Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:22, курсовая работа
Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий на транспорте является внедрение автоматизированных информационных систем, в основе которых лежат информационно–управляющие системы ориентированные на работу в подразделениях и службах аппарата управления.
Введение 3
Раздел 1 Теоретическая часть
§ 1 Понятие «Защищаемая информация» 4
§ 2 Классификация защищаемой информации и ее носителей 10
§ 3 Определение понятия «Защита информации» и ее цели 15
§ 4 Направления защиты информации 20
§ 5 Правовые принципы защиты информации 39
§ 6 Организационные принципы защиты информации 42
§ 7 Принципы, используемые при защите информации от технических средств разведки 46
§ 8 Методы защиты информации 48
§ 9 Теоретические основы создания и опыт внедрения автоматизированной подсистемы планирования и регулирования пассажирских перевозок АСУ «ЭКСПРЕСС-3» 55
§ 10 ДИСПАРК 66
Раздел 2 Практическая часть
1. Таблицы 69
2. Схема данных 75
3. Запросы 76
4. Формы 82
5. Отчеты 85
Список литературы 86
Вторая группа задач - это ограждение защищаемой информации от несанкционированного доступа к ней соперника, включает такие условия, как:
§ 4 Направления защиты информации
Чтобы лучше разобраться во всем разнообразии направлений защиты информации, дадим им краткую классификацию, которую целесообразно провести по двум основным признакам. Во-первых, по собственнику информации, а точнее, по видам охраняемых тайн, и, во-вторых, по группам используемых для защиты информации сил, средств и методов. К первой группе могут быть отнесены следующие основные направления: защита государственной тайны, защита межгосударственных секретов, защита коммерческой тайны.
Ко второй группе относятся следующие основные направления: правовая защита информации, организационная защита информации, инженерно-техническая защита информации, программно-математическая защита информации.
Защита государственной тайны. По объему защищаемой информации, принадлежащей одному собственнику, сведения, составляющие государственную тайну, значительно превосходят другие виды охраняемых тайн и в частности, коммерческую тайну. Однако суммарный объем защищаемой коммерческой информации, составляющей определенную тайну, может быть не меньше, чем объем сведений, составляющих государственную тайну.
В ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дано определение системы защиты этой тайны: «Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной, тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях».
Таким образом, система защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей складывается из:
Под защитой сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей будет пониматься деятельность органов защиты этой тайны, направленную на обеспечение безопасности информации, отнесенной к государственной тайне, предотвращение ее утечки и ее максимально эффективное использование.
Главным субъектом, осуществляющим защиту сведений, составляющих государственную тайну, является государство в лице его высших органов власти и управления, которое располагает всей полнотой властных полномочий по решению задач защиты государственной тайны. Однако в государстве, этом сложном механизме существует целая иерархия органов, учреждений, организаций, предприятий и других структурных подразделений, должностных лиц и исполнителей, которые в ходе выполнения служебных обязанностей сталкиваются с проблемой ее защиты. Каждый из этих участвующих в защите информации субъектов, наделяется соответствующим объемом прав и обязанностей, необходимых для решения задач по эффективной защите сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В ст 4. Закона РФ «О государственной тайне» определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц (Парламента, Президента, Правительства и др.) в области отнесения сведений к государственной тайне и.их защите. Распоряжением Президента РФ № 73-рп от 11 февраля 1994 г. утвержден Перечень должностных лиц, органов власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Высшие органы государственной власти и управления создают нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по защите сведений, отнесенных к государственной тайне. Координация деятельности по разработке и выполнению государственных программ, подготовке нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне, возложена на Межведомственную комиссию. Каждый орган и должностное лицо наделяются полномочиями по проведению организационно-правовых мероприятий по защите государственной тайны.
Система защиты государственной тайны в стране складывалась постепенно. Постоянно совершенствуясь и усложняясь, она приобрела тот вид, который существует в настоящее время. Эта система имеет ряд как положительных черт, так и недостатков. На системе защиты информации всегда лежит отпечаток сложившихся в государстве общественных отношений. Для нас обычно характерными являются: бюрократизированность процедур и технологии засекречивания, обработки, хранения и рассекречивания информации; экстенсивность развития структур системы защиты секретной информации; слабая восприимчивость к потребностям научно-технического прогресса.
В то же время существующая система защиты секретной информации сыграла положительную роль в защите важных государственных секретов в области обороны страны, в решении проблем военно-технической отрасли, когда страна стремилась достичь и достигла паритета, то есть примерного равенства СССР и США в области вооружения и военной техники соответствующего класса, качества и количества.
В систему защиты государственной тайны включаются, кроме мер, осуществляемых непосредственно в местах сосредоточения и обращения сведений, составляющих эту тайну, также проводимые государством мероприятия и устанавливаемые административно-правовые режимы:
— борьба со шпионажем и разглашением государственной тайны;
— режим выезда специалистов з служебные командировки за границу.
Они включаются как составные элементы в систему защиты государственной тайный в большинстве своем играют роль препятствия, преграды на возможных каналах утечки секретной информации.
Рассматривая проблемы деятельности по защите государственной тайны, можно сформулировать ряд факторов, которые предопределяют ее формирование и состояние.
Защита межгосударственных секретов. В быстро меняющемся мире есть некоторые явления, которые носят относительно устойчивый характер. Это - соблюдение международных договоренностей, достигнутых, как правило, в результате длительных дипломатических усилий. Это может касаться и сохранения в тайне определенной информации. Необходимость сохранения в тайне каких-то вопросов в международных отношениях в современных условиях по-прежнему остается актуальной. Открытость и секретность в международных отношениях, как правило, не противоречат друг другу. Нельзя, например, вести переговоры об уничтожении какого-то класса ракетно-ядерного оружия, не представив другой стороне данных, а сколько же всего имеется такого оружия у каждой из сторон. В то же время в открытой печати могут не публиковаться известные обоим сторонам подробности об этом оружии, чтобы кто-то не попытался воспользоваться этими данными в злонамеренных целях.
В практике международных отношений нашего государства имелись и имеются многосторонние соглашения о сохранении секретов. Такое соглашение действовало в рамках СЭВ - Совета экономической взаимопомощи бывших социалистических стран. Оно было заключено в целях зашиты секретной информации между министерствами, центральными органами, научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями, вузами стран-членов СЭВ при совместной разработке секретных проблем, а также при передаче, хранении и использовании секретной информации.
В подобных соглашениях о защите межгосударственных секретов обычно предусматриваются следующие меры и общепринятые правила защиты секретной информации:
Изменение степени (грифа) секретности сведений, изделий и документов, полученных из других стран, может быть произведено только с письменного согласия органа или организации, которой он установлен.
Степень секретности сведений, содержащихся в изделиях и документах, разрабатываемых совместно, определяется по взаимному согласованию сторон.
Двухсторонние соглашения о сохранении в тайне каких-то сведений, вопросов могут заключаться с любым государством.
Двухсторонние соглашения с иностранными государствами о сохранении каких-то вопросов в тайне объявляются обычно государственными секретами и как категория сведений, подлежащих засекречиванию, может указываться в соответствующих перечнях.
Межгосударственными секретами могут объявляться и коммерческие и промышленные секреты совместных предприятий, а также сотрудничающих ведомств, предприятий и фирм, когда в этих соглашениях одной из сторон является государство.
Внешнеторговые объединения, организации и фирмы нашей страны являются участниками многочисленных сделок и соглашений с иностранными компаниями и фирмами. Целый ряд положений таких соглашений являются коммерческой тайной и сведения о них сохраняются и должны сохраняться в секрете в соответствии с имеющимися договоренностями сторон. При этом руководствуются общепринятыми правилами защиты межгосударственных секретов, изложенными выше.
Защита коммерческой тайны. Защита коммерческой тайны имеет много общих черт с защитой государственной тайны, если это касается технической и технологической стороны этой деятельности. Любая, требующая защиты информация, будет сохранена в тайне, если будут выполняться требования, последовательность и совокупность действий, предписанных правилами защиты информации. Однако чем выше мы поднимаемся по иерархии систем защиты информации, тем более значительными будут различия в системах защиты одного вида информации от другого.
Информация о работе Контроль и защита информации на ж/д транспорте