Министерство транспорта
Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
«Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
(ДВГУПС)
Кафедра «Вагоны»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Техника транспорта,
обслуживание и ремонт»
Выполнил:
Проверил(а):
Хабаровск 2013
Задание:
- Классификация и основные характеристики единиц подвижного состава.
2. Экипировка подвижного состава.
- Способы повышения качества ремонта транспортных средств.
- Методы дефектоскопии. Классификация и основные характеристики.
- Классификация и основные характеристики единиц подвижного состава.
Вагоном называется единица железнодорожного
подвижного состава, предназначенная
для перевозки пассажиров или грузов.
Вагоны бывают:
- несамоходные, перемещение которых осуществляется локомотивами, и
- самоходные, называемые автовагонами, которые для передвижения имеют свою энергетическую установку (автомотрисы, трансферкары, дизель – поезда) или получают энергию от контактной сети (электропоезда, вагоны метро).
Вагоны разделяются по назначению,
технической характеристике и месту
эксплуатации.
По своему назначению вагоны разделяются
на две основные группы – пассажирские и грузовые.
Пассажирский вагон имеет кузов,
который представляет собой закрытое
помещение со всеми основными устройствами,
необходимыми для пассажиров (оборудование
для сидения или лежания, системы отопления,
вентиляции и освещения, туалетные помещения,
удобные входы и выходы и т.п.).
Парк пассажирских вагонов состоит
из вагонов для перевозки пассажиров,
вагонов – ресторанов, почтовых,
багажных и специального назначения.
В зависимости от дальности перевозок
пассажирские вагоны отличаются своим
устройством.
По назначению различают
пассажирские вагоны:
- дальнего следования – для перевозки пассажиров на большие расстояния. Эти вагоны бывают купейными или плацкартными. Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для лежания и поэтому называются жесткими или мягкими вагонами;
- местного сообщения – для перевозки пассажиров на более короткие расстояния, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
- пригородные – для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время (1-2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
- вагоны – рестораны – для организации питания пассажиров в пути следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
- почтовые – для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
- багажные – для перевозки багажа пассажирских поездов. В вагонах имеются кладовые с погрузочно – разгрузочными механизмами и помещениями для обслуживающего персонала;
- почтово – багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.
Пассажирскими вагонами специального
назначения являются вагоны-лаборатории, служебные,
санитарные, вагоны-клубы и т.п.
Грузовые вагоны в зависимости
от вида перевозимых грузовразделяются
на следующие основные типы:
- крытые – для перевозки зерновых и других сыпучих грузов нуждающихся в защите от атмосферных осадков, для транспортировки тарно-упаковчных и высокоценных грузов. Вагон имеет крытый кузов, обычно оборудованный люками и дверями;
- полувагоны – для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), контейнеров, различных машин и др. Вагон имеет открытый кузов, чаще всего оборудованный дверями и разгрузочными люками;
- платформы – для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы и их полуфабрикаты), контейнеров, автомашин и т.д. Эти вагоны имеют настил пола на раме и обычно откидные борта;
- цистерны – для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы, и т.п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар (котёл) обычно цилиндрической формы, имеющий люки для налива и устройства для слива груза;
- изотермические – для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.п.). В этих вагонах кузов имеет изоляцию и оборудование для создания необходимых температурного и влажностного режимов. Современные изотермические вагоны строят в виде самостоятельных рефрижераторных секций с центральной холодильной установкой или с полным комплектом всего холодильного оборудования в каждом вагоне (автономный рефрижераторный вагон). Раньше были распространены с льдосоляным охлаждением;
- вагоны специального назначения – для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).
В зависимости от технической
характеристики и пассажирские и
грузовые вагоны различаются:
- по осности – двухосные, четырёхосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;
- по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клёпаными узлами;
- по техническим параметрам: по грузоподъёмности, величине тары, нагрузке от колёсной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другими параметрами;
- по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.
- По месту эксплуатации вагоны подразделяются на общесетевые и промышленного транспорта.
Общесетевые вагоны допускаются
для движения по всей сети железных дорог
страны.
Вагоны промышленного
транспорта, если их конструкции полностью соответствуют
нормам для расчетов на прочность и проектирование
вагонов магистральных железных дорог
и требованиям Правил технической эксплуатации
железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода
на пути; вагоны других конструкций, не
удовлетворяющие этим требованиям, допускаются
для движения только по внутризаводским
и другим промышленным путям замкнутого
направления.
2. Экипировка подвижного
состава.
Экипировка электровозов
заключается в снабжении их песком,
смазочными и обтирочными материалами,
наружной обмывке и обтирке. В
экипировку тепловозов, кроме того,
входит обеспечение их дизельным
топливом и водой для охлаждения
дизеля. Эту воду получают из химически
обработанного конденсата пара.
Пробег электровоза и
тепловоза между экипировками ограничивается
запасом песка и топлива. Локомотивы
экипируют на специально оборудованных
путях или в закрытых экипировочных
помещениях. В обоих случаях экипировочные
устройства и канавы, оборудованные
для осмотра ходовой части
локомотива снизу, а для электровозов
- и специальные площадки, предназначенные
для осмотра токоприемников, располагаются
таким образом, чтобы можно было совместить
выполнение всех операций во времени (кроме
экипировки песком).
Дизельное топливо хранится
на складах в металлических сварных
резервуарах вместимостью до 5000 м3.
Из хранилищ оно подается насосом к раздаточным
колонкам, а из них по резиновым шлангам
- в топливные баки тепловозов.
Для снабжения локомотивов
песком имеются склады сырого песка,
пескосушилки, склады сухого песка, раздаточные
бункера, компрессоры и вентиляторы для
подачи песка от пескосушилок на склады
сухого песка и в раздаточные бункера,
откуда сухой песок самотеком поступает
в песочницы локомотивов.
Смазочные масла хранят в
наземных или подземных резервуарах,
заполняющихся самотеком через
приемные колодцы. Смазочные материалы
подают из хранилищ на локомотивы насосами
через специальные маслозаправочные
колонки.
Экипировка пассажирских
вагонов заключается в санитарном
осмотре, влажной дезинфекции и
дезинсекции по установленному графику,
наружной обмывке, внутренней уборке,
замене использованного белья чистым,
снабжении водой, съемным инвентарем,
а в холодное время и топливом.
Все эти работы выполняют специализированные
экипировочные бригады. Вагоны снабжают
водой из водоразборных колонок
на экипировочных пунктах станций
формирования и оборота составов
или на приемоотправочных путях
промежуточных станций; топливом (углем)
обеспечивают с наступлением отопительного
сезона, а отапливают при снижении
температуры наружного воздуха
до +10 °С.
3. Способы повышения
качества ремонта транспортных средств.
В ремонтной практике различают
следующие основные методы ремонта
вагонов: стационарный и поточный.
При стационарном методе вагоны
от начала до конца ремонта находятся
на одних и тех же позициях. На
каждой из позиций производится полный
комплекс работ по ремонту вагонов.
Все ремонтные позиции оснащаются
самостоятельным комплексом технологической
оснастки. Большое число выполняемых
технологических операций и ограниченная
производственная площадь, отводимая
под ремонтную позицию, не позволяют
в широких масштабах применять
стационарное специализированное высокопроизводительное
технологическое оборудование, требуется
повторять комплексность оснастки
либо перемещать его от одного вагона
к другому, что увеличивает норму
простоя вагона в ремонте.
При этом методе ремонта
особое значение имеет график работы,
так как значительная плотность
работ (одновременно на вагоне работает
максимально возможное количество
рабочих) при ограниченном времени
на их выполнение требует строжайшего
соблюдения технологической дисциплины.
Работы по ремонту осуществляют специализированные
и комплексные бригады рабочих,
которые последовательно переходят
с вагона на вагон. Это также требует
затрат дополнительного времени
на ремонт.
Поточный метод характеризуется
разделением комплекса операций,
закрепленных за отдельными рабочими,
позициями, размещенными последовательно
в соответствии с технологическим
процессом.
Ремонтируемый объект постепенно
перемещается с одной позиции
на другую. Значительное сокращение количества
технологических операций, выполняемых
на каждой позиции, создает возможность
внедрения высокопроизводительной
специализированной стационарной
технологической оснастки и
существенного повышения производительности
труда. В зависимости от типа вагоносборочного
участка вагоны могут перемещаться
в процессе ремонта в одном
направлении или П-образно (при
вагоносборочном цехе тупикового типа).
На каждой позиции могут находиться
один или несколько вагонов в
зависимости от принятой технологии
ремонта. Совокупность рабочих мест,
расположенных в последовательности
выполнения операции технологического
процесса и предназначенных для
производства закрепленных за ними операций,
образуют поточную линию. Поточный метод
нашел широкое применение не только
при ремонте вагонов, но и при
ремонте узлов и деталей, например,
поточно-конвейерная линия ремонта
тележек, колесных пар, букс, автосцепок,
тормозных приборов и так далее.
Принимаем поточный метод
ремонта, потому что он является более
высокой формой организации ремонта
по сравнению со стационарным методом.
4. Методы дефектоскопии.
Классификация и основные характеристики.
Дефектоскопия (от лат. defectus
- недостаток), комплекс методов и средств
неразрушающего контроля материалов и
изделий с целью обнаружения дефектов.
Дефектоскопия включает: разработку
методов и аппаратуру (дефектоскопы и
др.); составление методик контроля; обработку
показаний дефектоскопов.
Вследствие несовершенства технологии
изготовления или в результате эксплуатации
в тяжёлых условиях в изделиях появляются
различные дефекты - нарушения сплошности
или однородности материала, отклонения
от заданного химического состава или структуры, а также
от заданных размеров. Дефекты изменяют
физические свойства материала (плотность,
электропроводность, магнитные, упругие свойства и др.). В основе
существующих методов дефектоскопии лежит
исследование физических свойств материалов
при воздействии на них рентгеновских,
инфракрасных, ультрафиолетовых и гамма-лучей,
радиоволн, ультразвуковых колебаний,
магнитного и электростатического полей
и др.
Наиболее простым методом дефектоскопии является
визуальный - невооружённым глазом или
с помощью оптических приборов (например,
лупы). Для осмотра внутренних поверхностей,
глубоких полостей и труднодоступных
мест применяют специальные трубки с призмами
и миниатюрными осветителями (диоптрийные
трубки) и телевизионные трубки. Используют
также лазеры для контроля, например качества
поверхности тонкой проволоки и др. Визуальная дефектоскопия позволяет
обнаруживать только поверхностные дефекты
(трещины, плёны и др.) в металлических
изделиях и внутренние дефекты в изделиях
из стекла или прозрачных для видимого
света пластмасс. Минимальный размер дефектов,
обнаруживаемых невооружённым глазом,
составляет 0,1-0,2 мм, а при использовании
оптических систем - десятки мкм.
Рентгенодефектоскопия основана на поглощении рентгеновских лучей, которое зависит от плотности
среды и атомного номера элементов, образующих
материал среды. Наличие таких дефектов,
как трещины, раковины или включения инородного
материала, приводит к тому, что проходящие
через материал лучи ослабляются в различной
степени. Регистрируя распределение интенсивности
проходящих лучей, можно определить наличие
и расположение различных неоднородностей
материала.
Интенсивность лучей регистрируют несколькими
методами. Фотографическими методами
получают снимок детали на плёнке. Визуальный
метод основан на наблюдении изображения
детали на флуоресцирующем экране. Более
эффективен этот метод при использовании электронно-оптических преобразователей. При ксерографическом методе
получают изображения на металлических
пластинках, покрытых слоем вещества,
поверхности которого сообщён электростатический
заряд. На пластинах, которые могут быть
использованы многократно, получают контрастные
снимки. Ионизационный метод основан на
измерении интенсивности электромагнитного
излучения по его ионизирующему действию,
например на газ. В этом случае индикатор
можно устанавливать на достаточном расстоянии
от изделия, что позволяет контролировать
изделия, нагретые до высокой температуры.
Чувствительность методов рентгенодефектоскопии
определяется отношением протяжённости
дефекта в направлении просвечивания
к толщине детали в этом сечении и для
различных материалов составляет 1-10%.
Применение рентгенодефектоскопии эффективно
для деталей сравнительно небольшой толщины,
т.к. проникающая способность рентгеновских
лучей с увеличением их энергии возрастает
незначительно. Рентгенодефектоскопию
применяют для определения раковин, грубых
трещин, ликвационных включений в литых
и сварных стальных изделиях толщиной
до 80 мм и в изделиях
из лёгких сплавов толщиной до 250 мм. Для этого
используют промышленные рентгеновские
установки с энергией излучения от 5-10
до 200-400 кэв (1 эв = 1,60210 · 10-19 дж). Изделия
большой толщины (до 500 мм) просвечивают
сверхжёстким электромагнитным излучением
с энергией в десятки Мэв, получаемым
в бетатроне.
Гамма-дефектоскопия имеет те же физические
основы, что и рентгенодефектоскопия,
но используется излучение гамма-лучей,
испускаемых искусственными радиоактивными
изотопами различных металлов (кобальта, иридия, европия и др.). Используют энергию излучения
от нескольких десятков кэв до 1-2 Мэв для просвечивания
деталей большой толщины. Этот метод имеет
существенные преимущества перед рентгенодефектоскопией:
аппаратура для гамма-дефектоскопии сравнительно
проста, источник излучения компактный,
что позволяет обследовать труднодоступные
участки изделий. Кроме того, этим методом
можно пользоваться, когда применение
рентгенодефектоскопии затруднено (например,
в полевых условиях). При работе с источниками
рентгеновского и гамма-излучений должна
быть обеспечена биологическая защита.
Радиодефектоскопия основана на проникающих
свойствах радиоволн сантиметрового и миллиметрового
диапазонов (микрорадиоволн), позволяет
обнаруживать дефекты главным образом
на поверхности изделий обычно из неметаллических
материалов. Радиодефектоскопия металлических
изделий из-за малой проникающей способности
микрорадиоволн ограничена. Этим методом
определяют дефекты в стальных листах,
прутках, проволоке в процессе их изготовления,
а также измеряют их толщину или диаметр,
толщину диэлектрических покрытий и т.д.
От генератора, работающего в непрерывном
или импульсном режиме, микрорадиоволны
через рупорные антенны проникают в изделие и, пройдя
усилитель принятых сигналов, регистрируются
приёмным устройством.
Инфракрасная дефектоскопия использует
инфракрасные (тепловые) лучи для обнаружения
непрозрачных для видимого света включений.
Так называемое инфракрасное изображение
дефекта получают в проходящем, отражённом
или собственном излучении исследуемого
изделия. Этим методом контролируют изделия,
нагревающиеся в процессе работы. Дефектные
участки в изделии изменяют тепловой поток.
Поток инфракрасного излучения пропускают
через изделие и регистрируют его распределение
теплочувствительным приёмником. Неоднородность
строения материалов можно исследовать
также методом ультрафиолетовой дефектоскопии.
Магнитная дефектоскопия основана на исследовании
искажений магнитного поля, возникающих в местах дефектов
в изделиях из ферромагнитных материалов.
Индикатором может служить магнитный
порошок (закись-окись железа) или его суспензия в масле с
дисперсностью частиц 5-10 мкм. При намагничивании
изделия порошок оседает в местах расположения
дефектов (метод магнитного порошка). Поле
рассеяния можно фиксировать на магнитной
ленте, которую накладывают на исследуемый
участок намагниченного изделия (магнитографический
метод). Используют также малогабаритные
датчики (феррозонды), которые при движении
по изделию в месте дефекта указывают
на изменения импульса тока, регистрирующиеся
на экране осциллоскопа (феррозондовый
метод).
Чувствительность метода магнитной дефектоскопии зависит
от магнитных характеристик материалов,
применяемых индикаторов, режимов намагничивания
изделий и др. Методом магнитного порошка
можно обнаруживать трещины и др. дефекты
на глубине до 2мм, магнитографическим
методом контролируют главным образом
сварные швы трубопроводов толщиной до
10-12 мм и обнаруживают
тонкие трещины и непровар. Феррозондовый
метод наиболее целесообразен для обнаружения
дефектов на глубине до 10 мм и в отдельных
случаях до 20 мм в изделиях
правильной формы. Этот метод позволяет
полностью автоматизировать контроль
и разбраковку. Намагничивание изделий
производится магнитными дефектоскопами,
создающими магнитные поля достаточной
напряжённости. После проведения контроля
изделия тщательно размагничивают.
Методы магнитной дефектоскопии применяют
для исследования структуры материалов
(магнитная структурометрия) и измерения
толщины (магнитная толщинометрия). Магнитная
структурометрия основана на определении
основных магнитных характеристик материала
(коэрцитивной силы, индукции, остаточной
намагниченности, магнитной проницаемости).
Эти характеристики, как правило, зависят
от структурного состояния сплава, подвергаемого
различной термической обработке. Магнитную
структурометрию применяют для определения
структурных составляющих сплава, находящихся
в нём в небольшом количестве и по своим
магнитным характеристикам значительно
отличающихся от основы сплава, для измерения
глубины цементации, поверхностной закалки
и т.п. Магнитная толщинометрия основана
на измерении силы притяжения постоянного
магнита или электромагнита к поверхности
изделия из ферромагнитного материала,
на которую нанесён слой немагнитного
покрытия, и позволяет определять толщину
покрытия.
Электроиндуктивная (токовихревая) дефектоскопия основана
на возбуждении вихревых токов переменным
магнитным полем датчика дефектоскопа.
Вихревые токи создают своё поле, противоположное
по знаку возбуждающему. В результате
взаимодействия этих полей изменяется
полное сопротивление катушки датчика,
что и отмечает индикатор. Показания индикатора
зависят от электропроводности и магнитной
проницаемости металла, размеров изделия,
а также изменений электропроводности
из-за структурных неоднородностей или
нарушений сплошности металла.
Датчики токовихревых дефектоскопов
выполняют в виде катушек индуктивности,
внутри которых помещают изделие (проходные
датчики), или которые накладывают на изделие
(накладные датчики). Применение токовихревой дефектоскопии позволяет
автоматизировать контроль качества проволоки,
прутков, труб, профилей, движущихся в
процессе их изготовления со значительными
скоростями, вести непрерывное измерение
размеров. Токовихревыми дефектоскопами
можно контролировать качество термической
обработки, оценивать загрязнённость
высокоэлектропроводных металлов (меди, алюминия), определять глубину слоёв химико-термической
обработки с точностью до 3%, рассортировывать
некоторые материалы по маркам, измерять
электропроводность неферромагнитных
материалов с точностью до 1%, обнаруживать
поверхностные трещины глубиной в несколько мкм при протяжённости
их в несколько десятых долей мм.
Термоэлектрическая дефектоскопия основана
на измерении электродвижущей силы (термоэдс), возникающей в замкнутой
цепи при нагреве места контакта двух
разнородных материалов. Если один из
этих материалов принять за эталон, то
при заданной разности температур горячего
и холодного контактов величина и знак
термоэдс будут определяться химическим
составом второго материала. Этот метод
обычно применяют в тех случаях, когда
требуется определить марку материала,
из которого состоит полуфабрикат или
элемент конструкции (в том числе и в готовой
конструкции).
Трибоэлектрическая дефектоскопия основана
на измерении электродвижущей силы, возникающей
при трении разнородных материалов. Измеряя
разность потенциалов между эталонными
и испытуемыми материалами, можно различить
марки некоторых сплавов.
Электростатическая дефектоскопия основана
на использовании электростатического поля, в которое помещают изделие.
Для обнаружения поверхностных трещин
в изделиях из неэлектропроводных материалов
(фарфора, стекла, пластмасс), а также из
металлов, покрытых теми же материалами,
изделие опыляют тонким порошком мела
из пульверизатора с эбонитовым наконечником
(порошковый метод). При этом частицы мела
получают положительный заряд. В результате
неоднородности электростатического
поля частицы мела скапливаются у краёв
трещин. Этот метод применяют также для
контроля изделий из изоляционных материалов.
Перед опылением их необходимо смочить
ионогенной жидкостью.
Ультразвуковая дефектоскопия основана
на использовании упругих колебаний, главным
образом ультразвукового диапазона частот.
Нарушения сплошности или однородности
среды влияют на распространение упругих
волн в изделии или на режим колебаний
изделия. Основные методы: эхометод, теневой,
резонансный, велосимметрический (собственно
ультразвуковые методы), импедансный и
метод свободных колебаний (акустические
методы).
Наиболее универсальный эхометод основан
на посылке в изделие коротких импульсов
ультразвуковых колебаний и регистрации
интенсивности и времени прихода эхосигналов,
отражённых от дефектов. Для контроля
изделия датчик эходефектоскопа сканирует
его поверхность. Метод позволяет обнаруживать
поверхностные и глубинные дефекты с различной
ориентировкой. Созданы промышленные
установки для контроля различных изделий.
Эхосигналы можно наблюдать на экране
осциллоскопа или регистрировать самозаписывающим
прибором. В последнем случае повышаются
надёжность, объективность оценки, производительность
и воспроизводимость контроля. Чувствительность
эхометода весьма высока: в оптимальных
условиях контроля на частоте 2-4 Мгц можно обнаруживать
дефекты, отражающая поверхность которых
имеет площадь около 1 мм2.
При теневом методе ультразвуковые колебания,
встретив на своём пути дефект, отражаются
в обратном направлении. О наличии дефекта
судят по уменьшению энергии ультразвуковых
колебаний или по изменению фазы ультразвуковых
колебаний, огибающих дефект. Метод широко
применяют для контроля сварных швов,
рельсов и др.
Резонансный метод основан на определении
собственных резонансных частот упругих
колебаний (частотой 1-10 Мгц) при возбуждении
их в изделии. Этим методом измеряют толщину
стенок металлических и некоторых неметаллических
изделий. При возможности измерения с
одной стороны точность измерения около
1%. Кроме того, этим методом можно выявлять
зоны коррозионного поражения. Резонансными
дефектоскопами осуществляют контроль
ручным способом и автоматизированным
с записью показаний прибора.
Велосиметрический метод эходефектоскопии
основан на измерении изменения скорости
распространения упругих волн в зоне расположения
дефектов в многослойных конструкциях,
используется для обнаружения зон нарушения
сцепления между слоями металла.
Импедансный метод основан на измерении
механического сопротивления (импеданса)
изделия датчиком, сканирующим поверхность
и возбуждающим в изделии упругие колебания
звуковой частоты. Этим методом можно
выявлять дефекты в клеевых, паяных и др.
соединениях, между тонкой обшивкой и
элементами жёсткости или заполнителями
в многослойных конструкциях. Обнаруживаемые
дефекты площадью от 15 мм2 и более
отмечаются сигнализатором и могут записываться
автоматически.
Метод свободных колебаний основан на
анализе спектра свободных колебаний
контролируемого изделия, возбуждённого
ударом; применяется для обнаружения зон
нарушения соединений между элементами
в многослойных клеёных конструкциях
значительной толщины из металлических
и неметаллических материалов.
Ультразвуковая дефектоскопия, использующая
несколько переменных параметров (частотный
диапазон, типы волн, режимы излучения,
способы осуществления контакта и др.),
является одним из наиболее универсальных
методов неразрушающего контроля.
Капиллярная дефектоскопия основана на
искусственном повышении свето- и цветоконтрастности
дефектного участка относительно неповреждённого.
Методы капиллярной дефектоскопии позволяют
обнаруживать невооружённым глазом тонкие
поверхностные трещины и другие несплошности
материала, образующиеся при изготовлении
и эксплуатации деталей машин. Полости
поверхностных трещин заполняют специальными
индикаторными веществами (пенетрантами),
проникающими в них под действием сил
капиллярности. Для так называемого люминесцентного
метода пенетранты составляют на основе
люминофоров (керосин, нориол и др.). На
очищенную от избытка пенетранта поверхность
наносят тонкий порошок белого проявителя
(окись магния, тальк и т.п.), обладающего
сорбционными свойствами, за счёт чего
частицы пенетранта извлекаются из полости
трещины на поверхность, обрисовывают
контуры трещины и ярко светятся в ультрафиолетовых
лучах. При так называемом цветном методе
контроля пенетранты составляют на основе
керосина с добавлением бензола, скипидара
и специальных красителей (например, красной
краски). Для контроля изделий с тёмной
поверхностью применяют магнитный порошок,
окрашенный люминофорами (магнитнолюминесцентный
метод), что облегчает наблюдение тонких
трещин.
Чувствительность капиллярной дефектоскопии позволяет
обнаруживать поверхностные трещины с
раскрытием менее 0,02 мм. Однако широкое
применение этих методов ограничено из-за
высокой токсичности пенетрантов и проявителей.
Дефектоскопия - равноправное и неотъемлемое
звено технологических процессов, позволяющее
повысить надёжность выпускаемой продукции.
Однако методы дефектоскопии не являются
абсолютными, т.к. на результаты контроля
влияет множество случайных факторов.
Об отсутствии дефектов в изделии можно
говорить только с той или иной степенью
вероятности. Надёжности контроля способствует
его автоматизация, совершенствование
методик, а также рациональное сочетание
нескольких методов. Годность изделий
определяется на основании норм браковки,
разрабатываемых при их конструировании
и составлении технологии изготовления.
Нормы браковки различны для разных типов
изделий, для однотипных изделий, работающих
в различных условиях, и даже для различных
зон одного изделия, если они подвергаются
различному механическому, термическому
или химическому воздействию.
Применение дефектоскопии в процессе производства
и эксплуатации изделий даёт большой экономический
эффект за счёт сокращения времени, затрачиваемого
на обработку заготовок с внутренними
дефектами, экономии металла и др. Кроме
того, дефектоскопия играет значительную
роль в предотвращении разрушений конструкций,
способствуя увеличению их надёжности
и долговечности.