Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики. Так же эта тема актуальна потому, что на фоне отраслей нефти и газодобывающего сектора, которые являются более выгодными для экспорта и финансирования в целом, машиностроение отходит на задний план, замедляясь в развитии.

Файлы: 1 файл

ппп.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Наметилась тенденция  к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции  тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это относится  к производству оборудования для  черной металлургии и горнодобывающей  промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства Предприятия стали  более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных  поставщиков аналогичного оборудования.

Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась  из-за некоторого увеличения выпуска  паровых турбин, обусловленного экспортными  поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной  Европы. Производство дизелей и дизель-генераторов стабилизировалось, при этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.

В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика - Министерства путей сообщения Российской Федерации. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно.

В ближайшие годы даже при  условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного  роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся  парк строительной техники, который  загружен сейчас не более чем на половину. Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует  о том, что в отрасли не происходит адаптация к новым условиям функционирования за счет изменения качества продукции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что  состояние развития машиностроительного  комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного  персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость  в электронной промышленности и  в производстве спецсредств связи. Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района).

Чрезвычайно необходимо уже  сейчас принимать меры для корректировки  выбранного рыночного курса. Если этого  не сделать, то в ближайшее время  пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, проанализировав тему работы можно сделать некоторые  выводы. Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Структура машиностроения очень  сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие  как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой  промышленности и т.д., так и множество  специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение также  производит предметы потребления, в  основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного  хозяйства.

 


Информация о работе Машиностроительный комплекс России