Контроль и защита информации на ж/д транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий на транспорте является внедрение автоматизированных информационных систем, в основе которых лежат информационно–управляющие системы ориентированные на работу в подразделениях и службах аппарата управления.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1 Теоретическая часть
§ 1 Понятие «Защищаемая информация» 4
§ 2 Классификация защищаемой информации и ее носителей 10
§ 3 Определение понятия «Защита информации» и ее цели 15
§ 4 Направления защиты информации 20
§ 5 Правовые принципы защиты информации 39
§ 6 Организационные принципы защиты информации 42
§ 7 Принципы, используемые при защите информации от технических средств разведки 46
§ 8 Методы защиты информации 48
§ 9 Теоретические основы создания и опыт внедрения автоматизированной подсистемы планирования и регулирования пассажирских перевозок АСУ «ЭКСПРЕСС-3» 55
§ 10 ДИСПАРК 66
Раздел 2 Практическая часть
1. Таблицы 69
2. Схема данных 75
3. Запросы 76
4. Формы 82
5. Отчеты 85
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

Полная версия Курсовой Ощепкова.doc

— 5.61 Мб (Скачать файл)

Вторая группа задач - это ограждение защищаемой информации от несанкционированного доступа к ней соперника, включает такие условия, как:

  1. Защита информационного суверенитета страны и расширение возможности государства по укреплению своего могущества за счет формирования и управления развитием своего информационного потенциала.
  2. Создание условий эффективного использования информационных ресурсов общества, отрасли, предприятия, фирмы, структурного подразделения, индивида.
  3. Обеспечение безопасности защищаемой информации: предотвращение хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, модификации, блокирования информации и т.п., вмешательства в информацию и информационные системы.
  4. Сохранение секретности или конфиденциальности засекреченной информации в соответствии с установленными правилами ее защиты, в том числе предупреждения ее утечки и несанкционированного доступа к ее носителям, предотвращению ее копирования, фотографирования и др.
  5. Сохранение полноты, достоверности, целостности информации и ее массивов и программ обработки, установленных собственником информации или уполномоченными им лицами.
  6. Обеспечение конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальной персональной информации, в том числе накапливаемой в банках данных.
  7. Недопущение безнаказанного растаскивания и незаконного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, предприятиям и фирмам, частным лицам.

 

 

§ 4 Направления защиты информации

Чтобы лучше разобраться во всем разнообразии направлений защиты информации, дадим им краткую классификацию, которую целесообразно провести по двум основным признакам. Во-первых, по собственнику информации, а точнее, по видам охраняемых тайн, и, во-вторых, по группам используемых для защиты информации сил, средств и методов. К первой группе могут быть отнесены следующие основные направления: защита государственной тайны, защита межгосударственных секретов, защита коммерческой тайны.

Ко второй группе относятся следующие основные направления: правовая защита информации, организационная защита информации, инженерно-техническая защита информации, программно-математическая защита информации.

Защита государственной тайны. По объему защищаемой информации, принадлежащей одному собственнику, сведения, составляющие государственную тайну, значительно превосходят другие виды охраняемых тайн и в частности, коммерческую тайну. Однако суммарный объем защищаемой коммерческой информации, составляющей определенную тайну, может быть не меньше, чем объем сведений, составляющих государственную тайну.

В ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дано определение системы защиты этой тайны: «Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной, тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях».

Таким образом, система защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей складывается из:

  • органов защиты государственной тайны;
  • средств и методов защиты государственной тайны;
  • проводимых мероприятий.

Под защитой сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей будет пониматься деятельность органов защиты этой тайны, направленную на обеспечение безопасности информации, отнесенной к государственной тайне, предотвращение ее утечки и ее максимально эффективное использование.

Главным субъектом, осуществляющим защиту сведений, составляющих государственную тайну, является государство в лице его высших органов власти и управления, которое располагает всей полнотой властных полномочий по решению задач защиты государственной тайны. Однако в государстве, этом сложном механизме существует целая иерархия органов, учреждений, организаций, предприятий и других структурных подразделений, должностных лиц и исполнителей, которые в ходе выполнения служебных обязанностей сталкиваются с проблемой ее защиты. Каждый из этих участвующих в защите информации субъектов, наделяется соответствующим объемом прав и обязанностей, необходимых для решения задач по эффективной защите сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В ст 4. Закона РФ «О государственной тайне» определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц (Парламента, Президента, Правительства и др.) в области отнесения сведений к государственной тайне и.их защите. Распоряжением Президента РФ № 73-рп от 11 февраля 1994 г. утвержден Перечень должностных лиц, органов власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Высшие органы государственной власти и управления создают нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по защите сведений, отнесенных к государственной тайне. Координация деятельности по разработке и выполнению государственных программ, подготовке нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне, возложена на Межведомственную комиссию. Каждый орган и должностное лицо наделяются полномочиями по проведению организационно-правовых мероприятий по защите государственной тайны.

Система защиты государственной тайны в стране складывалась постепенно. Постоянно совершенствуясь и усложняясь, она приобрела тот вид, который существует в настоящее время. Эта система имеет ряд как положительных черт, так и недостатков. На системе защиты информации всегда лежит отпечаток сложившихся в государстве общественных отношений. Для нас обычно характерными являются: бюрократизированность процедур и технологии засекречивания, обработки, хранения и рассекречивания информации; экстенсивность развития структур системы защиты секретной информации; слабая восприимчивость к потребностям научно-технического прогресса.

В то же время существующая система защиты секретной информации сыграла положительную роль в защите важных государственных секретов в области обороны страны, в решении проблем военно-технической отрасли, когда страна стремилась достичь и достигла паритета, то есть примерного равенства СССР и США в области вооружения и военной техники соответствующего класса, качества и количества.

В систему защиты государственной тайны включаются, кроме мер, осуществляемых непосредственно в местах сосредоточения и обращения сведений, составляющих эту тайну, также проводимые государством мероприятия и устанавливаемые административно-правовые режимы:

— борьба со шпионажем и разглашением государственной тайны;

  • охрана государственных тайн в печати;
  • пограничный режим;
  • режим въезда и передвижения иностранцев;

— режим выезда специалистов з служебные командировки за границу.

Они включаются как составные элементы в систему защиты государственной тайный в большинстве своем играют роль препятствия, преграды на возможных каналах утечки секретной информации.

Рассматривая проблемы деятельности по защите государственной тайны, можно сформулировать ряд факторов, которые предопределяют ее формирование и состояние.

  1. Организация деятельности по защите государственных секретов в стране зависит от военно-политической обстановки в мире и стране. Обострение международной обстановки обычно приводит к усилению деятельности спецслужб противоборствующих сторон и соответственно к ужесточению принимаемых мер по защите своих секретов.
  2. Уровень зашиты секретной информации в определенной степени должен соответствовать важности этой информации для собственника и интенсивности действий потенциального противника по добыванию секретов б нашем государстве. Защита секретов должна носить- превентивный характер: меры защиты секретной информации Должны предупреждать возможность несанкционированного доступа к засекреченной информации и возможные вредные последствия, которые могут наступить в случае утечки секретной информации.
  3. Организация зашиты государственной тайны находится в зависимости от принятой системы и критериев засекречивания информации: чем больше засекречивается информации, тем больше требуется сотрудников для ее обработки, хранения и выдачи, тем выше стоимость ее защиты; чем выше степень секретности информации, тем выше уровень ее защиты и т.д. После засекречивания информация начинает жить своей собственной жизнью: уже практически не имеет значения, действительно ли произведено засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, или информация засекречена «на всякий случай», чтобы что-то скрыть и т.п. Секретная информация сама начинает «диктовать»- условия своей защиты режимным службам и другим исполнителям.
  4. Расширение круга засекречиваемых сведений и значительное увеличение в связи с этим количества секретной информации затрудняет ее защиту, а увеличение числа лиц, допущенных к этой информации, усиливает вероятность ее утечки. А это начинает противоречить одному из основных принципов защиты секретной информации - максимальному ограничению числа лиц, допускаемых к секретам.

Защита межгосударственных секретов. В быстро меняющемся мире есть некоторые явления, которые носят относительно устойчивый характер. Это - соблюдение международных договоренностей, достигнутых, как правило, в результате длительных дипломатических усилий. Это может касаться и сохранения в тайне определенной информации. Необходимость сохранения в тайне каких-то вопросов в международных отношениях в современных условиях по-прежнему остается актуальной. Открытость и секретность в международных отношениях, как правило, не противоречат друг другу. Нельзя, например, вести переговоры об уничтожении какого-то класса ракетно-ядерного оружия, не представив другой стороне данных, а сколько же всего имеется такого оружия у каждой из сторон. В то же время в открытой печати могут не публиковаться известные обоим сторонам подробности об этом оружии, чтобы кто-то не попытался воспользоваться этими данными в злонамеренных целях.

В практике международных отношений нашего государства имелись и имеются многосторонние соглашения о сохранении секретов. Такое соглашение действовало в рамках СЭВ - Совета экономической взаимопомощи бывших социалистических стран. Оно было заключено в целях зашиты секретной информации между министерствами, центральными органами, научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями, вузами стран-членов СЭВ при совместной разработке секретных проблем, а также при передаче, хранении и использовании секретной информации.

В подобных соглашениях о защите межгосударственных секретов обычно предусматриваются следующие меры и общепринятые правила защиты секретной информации:

  1. В деятельности по взаимному обеспечению защиты межгосударственных секретов стороны руководствуются действующими на их территории законодательными и нормативными актами, а также выработанными совместно общими принципами обеспечения режима секретности при осуществлении политического, экономического, научно-технического и иного сотрудничества.
  2. Каждая сторона принимает необходимые меры по обеспечению защиты секретной информации всеми организациями независимо от форм собственности и обеспечивает сохранность межгосударственных секретов.
  3. Стороны гарантируют исключение передачи межгосударственных секретов третьим странам без согласования с имеющими отношение, к этим секретам государствами-участниками настоящего соглашения.
  4. Степень секретности сведений, изделий и документов определяется организацией, которой они созданы или подготовлены для передачи в организации другой страны в установленном порядке. Организация другого государства в работе с этими сведениями, изделиями и документами руководствуется установленной для них степенью секретности.

Изменение степени (грифа) секретности сведений, изделий и документов, полученных из других стран, может быть произведено только с письменного согласия органа или организации, которой он установлен.

Степень секретности сведений, содержащихся в изделиях и документах, разрабатываемых совместно, определяется по взаимному согласованию сторон.

  1. Основанием для допуска специалистов к работе с секретными техническими средствами и документами является письменное уведомление об этом страны, гражданами которой они являются.
  2. При работе с межгосударственными секретами в стране пребывания, специалисты, находящиеся в командировке, должны соблюдать правила работы с государственными секретами, действующими в этой стране. Такие лица должны быть проинструктированы о действующих в государстве пребывания правилах защиты государственных секретов.
  3. За разглашение секретных сведений, а также утрату таких изделий и документов, виновные в этом лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством страны, гражданами которой они являются.

Двухсторонние соглашения о сохранении в тайне каких-то сведений, вопросов могут заключаться с любым государством.

Двухсторонние соглашения с иностранными государствами о сохранении каких-то вопросов в тайне объявляются обычно государственными секретами и как категория сведений, подлежащих засекречиванию, может указываться в соответствующих перечнях.

Межгосударственными секретами могут объявляться и коммерческие и промышленные секреты совместных предприятий, а также сотрудничающих ведомств, предприятий и фирм, когда в этих соглашениях одной из сторон является государство.

Внешнеторговые объединения, организации и фирмы нашей страны являются участниками многочисленных сделок и соглашений с иностранными компаниями и фирмами. Целый ряд положений таких соглашений являются коммерческой тайной и сведения о них сохраняются и должны сохраняться в секрете в соответствии с имеющимися договоренностями сторон. При этом руководствуются общепринятыми правилами защиты межгосударственных секретов, изложенными выше.

Защита коммерческой тайны. Защита коммерческой тайны имеет много общих черт с защитой государственной тайны, если это касается технической и технологической стороны этой деятельности. Любая, требующая защиты информация, будет сохранена в тайне, если будут выполняться требования, последовательность и совокупность действий, предписанных правилами защиты информации. Однако чем выше мы поднимаемся по иерархии систем защиты информации, тем более значительными будут различия в системах защиты одного вида информации от другого.

Информация о работе Контроль и защита информации на ж/д транспорте