Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики. Так же эта тема актуальна потому, что на фоне отраслей нефти и газодобывающего сектора, которые являются более выгодными для экспорта и финансирования в целом, машиностроение отходит на задний план, замедляясь в развитии.

Файлы: 1 файл

ппп.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

2. общее машиностроение(18% продукции).

3. легкое машиностроение(15% продукции).

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в  производстве и обслуживании автомобильной  техники, повышает товарооборот, укрепляет  денежную систему, определяет потребность  в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения. Эту закономерность можно легко проследить по приложению №3.

В настоящее время в  автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким  показателем экономического положения  отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные  заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной  системы государства. После водки  и табака автомобиль- один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах  страны, однако подавляющая часть  производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

Тракторная промышленность России - одна из самых больших в  мире. По особенностям размещения она  напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде,  Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах.

Станкостроительная  промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Одной из главных задач  развития машиностроительного комплекса  является коренная реконструкция и  опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная  промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

 

2. РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ

2.1. Место РФ в мировом производстве машиностроения

 

По экспорту машиностроение в РФ занимает 2-ое место после  топливно-энергетического комплекса. Эта отрасль дает 15% экспорта России.

В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться  на экспортном потенциале отрасли. Общее  снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и  внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной специализации  в рамках бывшего СССР, а также  изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей. К внутренним факторам относят низкую, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

 

2.2. Современное состояние  машиностроения РФ

 

Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое  образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому  сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и  изделий, а также ремонт машин  и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии  страны. Создавая наиболее активную часть  основных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент выпускаемой  продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает  глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

В настоящее время в  машиностроении по степени технической  оснащенности выделяют пять уровней  технологического уклада.

Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.

Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.

Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.

Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.

Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных  отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам  и используемому сырью, относятся  тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для  легкой и пищевой промышленности.

 

2.3. Проблемы и перспективы  развития машиностроения в России

 

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения  текущей конъюнктуры меньше всего  затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной  продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных  ситуаций. Машиностроению России в  последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее  снижение производства наиболее прогрессивной  техники. В результате можно полностью  утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все  же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться  к условиям использования его  продукции, увеличивая выпуск универсальной  техники и внедряя примитивные  технологии. Это приведет к прекращению  выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему  свертыванию машиностроительного  производства и, в конечном счете, к  затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Состояние машиностроения также  усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Основной причиной создавшегося положения является резкое падение  инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для  строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию  инвестиционного машиностроения снизился в 3-4 раза. В силу рассмотренных неблагоприятных  факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда, как доля автомобильной  промышленности стабилизировалась. Условиями  этой стабилизации является сдерживание  тарифов на энергоносители, продукцию  металлургического и химического  комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских  таможенных мер. Несмотря на все положительные  стороны данного процесса, автомобилестроение нуждается в реструктуризации, на что потребуются преимущественно  централизованные капиталовложения, так  как децентрализованные средства крайне недостаточны. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. Спад производства наукоемких видов оборудования идет здесь опережающими темпами. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения. Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Некоторое оживление производства в машиностроении практически не отразилось на повышении спроса на технологическое оборудование, так как его парк в настоящее время используется менее чем на половину. Следовательно, по мере увеличения производства продукции на предприятиях-потребителях будет первоначально повышаться загрузка уже имеющегося оборудования, идти накопление капитала и только затем может появиться перспектива технического перевооружения, а, следовательно, приобретения нового оборудования.

Слабое частное и иностранное  инвестирование, малоактивный спрос  негосударственного сектора на технологическое  оборудование делает необходимой осуществление  государственной поддержки предприятий  данной отрасли. Это экономически, а  порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения.

Определенная тенденция  к стабилизации уже наметилась в  электротехнической промышленности и  приборостроении. В 1995 был увеличен выпуск электродвигателей (на 14%), ряда кабельных изделий (силовых, городских  телефонных). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей электротехнические, и приборостроительные  заводы приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спросом, в  том числе ранее изготавливавшейся в странах СНГ. Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителю выгодно закупать эту продукцию у российских предприятий.

За последние четыре года в результате неплатежеспособности сельских товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко  сократилось, большинством заводов  производственные мощности используются на 10-15%. В самих хозяйствах заметно  сокращается парк сельскохозяйственной техники.

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику  сейчас предполагается проведение мероприятий  по ускорению процесса адаптации  предприятий крынку (структурная  перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения  проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные  операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного  комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга.

Информация о работе Машиностроительный комплекс России