Национальные интересы Российской Федерации и роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 12:09, реферат

Описание работы

Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз. Концепция транспортной безопасности Российской Федерации включает в себя: определения национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определение комплекса мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации, привести его в соответствие с мировыми стандартами.

Файлы: 1 файл

Транспортная безопасность.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

- критическое  материально-техническое состояние  некоторых отраслей транспортного  комплекса;

- неблагоприятную  криминогенную обстановку, сопровождающуюся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере;

- недостаточную  координацию деятельности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  по формированию и реализации  единой государственной политики  в транспортном комплексе и  обеспечения его безопасности;

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения экономических реформ, ослабление системы государственного регулирования и контроля, проникновение криминальных структур в сферу управления бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями способствуют формированию спектра угроз транспортной безопасности в экономической сфере. К их числу относятся:

- недостаточная  эффективность системы государственного  регулирования отношений в сфере  транспорта, наличие структурных  диспропорций, препятствий установлению  рыночных отношений;

- проблемы  ресурсной, финансовой и технологической  зависимости национального транспорта  от других стран, отставание России  от ведущих стран по уровню  информатизации сферы транспорта;

- недостаточное  финансирование мероприятий по  обеспечению транспортной безопасности  Российской Федерации;

- снижение  уровня подготовки высококвалифицированных  научных и инженерно-технических  кадров, нехватка квалифицированных  специалистов в области обеспечения  транспортной безопасности и  др.

Транспортный комплекс, включает в себя транспортную инфраструктуру в полном объеме: все виды транспортных средств, включая подземный, а также трубопроводы, все виды дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии, все виды станций и вокзалов, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также все иные объекты обеспечивающие функционирование транспортного комплекса: строения, устройства и оборудования. По диапазону и уровню возможных угроз транспортная инфраструктура относится к числу наиболее критических из объектов. Уровень возможных угроз в транспортной инфраструктуре:

- возрастание  транспортных перевозок опасных  грузов (ядерного оружия, нефти, химически  опасных веществ, радиационных материалов, отходов атомной промышленности  к месту захоронения);

- высокая  степень изношенности и аварийности объектов транспортного комплекса;

- возрастание  интенсивности движения транспорта  по мере развития экономики  страны, освоения новых территорий, налаживания работы международных  транспортных коридоров;

- рост  дорожно-транспортной аварийности, являющейся одной из серьезнейших  социально-экономических проблем;

- фактом  совершенствования методов и  способов противоправной деятельности  преступных формирований, в первую  очередь террористических организаций, по отношению к транспортному  комплексу, усилением опасной тенденции  к объединению и координации  их деятельности на общефедеральном и на межгосударственном уровнях.

Между тем действующая в стране государственная система мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах, применяемые методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере адекватны существующим и потенциальным угрозам.

 

 

III

Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации

Россия имеет протяженные транспортные коммуникации. На ее территории располагаются сотни тысяч транспортных объектов. Только на железных дорогах у нас их свыше 70 тысяч. Поэтому какими-то только отдельными мерами невозможно обеспечить высокую эффективность транспортной безопасности.

Для обеспечения транспортной безопасности необходимо решить три основные задачи:

  1. Создать нормативную правовую базу в области обеспечения транспортной безопасности.
  2. Создать единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности (она должна обеспечить реализацию принятых законов и подзаконных актов).
  3. Создать эффективное управление этой системой (система должна оперативно реагировать на все вызовы и проявления актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, а главное – предупреждать их).

Политика обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые органами государственной власти в области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.

Обеспечение транспортной безопасности России включает:

- своевременное  прогнозирование и выявление  внешних и внутренних угроз  транспортной безопасности Российской  Федерации;

- реализацию  оперативных и долгосрочных мер  по предупреждению и нейтрализации  внутренних и внешних угроз  транспортной безопасности;

- осуществление  мер направленных на недопущение  либо минимизацию материального  и морального ущерба от преступлений  и чрезвычайных происшествий  на транспорте;

- инвентаризацию  международных требований к обеспечению  транспортной безопасности, разработку  и реализацию, с учетом этих  требований, комплекса мер направленных  на качественное повышение уровня  транспортной безопасности Российской  Федерации, приведение его в соответствие  с международными стандартами  безопасности на транспорте. Очень  важной составной частью этого  комплекса мер является развитие  возможностей разведки и контрразведки  в целях своевременного обнаружения  и нейтрализации угроз, и определения  их источников.

Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов.

Принятый в феврале 2007 г. Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» конкретизировал задачи в области обеспечения транспортной безопасности, устранил пробелы в правовом регулировании, определил единый алгоритм действий по обеспечению транспортной безопасности на всех видах транспорта.

В целях реализации положений Закона «О транспортной безопасности», создания единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности приказом министра транспорта 9 октября 2007 г. в структуре Министерства транспорта был создан Департамент транспортной безопасности и специальных программ. На него возложены функции по выработке государственной политики и регулированию вопросов обеспечения транспортной безопасности.

Одной из главных задач, стоящей перед Департаментом, является создание нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности – и в первую очередь по разработке документов по реализации основных положений Закона «О транспортной безопасности».

В настоящее время полностью разработаны и проходят процедуру согласования проекты четырех постановлений Правительства РФ и двух приказов Минтранса.

Принятие и реализация указанных нормативных правовых актов позволят создать правовую базу и заложить основы системы обеспечения транспортной безопасности.

Федеральным законом «О транспортной безопасности» определен следующий порядок действий: необходимо определить угрозы совершения актов незаконного вмешательства, провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирование, осуществить разработку плана обеспечения транспортной безопасности, который будет предусматривать систему мер (организационных, инженерно-технических и др.) по ее обеспечению. Далее субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять реализацию планов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с разработанными проектами нормативных правовых актов все федеральные агентства по видам транспорта, подведомственные Министерству транспорта, наделяются полномочиями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности. На них будут возложены функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на видах транспорта:

  • аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности;
  • утверждение результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • ведение Реестра категорированных объектов;
  • утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.

В целях эффективного и действенного контроля за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры функциями контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с новым законодательством наделяется Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта.

Основная нагрузка по исполнению закона ляжет на субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, поскольку работы по технической и физической защите объекта, согласно мероприятиям плана, выполняются силами и за счет средств субъекта транспортной инфраструктуры.

При этом необходимо учесть, что государство по-прежнему остается основным владельцем транспортной инфраструктуры, поэтому значительную финансовую нагрузку будет нести и оно.

В рамках утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.» Минтрансом России предусмотрено выделение 35 млрд. руб. на проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

Вопрос цены во многом будет определяться теми нормативными документами, которые в настоящее время разрабатываются Министерством транспорта Российской Федерации.

При этом необходимо учесть, что государственно-частное партнерство возможно не только в вопросах развития и использования транспортной инфраструктуры, но и в сфере борьбы с терроризмом, что позволит избежать избыточные и непредвиденные затраты и обеспечить достаточную защиту жизни и здоровья наших граждан, а также сохранить конкурентоспособность российской транспортной системы. 
Заключение

В заключении можно сказать, что состояние транспортной безопасности затрагивает коренные интересы и личности и общества и государства, интересы всех физических и юридических лиц причастных к деятельности транспортного комплекса. Поэтому вопросы укрепления транспортной безопасности не могут интересовать только органы государственной власти, а должны касаться всех и каждого. Только единая сила сможет обеспечить стабильную и крепкую безопасность.

Как показывает практика, государство не может и не должно решать эту проблем, что называется, в одиночку, поскольку для этого требуются значительные материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Общественность обязана активно участвовать в финансировании задачи обеспечения транспортной безопасности, а каждый человек в отдельности должен укреплять свои моральные позиции и поддерживать правопорядок, уважать жизнь и права других людей и именно тогда можно будет каждому почувствовать себя в безопасности. Всё зависит от нас самих.

Опыт не только Российской Федерации, но и ряда западных государств (США, Канады, страны Западной Европы) указывает на то, что одной из оптимальных о форм привлечения общественности к проблемам — это показать всем, что в решении этих проблем заинтересованы как государство, так и общество. И только объединившись, государство  и общество смогут решить эти проблемы.

 

 

Список использованных источников

  1. Официальный печатный орган Министерства транспорта РФ «Транспорт России» № 7 (598) 2009 г.
  2. В.В. Морозов, «Транспортная безопасность: вопросы юридической регламентации» ЮМИДА 2008
  3. www.securpress.ru
  4. www.consultant.ru/popular/ukrf
  5. А. И. Голубков, «Глобальные проблемы РФ», 2008
  6. И. Е. Сургачев, «Транспортная безопасность», 2007

Информация о работе Национальные интересы Российской Федерации и роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении