Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 01:29, реферат
Несколько лет назад разговоры о комплексном территориальном кадастре природных ресурсов принимались с недоумением и раздражением почти всеми федеральными ведомствами. Признавалась только компетенция федеральных служб на их создание и ведение.
1998 год уже прошел под разговоры почти всех ведомств о необходимости комплексного территориального кадастра и о роли муниципалитетов в этом процессе. Времена меняются. Муниципальные власти в городах стали реально управлять своими территориями. Управление территорией предполагает полное владение ситуацией, что означает наличие у органа управления точных комплексных сведений о состоянии управляемого объекта.
Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов: опыт разработки и ведения.
Несколько лет назад разговоры о комплексном территориальном кадастре природных ресурсов принимались с недоумением и раздражением почти всеми федеральными ведомствами. Признавалась только компетенция федеральных служб на их создание и ведение.
1998 год уже прошел под
разговоры почти всех ведомств
о необходимости комплексного
территориального кадастра и
о роли муниципалитетов в этом
процессе. Времена меняются. Муниципальные
власти в городах стали
Кадастрами природных
ресурсов называется свод экономических,
экологических, организационных и
технических показателей, характеризующих
количество и качество природного ресурса,
состав и категории
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.
Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Примеры отраслевых кадастров:
Земельный кадастр.
По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. (ст. 110) земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель.
Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.
Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.
Всего выделяют 9 кадастров и реестров.
Система комплексных территориальных
кадастров природных ресурсов и
объектов (далее КТКПР) формируется
для обеспечения органов
КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
Комплексность информации в
КТКПР достигается путем
разработки стратегии
устойчивого социально-
гармонизации природно-
выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
определение стратегических
направлений для
в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов.
КТКПР создается на основе
современных геоинформационных
и телекоммуникационных технологий,
что означает включение в него
систем создания и поддержания цифровых
кадастровых карт и планов, баз
данных по учету природных ресурсов
и загрязнения природных сред,
а также технических и
информационно-справочная подсистема;
сопровождающая подсистема;
подсистема расширения.
Назначение информационно-
Назначение сопровождающей
подсистемы - поддержание в актуальном
состоянии баз графической и
семантической информации, а также
математического обеспечения
Система должна функционировать в рамках региональной вычислительной сети на уровне двух первых подсистем.
Назначение подсистемы расширения
- организация пополнения баз графической
и семантической информации принципиально
новыми слоями и реквизитами, подключение
новых математических моделей и
организация интерфейса для автоматизированного
обеспечения новых моделей
В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров, ряд из которых уже разработаны и проходят опытную эксплуатацию:
земельных ресурсов;
водных ресурсов;
лесных ресурсов;
геоботанических ресурсов;
животного мира;
месторождений полезных ископаемых;
атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха;
промышленных и бытовых отходов.
Информация КТКПР хранится на машинных носителях и адаптирована для пользования лицами, принимающими решения, в области:
-обеспечения управленческих
решений в эколого-ресурсной
-проведения функционального
зонирования территории для
-организации и реорганизации
размещения производительных
-реализация инвестиционных
целевых программ развития
-изменения структуры и
базы налогообложения в
-ресурсосбережения,
-обеспечения санитарной и экологической безопасности;
-разграничения компетенции
по распоряжению природными
-приватизации природных объектов.
При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и картографии, исходя из необходимости обеспечения сопоставимости, сопряженности систем управления базами данных и геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах.
Данные КТКПР подлежат
обязательному применению при установлении
и изменении режимов
Содержание КТКПР.
КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.
Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию.
Сведения для формирования
и ведения КТКПР
Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.
Информация КТКПР должна
быть представлена в виде географических
карт, таблиц и описаний на электронных
и бумажных носителях и унифицирована
по масштабам карт, стандартам по сбору
данных, родам классификаций, требованиям
режимов использования и
Перечень обязательных кадастровых
показателей по характеристикам
каждого вида природного ресурса
разрабатывается Минприроды России
совместно с другими
Перечень дополнительных
кадастровых показателей, необходимых
для территориального управления, устанавливают
органы государственного управления субъектов
Федерации в зависимости от природно-ресурсной
и хозяйственной специфики
Порядок формирования КТКПР.
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
организуют работу по формированию КТКПР
на подведомственной территории. Для
этих целей они могут создавать
территориальные кадастровые
По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ТКЦ могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.
Финансирование материально-
ТКЦ решают следующие основные задачи:
а) классификация природных ресурсов и объектов и определение первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР;