Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа
Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость.
Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Вроде не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной»величиной? Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах.
.
Классификация моторных масел по уровню эксплуатационных свойств
Согласно ГОСТ 17479.1
моторные масла российского производства
по уровню эксплуатационных свойств
разделены на 6 групп, обозначаемых
первыми шестью буквами русского
алфавита и цифровыми индексами
(табл. 4). Чем дальше от начала алфавита
отстоит буква в маркировке моторного
масла, тем выше уровень его качества.
Соответствие масел той или иной
группе устанавливается на основании
результатов моторных и лабораторных
испытания, включенных в Комплексы
методов квалификационной оценки (КМКО),
утвержденных Госстандартом РФ. Индексом
"1" маркируются масла, предназначенные
для эксплуатации бензиновых двигателей,
индекс "2" предназначен для обозначения
масел для дизелей. Универсальные
масла, предназначенные для
Таблица 4. Группы эксплуатационных свойств моторных масел.
Обозначение группы по ГОСТ 17479.1 |
Рекомендуемая область применения | ||
А |
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
||
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые
двигатели, работающие в условиях, способствующих
образованию |
|
Б2 |
Малофорсированные дизели |
||
В |
В1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
|
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений |
||
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
|
Г2 |
Высокофорсированные дизели
без наддува или с умеренным
наддувом, работающие в условиях, способствующих
образованию |
||
Д |
Д1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
|
Д2 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
||
Е |
Е1 |
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2 |
|
Е2 |
Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Примеры маркировки моторных масел.
М-10-Г2(к) - буква "М" обозначает принадлежность к моторным маслам, цифра 10 - класс вязкости, для которого величина кинематической вязкости при температуре 1000С нормируется в пределах 9,3-11,5 мм2/с (сСт), буква "Г" с индексом 2 обозначает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к группе "Г" и предназначено для высокофорсированных дизелей. Буква "к" означает, что данное масло предназначено для преимущественного применения в автомобилях КАМАЗ. В отличие от него, в ассортименте моторных масел имеется марка М-10-Г2, предназначенная для тракторных дизелей.
М-4з/8-В1Г1- моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей группы В2 и высокофорсированных бензиновых двигателей группы Г1;
М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом, индекс "цс" уточняет конкретную область применения (циркуляционное судовое);
М-14Д (цл20) - моторное масло класса вязкости 14, для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, "цл20" - применяемое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г
Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти). Со времени введения (1947 г.) данная классификация неоднократно дополнялась, однако принцип разделения масел на 2 категории (S и C) сохранился до настоящего времени.
В данной системе классификации моторные масла маркируются двухбуквенным индексом. Первая буква означает категорию: к категории "S" (Service) относятся масла для 4-х тактных бензиновых двигателей, к категории "C" (Commercial) - масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники. Универсальными называют масла, которые могут применяться для смазывания бензиновых и дизельных двигателей. Второй буквой является показатель группы масла по уровню эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
В настоящее время в категории "S" классификация API включает 10 классов масел в следующем порядке возрастания требований к их качеству (SA, SB, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL), а в категории "С" - 11 классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CF, CF-4, CF-2, CG-4 и CH-4). Цифры при обозначении классов CD-II, CF-4, CF-2 и CG-4 дают дополнительную информацию об использовании данного класса масел в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел принята двойная маркировка, например, SF/CC, SG/CD, CF-4/SH и т.п.
В настоящее время в настоящее время API выдает лицензии на выпуск масел только высших категорий качества (не ниже SH), предназначенных для бензиновых двигателей не позднее 1994 г. выпуска. Для эксплуатации бензиновых двигателей, выпущенных после 1997 года, предназначены масла класса SJ. Наиболее совершенное масло категории SL на частично или полностью синтетической основе с высокоэффективным пакетом присадок надлежит эксплуатировать в самых совершенных бензиновых турбонаддувных, многоклапанных двигателях производства 2001 г. и позже, вынужденных работать в наиболее напряженных условиях. Для дизельных масел лицензии API выдаются на продукты категории качества не ниже CF. Высшей группой масел категории "С" является CI-4, предназначенная для эксплуатации высокооборотных четырехтактных дизелей, по токсичности выбросов удовлетворяющих нормам 2004 г. Данная категория масел предназначена к введению с октября 2002 г. Однако при поставке масел на экспорт и при их производстве в третьих странах могут вырабатываться масла и более низких классов по API.
Американские и
японские автомобилестроители, сотрудничая
в рамках Международного комитета по
стандартизации и одобрению смазочных
материалов (ILSAC), разработали минимальные
стандартные требования к моторным
маслам для автомобильных бензиновых
двигателей. Классификация ILSAC содержит
два класса масел, обозначаемых GF-1 и
GF-2. С 2002 г. вводятся новые требования
GF-3, а с 2004 г. ожидается введение требований
GF-4. По уровню требований к эксплуатационным
свойствам они практически
По классификации ILSAC при испытаниях на стандартизованном моторном стенде SEQ IIIE, масла группы GF-1, должны экономить не менее 1,5% бензина (Energy Conserving I), а масла группы GF-2 (Energy Conserving II) - 2,3% в сравнении с работой двигателя на эталонном масле класса вязкости 15W-40.
Масла, сертифицированные
по API на соответствие требованиям ILSAC,
маркируются стандартным
Несмотря на исторический
приоритет, в настоящее время
американская классификация API утрачивает
свою монополию в Европе. Учитывая
тот факт, что основными критериями
эксплуатационных свойств масел
являются результаты испытаний на специальных
серийных двигателях, различия в конструктивных
решениях и методиках определения
свойств моторных масел привели
к появлению европейской
Европейская
ассоциация автомобильных производителей (
С 1 марта 1998 года требования к эксплуатационным свойствам моторных масел были ужесточены, что нашло отражение в новом европейском стандарте АСЕА-98. В 1998-99 гг. происходило уточнение и дополнение классификации АСЕА 98-99 с исключением старых и введением новых классов, требования которых обязательны к выполнению с 1 сентября 2000 г. В 2002 г. состоялся очередной пересмотр классификации моторных масел, оформленный в виде стандарта АСЕА 2002.
В отличие от американской
классификации API, в которой до сих
пор не выделены в самостоятельный
класс масла для дизелей
А - для бензиновых двигателей;
В - для дизельных двигателей легковых
автомобилей;
Е - для дизельных двигателей грузовых
автомобилей.
Внутри каждой категории эксплуатационные свойства соответствующих масел выделены в отдельные группы, обозначаемые цифрой после буквы. Чем больше цифра, тем в более жестких условиях работает двигатель и, соответственно, выше требования к качеству масла. Последние две цифры (через дефис) в маркировке масла обозначают год введения данной категории. Для некоторых новых классов оставлено обозначение старого класса, но с добавлением более позднего номера выпуска.
Примеры обозначений: А1-98; В3-98 выпуск 2;