчик указателя
температуры охлаждающей жидкости, 15 –
распределитель зажигания, 16 – датчик
уровня тормозной жидкости, 17 – катушка
зажигания, 18 – очиститель ветрового стекла, 19
– электродвигатель омывателя фар, 20 –
электродвигатель омывателя ветрового
стекла, 21 – блок управления электропневмоклапаном
экономайзера принудительного холостого
хода карбюратора, 22 – выключатель зажигания, 23
– реле зажигания, 24 – реле-прерыватель
указателейповорота и аварийной сигнализации,25
– выключатель света заднего хода, 26 –
выключатель стоп-сигнала, 27 – реле очистителя
ветрового стекла, 28 – монтажный блок, 29
– штепсельная розетка для переносной
лампы, 30 – лампа освещения вещевого ящика, 31
– прикуриватель, 32 – электродвигатель
вентилятора отопителя, 33 – выключатель
контрольной лампы стояночного тормоза, 34
– выключатель контрольной лампы воздушной
заслонки карбюратора, 35 – трехрычажный
переключатель, 36 – выключатель аварийной
сигнализации,37 – выключатель освещения
приборов, 38 – выключатель наружного освещения,39
– выключатели плафонов, расположенные
в стойках дверей,40 – предохранитель цепи
противотуманного света, 41 – контрольная
лампа давления масла, 42 – выключатель
заднего противотуманного света, 43 – контрольная
лампа резерва топлива, 44 – комбинация
приборов, 45 – контрольная лампа зарядки
аккумуляторной батареи, 46 – реле-прерыватель
контрольной лампы стояночного тормоза, 47
– плафоны освещения салона, 48 – контрольная
лампа стояночного тормоза, 49 – контрольная
лампа воздушной заслонки карбюратора,50
– блок контрольных ламп, 51 – контрольная
лампа заднего противотуманного света,52
– контрольная лампа обогрева заднего
стекла, 53 – контрольная лампа уровня тормозной
жидкости, 54 – вольтметр, 55 – контрольная
лампа габаритного света, 56 – контрольная
лампа указателей поворота,57 – спидометр, 58
– контрольная лампа дальнего света фар, 59
– переключатель вентилятора отопителя, 60
– выключатель обогрева заднего стекла, 61
– дополнительный резистор электродвигателя
отопителя, 62 – штепсельный разъем для
подключения бара, 63 – задние фонари, 64
– фонари освещения номерного знака, 65
– датчик указателя уровня топлива, 66 –
элемент обогрева заднего стекла,
А – порядок условной нумерации штекеров
в колодках очистителей 9 фар, реле 27 и
очистителя 18 ветрового стекла, блока
21 управления электромагнитным клапаном
карбюратора, Б – порядок условной нумерации
штекеров в колодках монтажного блока
и трехрычажного переключателя.
1.1. Монтажный
блок
Все предохранители и вспомогательные
реле установлены в отдельном монтажном
блоке (рис. 2), расположенном в отсеке двигателя.
Кроме того, через монтажный блок осуществляется
соединение жгутов проводов отсека двигателя
с жгутом проводов панели приборов и с
задним жгутом.
На автомобиле может быть установлен
монтажный блок отечественного производства
или Словении. Монтажный блок, изготовленный
в Словении, неразборный и ремонту не подлежит.
В случае нарушения внутренних соединений
он должен заменяться новым.
Монтажные блоки отечественного производства
можно разбирать и заменять у них блок
печатных плат. Допускается припайка проводов
взамен перегоревших токоведущих дорожек
на печатных платах, но только если для
этого не требуется рассоединения печатных
плат.
Рис. 2. Монтажный
блок (крышка снята), где:
1 – реле включения
обогрева заднего стекла (Р1); 2 – реле
включения очистителей и омывателя фар
(Р2); 3 – перемычка на месте установки реле
включения звуковых сигналов; 4 – запасной
предохранитель; 5 – реле включения дальнего
света фар (Р5); 6 – реле включения ближнего
света фар (Р6); 7 – предохранитель.
Предохранители в монтажном
блоке пронумерованы по порядку слева
направо.
Цепи, защищаемые
предохранителями
№ предохранителя |
Защищаемые цепи |
1 (8А) |
Задние фонари (свет заднего
хода). Электродвигатель отопителя. Контрольная
лампа и реле обогрева заднего стекла
(обмотка) |
2 (8А) |
Электродвигатели очистителя
и омывателя ветрового стекла. Электродвигатели
очистителей и омывателя фар. Реле очистителя
ветрового стекла. Реле очистителей и
омывателя фар (контакты) |
3(8А) |
Резервный |
4(8А) |
Резервный |
5 (16А) |
Элемент обогрева заднего стекла
и реле включения обогрева (контакты) |
6 (8А) |
Прикуриватель. Штепсельная
розетка для переносной лампы |
7 (16А) |
Звуковые сигналы |
8 (8А) |
Указатели поворота в режиме
аварийной сигнализации. Выключатель
и реле-прерыватель указателей поворота
и аварийной сигнализации в режиме аварийной
сигнализации |
9 (8А) |
Регулятор напряжения генератора |
10 (8А) |
Указатели поворота в режиме
указания поворота и соответствующая
контрольная лампа. Контрольные лампы
резерва топлива, давления масла, стояночного
тормоза, уровня тормозной жидкости. Контрольная
лампа заряда аккумуляторной батареи.
Комбинация приборов. Вольтметр. Система
управления пневмоклапаном карбюратора.
Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного
тормоза. Задние фонари (лампы стоп-сигнала).
Плафоны внутреннего освещения кузова. |
11 (8А) |
Правая фара (дальний свет).
Обмотка реле включения очистителей фар
(при включенном дальнем свете) |
12 (8А) |
Левая фара (дальний свет). Контрольная
лампа включения дальнего света фар |
13 (8А) |
Левая фара (габаритный свет).
Правый задний фонарь (габаритный свет) |
14 (8А) |
Фонари освещения номерного
знака. Подкапотная лампа. Контрольная
лампа включения габаритного освещения. |
15 (8А) |
Правая фара (габаритный свет).
Левый задний фонарь (габаритный свет).
Лампа освещения прикуривателя. Лампы
освещения приборов. Лампа освещения вещевого
ящика |
16 (8А) |
Правая фара (ближний свет).
Обмотка реле включения очистителей фар
(при включенном ближнем свете) |
17 (8А) |
Левая фара (ближний свет) |
- Энергоснабжение
автомобиля ВАЗ 2105
Источники тока обеспечивают
электроэнергией все потребители автомобиля.
Источниками тока на автомобиле являются
генератор и аккумуляторная батарея. К
источникам тока отнесены также и приборы
их регулирования.
- Генератор ВАЗ 2105
Генератор преобразует механическую
энергию, получаемую от двигателя, в электрическую.
Генератор питает все потребители электрического
тока и заряжает аккумуляторную батарею
при работающем двигателе. На автомобилях
применяются генераторы переменного тока,
представляющие собой трехфазную синхронную
электрическую машину с электромагнитным
возбуждением.
Основными частями генератора
являются статор с неподвижной обмоткой,
в которой индуктируется переменный ток,
и ротор, создающий подвижное магнитное
поле.
Ротор генератора установлен
в двух шариковых подшипниках. Он приводится
во вращение через шкив генератора с помощью
клинового ремня от коленчатого вала двигателя.
Этим ремнем также вращается шкив привода
вентилятора и насоса охлаждающей жидкости.
При работе генератора по обмотке возбуждения
ротора проходит ток, подводимый через
щетки и создающий магнитное поле, которое
при вращении ротора индуктирует в обмотке
статора переменный ток.
Переменный ток преобразуется
в постоянный с помощью выпрямительного
блока генератор охлаждается вентилятором
шкива генератора. Генератор установлен
на блоке цилиндров двигателя. Он крепится
к литому чугунному кронштейну блока и
натяжной планке. В ушках крышек генератора
для крепления используются резиновые
буферные втулки, обеспечивающие упругую
связь и исключающие поломку ушков.
Технические характеристики
генератора 37.3701 для ВАЗ 2105
Максимальная сила тока отдачи
при 13 В и частоте вращения ротора 5000 мин–1, А |
55 (45 *) |
Пределы регулируемого напряжения,
В |
14,1 ± 0,5 |
Максимальная частота вращения
ротора, мин–1 |
13000 |
Передаточное отношение двигатель-генератор |
1:2,04 |
* Для генератора Г-222.
С 1988 г. на автомобилях ВАЗ-2105
устанавливается генератор 37.3701 (рис. 3).
Схема соединений этого генератора
представлена на рис. 4. Напряжение для
возбуждения генератора при включении
зажигания подводится к клемме “В” регулятора
через контрольную лампу 11. После запуска
двигателя обмотка возбуждения питается
от трех дополнительных диодов 3, установленных
на выпрямительном блоке. При этом ток
через контрольную лампу не проходит и
она не горит. Управляющее напряжение
подается на вывод “Б” регулятора непосредственно
от клеммы “30” генератора. Вывод “Ш”
регулятора маркировки не имеет. С ним
соединяется щетка 13. Напряжение в бортовой
сети автомобиля контролируется вольтметром.