Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:24, реферат
В XXI веке газотурбинная тяга снова появляется на железнодорожных линиях. Развитие на протяжении прошедшего столетия авиационных ГТД позволило буквально сделать революцию в самолетостроении. Менее активно внедрялись газотурбинные двигатели в наземном транспорте, в частности, железнодорожном. Здесь ведущими при оценке эффективности нового вида тяги были вопросы тепловой экономичности первичных двигателей, а также их надежности. В те годы на автономных локомотивах прочные позиции уже завоевал дизель с газотурбинным наддувом, имеющий высокий КПД (37 — 38 %) и по тем временам вполне отвечающий требованиям железнодорожного транспорта по агрегатной мощности в секции.
Введение
1.Преимущества газотепловозной тяги
1.1. Экономические выгоды использования газотепловозной тяги
1.2. Недостатки дизелей
1.3. Преимущества газотурбинных двигателей
2. Газотурбовозы
2.1. Газотурбинный двигатель
2.2. Современные газотурбовозы
2.3. Альтернативные виды топлива
2.4. Область применения газотурбовозов
3. Конструкционные особенности газотурбовозов
3.1. Передача на газотурбовозе
3.2. Конструкция газотурбовоза
3.3. Расход топлива
Заключение
Библиографический список
Рис.2. Газотурбинный двигатель газотурбовоза №1101
Таблица 1
Основные технические данные газотурбовозов, которые были построены первыми в различных странах
Наименование параметов |
СССР |
Швейцария |
ЧССР |
Англия |
США | |||
Коломенский тепловозостроительный завод |
Фирма «Браун-Бовери» |
«Заводы имени Ленина» («Шкода») |
Фирма «Метрополи-тен-Виккерс» |
Фирма «General Electric» | ||||
Г1 |
Г |
110 |
180 |
ТЛ65900 |
18100 |
4500 |
8500 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Год выпуска |
1959 |
1964 |
1941 |
1949 |
1958 — 1960 |
1952 |
1948— 1954 |
1358—1961 |
Осевая формула |
Зо-Зо |
Зо-Зо |
1+ 10+20+10+1 |
1+ 10+20+10+1 |
3+3 |
Зо-Зо |
2о+20-20+20 |
2(30-30) |
Род службы |
Грузовой |
Пассажирский |
Грузопассажирский |
Пассажирский |
Грузовой | |||
Число секций |
2 |
1 |
2 | |||||
Общая масса, т |
140 |
129 |
92,1 |
118 |
123 |
132 |
235 |
408 |
Запас топлива тяжелого (легкого) кг |
9500 (1500) |
11000 (850) |
4200 (1500) |
6580 (1000} |
3420 (162) |
6600 (4060) |
2450 (3400) |
8600 (8500) |
Нагрузка от оси на рельсы, тс |
23,3 |
21,5 |
16,1 |
20,1 |
20,5 |
21,9 |
29,5 |
31,2 |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
160 |
113 |
145 |
85/125 |
145 |
105 | |
Передача мощности на колеса |
Электрическая постоянного тока |
Механическая, две ступени скорости |
Электрическая постоянного тока | |||||
Газотурбинный двигатель, тип |
Одновальный |
Одновальный с регенератором |
Двухвальный с регенераторе |
Одновальный | ||||
Мощность, кВт/л.с. |
2574/3500 |
1618/2200 |
1838/2500 |
2265/3080 |
2206/3000 |
3309/4500 |
6250/8500 | |
Число оборотов в минуту |
8500 |
5200 |
5800 |
5550 |
7000 |
6900 |
4860 | |
Удельный расход топлива, г/кВт-ч |
327 |
376 |
380 |
— |
328 |
380 |
_ | |
Компрессор, тип |
Осевой | |||||||
Число ступеней |
12 |
21 |
29 - |
17 |
15 |
16 | ||
Расход воздуха, кг/с |
26 |
28,1 |
28 |
29,7 |
22,6 |
41 |
72 | |
Камера сгорания, тип |
Прямоточная,секционная |
Прямоточная |
Прямоточная ,секционная | |||||
Число камер сгорания |
6 |
1 |
6 |
10 | ||||
Ступеней турбины |
4 |
2/1 |
5 |
2 | ||||
Температура газов перед турбиной, "С |
727 |
650 |
700 |
790 | ||||
Количество построенных локомотивов |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
25 |
30 |
2.2 Современные газотурбовозы
В настоящее время компания-
Однако при последующей модернизации, выполнявшейся заводом компании «Super Steei» в Скенектади (США), устанавливались новые турбины типа «Turbomeca» мощностью 1000 кВт, тяговые гидропередачи компании «Voith»и микропроцессорные системыу правления.
Первый модернизированный
турбопоезд по данному проекту ввели
в эксплуатацию на том же маршруте
в апреле 2003 г. Вместе с тем, специалисты
считают, что в дальнейшем целесообразно
повысить мощность ГТД турбопоездов
до 2940 кВт (использовать две установки)
и применить электрическую
В настоящее время за рубежом принимают различные меры, чтобы повысить скорости пассажирского движения, поэтому значительно возрос интерес к использованию на железнодорожном транспорте. При увеличении скоростей движения поездов до 200 — 250 км/ч значительно изменяются требования к подвижному составу, особенно когда они осваиваются на существующем верхнем строении пути. В числе решающих факторов оказываются масса и габариты энергетического оборудования.
На международной
выставке «Railtex-2000» в Бирмингеме
компания «Bombardier Transportation» представила
макет газотурбопоезда «
Рис. 3. Турбопоезд “Jertain” (США)
В качестве силовой установки применен ГТД компании «Pratt & Whitney» мощностью 3750 кВт с частотой вращения 16000 об/мин, который приводит через редуктор два главных тяговых генератора переменного тока мощностью 1750 кВт. Однако специалисты американских железных дорог и компании «Bombardier» намерены рассмотреть возможность установки на нем одного генератора компании «Allied Signal», имеющего более высокую частоту вращения.
На газотурбовозе
«Jetrain» применены четыре асинхронных
тяговых двигателя мощностью
по 825 кВт с опорно-рамной подвеской
тяговых редукторов. Электродвигатели
получают питание от инверторов ONIX
компании «Aistom» с водяным
В октябре 2002 г. состоялась презентация локомотива. Специалистами было отмечено, что в сравнении с последними моделями тепловозов США новый газотурбовоз имеет более высокую скорость, меньшую на 20 % массу тары. Он обладает в два раза большим ускорением, выделяет на 30 % меньше вредных выбросов.
Недавно специалистами ВНИКТИ подготовлен проект магистрального газотурбовоза ГТ1. В качестве топлива для него предусматривается использовать сжиженный природный газ, а в перспективе — водород.
Модель газотурбовоза из двух секций – тяговой и бустерной с кабинами управления. Мощность газотурбинного двигателя 8300-10500 кВт
2.3 Альтернативные виды топлива
Один из путей
повышения эффективности работы
газотурбинных двигателей на железнодорожном
транспорте — применение альтернативных
топлив. Газотурбинные двигатели
идеально подходят для использования
в качестве топлива сжиженного или
сжатого природного газа, а также
метанола. При этом не требуются
какие-либо переделки. В то время
как для сжигания природного газа
в цилиндрах дизеля необходимо добавлять
определенное количество дизельного топлива
(до 15 %), чтобы смесь могла
В США провели исследования по расходу топлива турбопоездами на скоростной линии протяженностью 370 км. Они показали, что при эксплуатации ГТД на сжиженном природном газе затраты его за поездку составляют 0,61 от стоимости расходов в случае работы на дизельном топливе. Пробег на последнем составляет 0,9 при одинаковой емкости топливного бака.
2.4 Область применения газотурбовозов
Газотурбовозы наиболее эффективны на
следующих видах работы, по сравнению
с тепловозами:
3. КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗОТУРБОВОЗОВ
3.1 Передача на газотурбовозе
Другая принципиально важная задача
в проектировании газотурбовоза
— выбор типа передачи мощности
от газотурбинного двигателя к колесным
парам локомотива. Возможно применение
всех типов передач — механической
бесступенчатой, гидромеханической
и электрической: переменно-постоянного,
переменно-переменного тока с преобразователем
частоты и переменно-
Рис. 4. Схема ГТД
с электрической передачей
К — компрессор; Per — регенератор; Кс — камера сгорания; Т — турбина; Р - редуктор; СГ — синхронный тяговый генератор; ВГ — вспомогательный генератор; Пр — преобразователь частот; 1 —6 —асинхронные тяговые двигатели
Использование механической
бесступенчатой и электрической
передач постоянно-переменного
Внедрение электрической
передачи переменно-переменного тока
без преобразователей частоты —
задача сложная, так как придется
создавать специальный
3.2 Конструкция газотурбовоза
На железных дорогах России имеется
ряд участков, где стыкуется электрическая
и тепловозная тяга. Так как
современные и перспективные
тепловозы имеют мощность ниже, чем
у электровозов, то приводимые электровозами
составы приходится расформировывать
и вывозить тепловозами по частям.
Это экономически невыгодно. Необходим
автономный локомотив, способный принять
состав массой 6 тыс. т от электровоза
и без переформирования доставить
его до места назначения, обладающий
параметрами по экономичности и
надежности, которые не уступают тепловозу.
Таким локомотивом
может стать газотурбовоз. Изготавливая
его, желательно применить оборудование
уже эксплуатируемых
Специалистами ВНИКТИ (г. Коломна) была проверена возможность компоновки оборудования газотурбовоза в кузовах электровозов: постоянного тока ВЛ10 и ВЛ15, а также переменного ВЛ60К и ВЛ80. Длина секции кузова электровозов ВЛ10 и ВЛ80 по автосцепкам составляет 16400 мм и недостаточна для размещения всего оборудования, кузова ВЛ60К — 20800 мм, а секции ВЛ15 — 22500. Тяговые двигатели электровоза ВЛ60К имеют мощность в длительном режиме 675 кВт, а ВЛ15 — 700. Наиболее подходящим является экипаж локомотива ВЛ15.
На газотурбовозе
можно применить ряд узлов
тепловоза 2ТЭ25, который разрабатывается
ОАО «БМЗ» совместно с ВНИКТИ.
Это следующее оборудование: кабина
управления с унифицированным пультом
и виброзащищенными креслами, микропроцессорная
система управления и диагностики,
блоки реостатного и тормозного
оборудования, аппаратные камеры, вспомогательные
преобразователи, блок тормозного компрессора,
установки пожаротушения, водомасляные
теплообменники, блоки фильтрации воздуха,
поступающего для охлаждения тяговых
двигателей. Осевые мотор-вентиляторы,
нагнетающие воздух для охлаждения
тяговых двигателей, — с электровоза
ЭП200, вспомогательный дизель-
Может вызвать вопрос
необходимость установки
Если двигатель будет выполнен на подшипниках скольжения с масляным охлаждением, то после его выключения требуется прокачка масла через подшипники и медленное прокручивание ротора до полного остывания силового оборудования. Этот процесс может составлять 1 — 1,5 ч. Технология остановки ГТД должна быть проверена экспериментально. Применение вспомогательного дизель-генератора снизит расход топлива на газотурбинном двигателе, так как это позволит отключать его при длительных стоянках.
Сложная техническая задача — создание тягового и вспомогательного генераторов, установленных на одном валу. Кроме того, предстоит разработать систему регазификации (подготовки газа с температурой -162 °С до необходимых плюсовых температур и его давления перед подачей в камеру сгорания).
Специалистами ВНИКТИ определены основные требования, которые предъявляются к газотурбинному двигателю, устанавливаемому на экспериментальный газотурбовоз: мощность- 10000 кВт, КПД-40%, ресурс до капитального ремонта- 100 тыс. ч, расход топлива без нагрузки от расхода на полной мощности не более- 5%. На первом опытном образце предлагается установить освоенный промышленностью ГТД с КПД 26-27 %.
3.3 Расход топлива
В качестве топлива для газотурбовоза
предполагается применить природный
сжиженный или сжатый газ. Наиболее
целесообразно использовать сжиженный,
так как в этом случае не придется
разрабатывать специальный
Информация о работе Конструкционные особенности газотурбовозов