Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 17:10, реферат
Основными задачами организации грузоперевозок являются: минимальные затраты времени на доставку, высокий уровень надежности, гибкости, комплексности, доступность системы доставки. Главными способами совершенствования транспортных перевозок и повышения качества их выполнения являются:
Повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности;
Уменьшение времени простоя транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ…...……………………………………………………………………...2
1.Сравнение видов транспорта……………………………………………….……..3
2. Методика сравнения эффективности вариантов перевозок различными видами транспорта…………………………………………………………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………..….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………
1.Сравнение видов транспорта……
2. Методика сравнения эффективности
вариантов перевозок различными видами
транспорта……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
На сегодня грузовые перевозки - это одно из важнейших звеньев экономики любой страны. Организация перевозки грузов имеет большое значение в развитии и функционировании любого транспортно-экспедиционного предприятия. Под понятием "груз" следует понимать вещи, переданные отправителем перевозчику для доставки в пункт назначения и выдачи получателю. В состав груза входят также упаковка, контейнер или другое подобное оборудование, предназначенное для хранения и транспортировки груза, если оно предоставлено перевозчику отправителем. Наиболее распространенным видом транспорта при перевозке грузов является автомобильный транспорт благодаря своей исключительной маневренности, способности подвозить груз в любую точку перевозки.
Основными задачами организации грузоперевозок являются: минимальные затраты времени на доставку, высокий уровень надежности, гибкости, комплексности, доступность системы доставки. Главными способами совершенствования транспортных перевозок и повышения качества их выполнения являются:
Повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности;
Уменьшение времени простоя транспортных средств.
Все это в комплексе способствует повышению эффективности использования подвижного состава, качества и регулярности грузовых перевозок. При этом обеспечивается централизованный завоз (вывоз) грузов на железнодорожные станции, в аэропорты. Это является основой комплексной эксплуатации различных видов транспорта при их взаимодействии в транспортных узлах, создания условий для обеспечения непрерывности транспортного процесса и внедрения более прогрессивной формы работы железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта.
1.СРАВНЕНИЕ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Железная дорога (CL – carload, LCL – less than carload)
Перевозки по железной дороге в основном используются для доставки товаров на дальние расстояния. Для этого вида транспорта характерна сравнительно низкая общая скорость доставки, что вызвано необходимостью комплектации состава и т.д. Главным образом по железной дороге транспортируются сырьевые ресурсы (уголь, древесина, химическая продукция и т.д.), а также малоценные товары (корма для животных, бумага, изделия из древесины и др.). Для железной дороги нехарактерна перевозка небольших и мелких грузов - предпочтительный объем груза должен составлять не менее одного вагона или контейнера. Во многих странах предлагаются железнодорожные перевозки товаров, для транспортировки которых необходима определенная температура, а также транспортировка автомобилей и трейлеров на специально оборудованные платформах.
Автомобильные перевозки (TL – truckload, LTL – less than truckload)
В отличие от железнодорожных перевозок автотранспортом обычно перевозятся полуфабрикаты или готовая продукция. Автомобильный транспорт также используется для транспортировки грузов меньшего объема, чем по ж/д - часто вес груза составляет несколько десятков килограммов. Однако главное отличие автотранспорта от железной дороги, несомненно, состоит в том, что груз доставляется «от дверей до дверей». Благодаря этому нет необходимости в многократной перевалке груза, что уменьшает риск повреждений.
Тем не менее автотранспортные перевозки обладают и рядом недостатков, главный из которых мы уже упоминали - сравнительно небольшая грузовместимость. К тому же автоперевозки, как правило, дороже транспортировки по железной дороге.
Авиаперевозки
Объем авиаперевозок в мире с каждым годом растет несмотря на то, что этот вид транспортировки — самый дорогостоящий. Прирост объемов авиаперевозок обусловлен тем, что они гарантируют самые быстрые сроки доставки грузов на большие расстояния, независимо то того, это государственный или частный самолет. Однако следует учесть, что авиаперевозки осуществляются обычно между двумя аэропортами, и комплектация груза и его доставка находится в ведении отправителя/получателя. Поэтому правильно и эффективно разработанная система автотранспортных или железнодорожных перевозок способна составить конкуренцию этому виду транспорта с точки зрения общего времени доставки («от дверей до дверей»).
Можно отметить также, что авиаперевозки - вид транспорта, крайне чувствительный к погодным условиям и другим факторам, поэтому в этой отрасли наблюдается значительное непостоянство сроков доставки. С другой стороны, авиатранспорт - один из самых надежных способов доставки с точки зрения утери и повреждения товаров. Уровень утерь и порчи товаров при авиаперевозках примерно в 40% ниже, чем при перевозках автотранспортом. При перевозке грузов авиатранспортом обычно требуется и меньше упаковочного материала, чем при автоперевозках.
Водный транспорт
Здесь различают два вида перевозок - по внутренним водным путям (рекам и озерам) и глубоководные (морские и океанские). Различие между этими видами транспортировки проявляется главным образом в используемых транспортных средствах (баржи, суда и паромы).
Для водного транспорта характерны крайне большие объемы перевозок, измеряемые сотнями тонн. Водный транспорт используется в основном для перевозки товаров сравнительно низкой ценности (угля, металлов, песка и др.). В этом виде перевозок также невелики затраты, вызванные утерей или повреждением товаров. Это обусловлено не только их низкой стоимостью, но и тем, что затраты, вызванные задержкой в доставке, по сравнению с другими видами транспортировки ничтожны, поскольку покупатели обычно создают крупные запасы транспортируемого товара. В случаях, когда водный транспорт используется для перевозки ценных товаров, большую часть затрат составляет их упаковка (напр., собственно упаковка товара + контейнер), поскольку в погрузочно-разгрузочном процессе велик риск повреждения.
В последние годы водный транспорт становится все более надежным и прогнозируемым благодаря внедрению систем спутниковой навигации и компьютеризации контроля за движением судов.
Трубопроводы
Использование трубопроводного транспорта в настоящее время довольно ограниченно как с точки зрения перечня предлагаемых услуг, так и технических возможностей. Наиболее эффективно трубопроводы используются для транспортировки сырой нефти и ее продуктов. Сегодня в мире предпринимаются эксперименты по транспортировке трубопроводами жидкостей более густой консистенции и даже твердых продуктов. Если результаты таких экспериментов докажут экономическую обоснованность такого способа транспортировки, трубопроводный транспорт может пережить стремительное развитие.
Скорость перемещения продуктов по трубопроводам сравнительна невелика — 5-7 км/ч. Однако это обстоятельство умаляется тем, что товары перемещаются по трубопроводам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, что в полной мере компенсирует небольшую скорость продвижения. К тому же трубопроводы в сравнении с другими видами транспорта обладают большой вместимостью.
Если говорить о прогнозируемости и соблюдении сроков доставки, то трубопроводный транспорт является одним из самых надежных способов транспортировки. Существует всего несколько факторов, которые могут повлиять на сроки доставки по нему, к примеру, большая загруженность на каком-либо участке трубопровода.
Минимален и риск утери или повреждения товара, во-первых, из-за особенностей транспортируемого продукта (нефть, газ и др.), во-вторых, благодаря тому, что доступ к товарам возможен только в начальном и конечном пунктах транспортировки.
2. МЕТОДИКА СРАВНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАРИАНТОВ ПЕРЕВОЗОК РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
Различные виды транспорта в зависимости от ряда экономических и внутритранспортных факторов отличаются уровнем натуральных и стоимостных показателей, в значительной мере определяющих сферу их использования при выполнении конкретных перевозок грузов.
К экономическим факторам относятся:
размеры, структура и направление перевозок
грузов; номенклатура и физико-химические
свойства выпускаемой продукции, влияющие
на условия перевозок, структура подвижного
состава и технических средств; состояние запасав
товарно-материальных
К транспортным факторам относятся: наличие связи предприятий с магистральным транспортом (подъездной путь, автодорога); особенности перевозочного процесса (партионность отправок, сезонность работы транспорта, равномерность производства грузовых операций и т. д.).
Основными показателями для
выбора наиболее эффективного вида транспорта
являются: эксплуатационные расходы (себестоимость
перевозок), потребные капитальные вложения,
скорость и сроки доставки грузов, степень
регулярности перевозок, обеспечение
сохранности перевозок и безопасности движения,
При сравнении указанных показателей по видам транспорта они должны быть приведены в сопоставимый вид. На железнодорожном транспорте в себестоимости перевозок расходы, связанные с перевозками, отражаются наиболее полно. На автомобильном и речном транспорте в себестоимость перевозок не включаются расходы по содержанию пути. Если включить эти расходы (в части, приходящейся на грузовые перевозки), то себестоимость автомобильных и речных перевозок повысится. В себестоимости перевозок на морском транспорте расходы портового хозяйства отражены не прямо, как на речном транспорте, а в сумму платежей за пользование портовыми устройствами и за услуги служебно-вспомогательного флота включаются не только себестоимость портовых операций, но и определенная прибыль морских портов. В отличие от других видов транспорта, на воздушном транспорте в себестоимость перевозок включаются расходы на погрузочно-разгрузочные работы.
Основным критерием, определяющим сферу рационального использования того или иного вида транспорта для грузовых перевозок, является достижение минимума затрат на доставку продукции из пунктов производства в пункты потребления.
Количественное выражение этих издержек по вариантам устанавливается на основе сопоставления текущих (эксплуатационных) расходов и единовременных (капитальных) затрат. Эти издержки могут изменяться в зависимости от тех конкретных условий, в которых будут осуществляться перевозки. Оценка вариантов освоения перевозок различными видами транспорта производится на основе показателя приведенных затрат:
где Е - годовые текущие (эксплуатационные) расходы по сравниваемым вариантам, тенге; КТ - соответствующие капитальные вложения в подвижной состав и постоянные устройства; Кгр - оборотные средства, связанные с процессом перевозки, тенге; Ен- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
В случае равноценности вариантов по величине приведенных затрат для решения вопроса привлекаются дополнительные показатели, прежде всего производительность, сохранность грузов, расход топлива, электроэнергии, металла и других дефицитных материалов, время доставки грузов.
Приведение этих затрат к сопоставимому виду производится с помощью соответствующих коэффициентов отдаления, определяемых по формуле:
где Ен.п - коэффициент приведения разновременных затрат, равный 0,08; t - период времени приведения затрат, лет.
С помощью коэффициентов отдаления нужно приводить к сопоставимому виду и капитальные вложения, и эксплуатационные расходы за весь расчетный период.
При сравнении экономических показателей различных видов транспорта все расчеты должны производиться на равный объем перевозок груза на всем протяжении. Это объясняется тем, что по видам транспорта различны расстояния между одними и теми же пунктами, что может существенно влиять на общую сумму расходов и на выводы об эффективности того или иного вида транспорта.
Выбор вида транспорта в большой мере зависит от размещения пунктов и сети естественных путей сообщения, а также от структуры и размеров грузопотоков и дальности перевозки. Естественно, что межконтинентальные перевозки через океаны могут осуществляться только морским транспортом (массовые грузовые перевозки).
Общая сумма текущих издержек при сравнении вариантов перевозок определяется по следующей формуле:
где ЭТ - полная величина текущих (эксплуатационных) расходов на доставку 1 т груза от пункта производства до пункта потребления; Эп - расходы, приходящиеся на 1 ткм при подвозе груза к магистральному транспорту (подъездной путь, автомобильный транспорт и т.д.); Эв - то же, при доставке груза с магистрального транспорта грузополучателю; Эгр - расходы по погрузке или выгрузке 1 т груза; Эн.к. - расходы по начальной и конечной операциям на магистральном транспорте, приходящиеся на 1 т груза; Эдв - расходы по движенческой операции на магистральном транспорте в расчете на 1 ткм; lп - дальность подвоза грузов к магистральному транспорту, км; lв- то же, вывоза; lм.Т - дальность перевозки груза магистральным транспортом, км; zгр - количество грузовых операций, приходящихся на 1 т груза на всем пути следования.
Для установления изменения себестоимости перевозок в зависимости от дальности пробега грузов эксплуатационные расходы рекомендуется расчленять по основным операциям перевозочного процесса – начально-конечным и движенческим. Расходы на начально-конечные операции (в том числе на погрузочно-разгрузочные работы) зависят от числа отправленных и прибывших тонн груза и по абсолютной величине не зависят от расстояния перевозки.
Расходы на передвижение определяются дальностью перевозки, а величина их, отнесенная на 1 ткм, остается, по существу, неизменной. Расходы на перевозки в расчете на 1 т груза ЭТ – и себестоимость 1 ткм ЭТ.км на заданном расстоянии можно определить по формулам: