Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:39, курсовая работа
В курсовом проекте необходимо разработать трелевочный трактор, у которого рейсовая нагрузка составляет 2 м3 при скорости рабочего хода 8 км/ч и ограничении по весу до 60 кН.
Трелевочные трактора необходимы для трелевки деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки к погрузочному пункту в соответствии с технологической картой разработки лесосеки.
Введение 3
1. Назначение и условия работы проектируемой машины 4
2. Выбор двигателя 6
3. Выбор основных узлов машины 12
4. Выбор передаточных чисел силовой передачи 15
5. Тяговая характеристика машины и их анализ 21
6. Тепловой расчет двигателя 25
7. Определение нагрузок на оси и колеса трелевочного трактора 30
8. Производительность трактора 35
9. Расчет сцепления 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Скорость движения (км/ч) определяется по формуле׃
Rд – динамический радиус колеса, м;
к – общее передаточное число трансмиссии на соответствующей передаче.
Свободная сила тяги (Н) равна׃
Ра=Рк-Рω, где
Рк – касательная сила тяги, Н;
Рω – сопротивление воздушной среды, Н.
В данном курсовом проекте
сопротивление воздушной среды
не учитывается т.к. максимальная скорость трактора
при трелевке менее 25 км/ч.
Параметры тяговой характеристики.
n, об/мин |
Ме, Н·м |
i1=1,39 |
i2=1,02 |
i3=0,75 |
i4=0,55 |
i5=0,40 | ||||||||||
k1=42 |
k2=30,88 |
k3=22,71 |
k4=16,70 |
k5=12,28 | ||||||||||||
va, км/ч |
Рк=Ра, Н |
Рω, Н |
va, км/ч |
Рк=Ра, Н |
Рω, Н |
va, км/ч |
Рк=Ра, Н |
Рω, Н |
va, км/ч |
Рк=Ра, Н |
Рω, Н |
va, км/ч |
Рк=Ра, Н |
Рω, Н | ||
880 |
388,40 |
3,50 |
29491,95 |
--- |
4,75 |
21683,61 |
--- |
6,46 |
15946,72 |
--- |
8,79 |
11726,56 |
--- |
11,95 |
8622,89 |
--- |
1100 |
396,09 |
4,37 |
30075,7 |
--- |
5,94 |
22112,8 |
--- |
8,08 |
16262,36 |
--- |
10,99 |
11958,67 |
--- |
14,94 |
8793,56 |
--- |
1320 |
397,09 |
5,24 |
30151,84 |
--- |
7,13 |
22168,78 |
--- |
9,70 |
16303,53 |
--- |
13,19 |
11988,95 |
--- |
17,93 |
8815,82 |
--- |
1540 |
391,41 |
6,12 |
29720,38 |
--- |
8,32 |
21851,55 |
--- |
11,31 |
16070,23 |
--- |
15,38 |
11817,39 |
--- |
20,93 |
8689,67 |
--- |
1760 |
379,04 |
6,99 |
28781,3 |
--- |
9,51 |
21161,11 |
--- |
12,93 |
15562,46 |
--- |
17,58 |
11443,99 |
--- |
23,91 |
8415,11 |
--- |
1980 |
359,99 |
7,86 |
27334,63 |
--- |
10,70 |
20097,46 |
--- |
14,54 |
14780,22 |
--- |
19,78 |
10868,77 |
--- |
26,90 |
7992,12 |
--- |
2200 |
334,25 |
8,74 |
25380,34 |
11,89 |
18660,59 |
16,16 |
13723,51 |
21,98 |
10091,71 |
29,89 |
7420,73 |
5.2. Анализ тяговых свойств машины
В условиях эксплуатации возможности движения транспортной системы на той или иной передаче ограничиваются мощностью двигателя (т.е. способностью машины развить на данной передаче силу тяги, равную или большую действующей силы сопротивления) и силами сцепления (т.е. возможностью машины реализовать эту силу тяги на ведущих органах без буксования).
Эта возможность может быть выражена следующей зависимостью׃
Ра ≥ ∑Рсопр ≤ Рφ
где ∑Рсопр – суммарная сила сопротивления дороги.
Очевидно, при равномерном движении Ра=∑Рсопр, а при ускоренном Ра>∑Рсопр.
Сила тяги по сцеплению зависит от состояния дорожного покрытия и типа двигателя, определяющих величину коэффициента сцепления φ, а также от нагрузки, приходящейся на ведущие органы машины (сцепной силы веса) Gск׃
Рφ= Gск· φ
Анализ зависимости показывает, что движение транспортной системы на данной передаче возможно при следующих условиях׃
1. Сумма сил сопротивления
не превосходит по своей
2. Сила тяги Ра, подводимая к ведущим органам, не превышает силы тяги Рφ ограничиваемой по сцеплению.
3. При Ра>∑Рсопр и отсутствии ограничений по сцеплению обеспечивается ускоренное движение.
4. Для движения с
равномерной скоростью при
Тяговая характеристика характеризует способность машины развивать на различных передачах при полной форсировке двигателя предельные значения силы тяги или динамического фактора при соответствующей скорости.
Рассмотрим задачи, решаемые
с помощью тяговой
Тяжелые условия׃ f2=0,7; f1=0,15; i=0,12; φ=0,4. Для заданных условий׃
∑Рсопр=(G+Q1)·(f1+i)+Q2·(f2+i)
Рφ= Gск· φ=(G+Q1)·φ=66,8732·0,4=26,75 кН.
Ограничение по сцеплению позволяют сделать вывод о том, что трелевка в наиболее неблагоприятных условиях возможна только на 2-ой передачи( скорость при трелевке колесными тракторами не превышает 12 км/ч). При снижении коэффициента сцепления до φ=0,2 величина Рφ снизится до 13,37 кН и во избежания буксования потребуется сбросить пачку, переместиться порожнем на участок, где Рφ>∑Рсопр, а затем подтянуть пачку лебедкой.
После преодоления подъема и перехода на горизонтальный участок потребная сила уменьшится и будет составлять׃
Ра=∑Рсопр==(G+Q1)·f1+Q2·f2=(
При таком суммарном сопротивлении появится возможность перехода на третью передачу.
Движение трактора порожнем при f1=0,15; i=0 (легкие условия) возможно на всех передачах, в том числе и на пятой.
∑Рсопр==(G+Q1)·f1=66,8732·0,
Переход на 4-ю передачу потребуется при преодолении подъема׃
При этом скорость движения упадет до va=13 км/ч.
6. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
Методика теплового расчета приведена для четырехтактного дизельного двигателя.
Давление в конце такта впуска рa (МПа)
, (2.16)
где р0 – давление окружающей среды, 0,101 МПа; e – степень сжатия; hv – коэффициент наполнения; Т¢0 – температура свежего заряда, 298 °К; Т¢0 – температура окружающей среды, 288 °К; рr – давление остаточных газов в начале такта впуска, 0,116 МПа.
Температура в конце такта впуска Та (К)
, (2.17)
где Тr – температура остаточных газов в начале такта впуска, 700 °К.
Показатель политропического сжатия n1 для дизельных двигателей выбирается исходя из условия: если e=12–15,5, тогда n1 = 1,325; если e=15,6–22, тогда n1 = 1,355.
Давление в конце такта сжатия ре (МПа)
. (2.18)
Температура в конце такта сжатия, Тс (К)
. (2.19)
Теоретически необходимое количество воздуха, потребное для сгорания 1 кг топлива l0 (кг воздуха/кг топлива)
, (2.20)
где gс – процентное содержание углерода в дизельном топливе, 85,7 %; – процентное содержание водорода, 13,3 %; – процентное содержание кислорода, 1,0 %.
Теоретически необходимое
. (2.21)
Действительное количество воздуха в горючей смеси L (кмоль воздуха/кг топлива)
, (2.22)
где a – коэффициент избытка воздуха, 1,5.
Коэффициент остаточных газов g
. (2.23)
Количество киломоль остаточных газов Mr (кмоль/кг топлива)
. (2.24)
Количество киломоль газов до сгорания Mс (кмоль/кг топлива)
, (2.25)
где a0 – коэффициент избытка воздуха до сгорания (в расчетах принимается a0 = a).
Суммарное количество продуктов сгорания 1 кг топлива при a > 1 для дизельного двигателя М2
. (2.26)
Количество киломоль газов после сгорания (кмоль/кг топлива)
. (2.27)
Коэффициент молекулярного изменения m
. (2.28)
Средняя молекулярная теплоемкость свежего заряда (кДж/кг)
, (2.29)
где Тс – температура в цилиндре двигателя в процессе сжатия, К (табл. 1)
Средняя молекулярная теплоемкость продуктов сгорания (кДж/кмоль×град).
, (2.30)
где Тz – температура в цилиндре двигателя в процессе сгорания, К (табл. 1).
Температура в конце такта сгорания (К)
, (2.31)
где x – коэффициент использования тепла; hu – низшая теплотворная способность дизельного топлива, 41700 кДж/кг; l – степень повышения давлении:
, (2.32)
где pz – давление в процессе сгорания, К; рс – давление в процессе сжатия, К (табл. 2.9).
Давление в конце такта
, (2.33)
Для дизельных двигателей показатель политропического расширения n2 принимается в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя nen, исходя из пропорции: при nen=1400 об/мин – n2=1,3, а при nen=3000 об/мин – n2=1,15.
Степень расширения р
. (2.34)
Степень последующего расширения e
. (2.35)
Давление в конце такта
. (2.36)
Температура в конце такта расширения, Tb (К)
. (2.37)
Среднее индикаторное давление теоретической диаграммы (МПа)
. (2.38)
Действительное среднее
. (2.39)
Индикаторный КПД двигателя
. (2.40)
Индикаторный удельный расход топлива (г/кВт×ч)
. (2.41)
Среднее давление трения рт (МПа):
– для дизельных двигателей с неразделенными камерами сгорания (x<0,75)
. (2.42)
– для дизельных двигателей с разделенными камерами сгорания(x³0,75)
. (2.43)
Среднее эффективное давление ре (МПа)
. (2.44)
Механический КПД
. (2.45)
Эффективный КПД
. (2.46)
Эффективный удельный расход топлива ge (г/кВт×ч)
. (2.47)
Часовой расход топлива, Gт, кг/ч
, (2.48)
где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт.
Средние значения давлений, температур, соответствующих состоянию газов в конце тактов дизельного двигателя приведены в табл. 2.9. Значения основных индикаторных и эффективных показателей дизельных двигателей приведены в табл. 2.10.
Таблица 2.9. Средние значения температур (Т) и давлений (р)
Процесс |
Температура, К |
Давление, МПа | ||
Обозначение |
Значение |
Обозначение |
Значение | |
Впуск |
Тa |
310—360 |
рa |
0,075—0,095 |
Сжатие |
Тc |
750—950 |
рc |
3,0—4,5 |
Сгорание |
Тz |
1800—2300 |
рz |
5,0—8,0 |
Расширение |
Тb |
900—1400 |
рb |
0,2—0,4 |
Выпуск |
Тr |
700—900 |
рr |
0,105—0,120 |
Таблица 2.10. Индикаторные и эффективные показатели ДВС
Показатель |
Обозначение |
Значение |
Индикаторный КПД |
hi |
0,35—0,5 |
Среднее индикаторное давление при полной нагрузке, МПа |
pi |
0,6—1 |
Механический КПД при максималь |
hм |
0,7—0,8 |
Эффективный КПД |
hе |
0,3—0,4 |
Среднее эффективное давление при полной нагрузке, МПа |
ре |
0,6—0,8 |
Удельный эффективный расход топлива при полных нагрузках, г/кВт×ч |
ge |
230—280 |