Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:53, лабораторная работа
Цель работы: научиться измерять основные параметры двигателя, ознакомиться с регулировками ДВС.
Измерительные инструменты: двигатель КамАЗ-740, штангенциркуль, глубиномер, мензурки, набор щупов, гаечные ключи.
План работы:
1 часть. Устройство и схемы работы кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспределительного механизмов(ГРМ).
2 часть. Измерить и рассчитать основные параметры цилиндропоршневой группы и сравнить с паспортными данными.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Забайкальский государственный университет»
Факультет технологии, транспорта и связи
Кафедра автомобильного транспорта
Лабораторная работа №1
По дисциплине «Автомобильные двигатели»
На тему: «Назначение, устройство и основные параметры двигателя КамАЗ-740»
Выполнил: ст.гр. ААХ-10
Курбатов А.А.
Проверил: Наследов П.В.
Чита 2012
Лабораторная работа №1
Тема: «Назначение, устройство и основные параметры двигателя КамАЗ-740»
Цель работы: научиться измерять основные параметры двигателя, ознакомиться с регулировками ДВС.
Измерительные инструменты: двигатель КамАЗ-740, штангенциркуль, глубиномер, мензурки, набор щупов, гаечные ключи.
План работы:
1 часть. Устройство и
схемы работы кривошипно-
2 часть. Измерить и
рассчитать основные параметры
цилиндропоршневой группы и
1 Часть. Устройство
и схемы работы кривошипно-
Кривошипно-шатунный механизм.
В одноцилиндровом четырехтактном двигателе на каждые два оборота коленчатого вала приходится четыре хода поршня, только один из которых - рабочий. Это приводит к неравномерной работе двигателя. Для небольших двигателей, таких? Как легкие лодочные моторы, двигатели мопедов, легких мотоциклов и т. д., такая неравномерность не представляет большой проблемы. Для более тяжелых автомобилей требуется большая мощность двигателя, а, следовательно, и больший рабочий объем цилиндра. В этом случае неравномерность работы двигателя становится более заметной. Вот почему на современных автомобилях применяются многоцилиндровые ДВС. Применение нескольких цилиндров, в которых рабочий ход происходит в разные моменты времени, дает возможность сгладить пульсации крутящего момента на вале двигателя. Большинство легковых автомобилей малого класса имеют четырехцилиндровые двигатели, хотя иногда используются двухцилиндровые и трехцилиндровые. На более тяжелых автомобилях, требующих большой мощности, наряду с четырехцилиндровыми, могут применяться пятицилиндровые и шестицилиндровые двигатели. Легковые автомобили высшего класса оборудуются восьмицилиндровыми и двенадцатицилиндровыми двигателями, хотя встречаются двигатели с десятью цилиндрами. Большинство грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности имеют двигатели с шестью и восемью цилиндрами.
Блок цилиндров.
Блок цилиндров
и его головка - это самые крупные и тяжелые
части двигателя, изготавливаемые с помощью
литья с последующей механической обработкой.
В двигателе с жидкостным охлаждением
вокруг цилиндров располагаются каналы
для прохода охлаждающей жидкости, которые
образуют водяную рубашку.
Рис. Алюминиевый
блок цилиндров двигателя V8 с запрессованными
«сухими» гильзами.
Долгое время
единственным материалом для изготовления
блоков цилиндров служил чугун. Этот
материал недорог, он обладает высокими
прочностью и жесткостью при хороших литьевых
качествах. Кроме того, обработанные хонингованием внутренние поверхности
чугунных цилиндров обладают отличными
антифрикционными свойствами и высокой
износостойкостью. Существенными недостатками
чугуна являются его большая масса и низкая
теплопроводность. Стремление конструкторов
к созданию более легких двигателей привело
к разработке конструкции блоков цилиндров
из алюминиевых сплавов. Алюминий значительно
уступает чугуну в жесткости и износостойкости,
поэтому блок из алюминия должен иметь
большое количество ребер жесткости, а
в качестве цилиндров обычно служат те
же чугунные гильзы, которые вставляются
в алюминиевый блок в процессе сборки,
заливаются или запрессовываются в него
при изготовлении. Если гильза цилиндра
непосредственно омывается охлаждающей
жидкостью, она называется «мокрой», а если нет — «сухой». Мокрые гильзы должны иметь
надежное уплотнение с полостью охлаждения
блока цилиндров.
Монолитные блоки
Под монолитными блоками понимаются конструкции блоков цилиндров, которые не имеют ни мокрых гильз, ни привёрнутых основных плит в форме корпуса коренных подшипников - опорной плиты. Для получения определённых поверхностей или прочности монолитные блоки могут иметь, однако, соответствующие заливаемые части в зоне отверстий цилиндров (вставки из серого чугуна), а также заливаемые части из серого или ковкого чугуна и усиления волокном в зоне отверстий под коренные подшипники. Последние, однако, не отражают ещё состояния техники.
|
Блоки из двух частей (с опорной плитой)
У данной конструкции крышки
коренных подшипников коленчатого
вала размещены совместно в
Конструкция "Open-Deck" с отдельными, свободно стоящими цилиндрами
У данной конструкции
рубашка охлаждения открыта к
плоскости разъёма головки
Конструкция "Open-Deck" с вместе отлитыми цилиндрами
Логическим выводом для уменьшения конструктивной длины блоков цилиндров со свободно стоящими цилиндрами является уменьшение расстояния между цилиндрами. Из-за сдвигания цилиндров они должны быть, однако, исполнены в совместной отливке .Это положительно влияет не только на конструктивную длину двигателей, но при этом увеличивается и жёсткость в верхней части цилиндров. Таким путём, можно, напр., у шестицилиндрового рядного двигателя сэкономить 60-70 мм на конструктивной длине. Перемычка между цилиндрами может быть при этом уменьшена на 7-9 мм. Данные преимущества перевешивают тот недостаток, что при охлаждении рубашка охлаждения между цилиндрами получается меньше.
|
Конструкция "Closed-Deck"
При данной концепции
блока цилиндров, в противоположность
конструкции "Open-Deck", верх цилиндров
до отверстий для входа воды со
стороны головки блока
По отношению к конструкции "OpenDeck" исполнение "Closed-Deck", естественно, труднее изготовить. Причиной является закрытая рубашка охлаждения и из-за этого необходимый песчаный стержень рубашки охлаждения. Также выдерживание узких полей допусков толщины стенок цилиндров усложняется при применении песчаных стержней. Блоки цилиндров "ClosedDeck" могут изготавливаться как методом свободного литья в формы, так и методом литья под низким давлением.
По причине соместно отливаемых цилиндров и возникающей благодаря этому более высокой жёсткости в верхней части цилиндров данная конструкция имеет, по сравнению с конструкцией "Open-Deck", большие резервы нагрузки.
|
Головка блока цилиндров.
Головка блока
цилиндров закрывает сверху цилиндры
и крепится к блоку с помощью
болтов или шпилек. Для того чтобы
при сборке двигателя не произошло
деформации головки блока, заворачивание крепежных элементов должно
производиться с заданным усилием и в
определенной последовательности. Головка
блока обычно отливается из алюминиевого
сплава (реже из чугуна).
В ней полностью или частично располагаются
камеры сгорания. Внутри головки выполняются
впускные и выпускные каналы, каналы водяной
рубашки для прохода охлаждающей жидкости
и каналы смазочной системы. Каналы для
подачи топливно-воздушной смеси или воздуха
в цилиндры и выпуска отработавших газов
проходят в каждую камеру сгорания и заканчиваются
запрессованными в головку блока седлами клапанов, изготовленными из чугуна
или других прочных материалов. В каждом
цилиндре двигателя установлено, как минимум,
по два клапана (впускной и выпускной).
Клапаны прижимаются к седлам с помощью
пружин. В головке блока цилиндров располагаются
и другие детали газораспределительного
механизма.
Рис. Головка блока
четырехцилиндрового рядного
Сверху головка блока закрывается крышкой, которая крепится к головке через прокладку. Крышка головки блока изготавливается из листовой стали или алюминиевого сплава. Головки блока цилиндров двигателей современных автомобилей могут иметь довольно сложную конструкцию и включать в себя большое количество деталей в зависимости от конструкции механизма газораспределения.
Поршень.
Поршень. представляет собой сложенные воедино днище, головку и юбку, которые выполняют совершенно разные функции. Днище поршня плоской, вогнутой или выпуклой формы содержит в себе камеру сгорания. Головка имеет нарезанные канавки, где размещаются поршневые кольца (компрессионные и маслосъемные). Компрессионные кольца исключают прорыв газов в картер двигателя, а поршневые маслосъемные кольца способствуют удалению излишков масла на внутренних стенках цилиндра. В юбке расположены две бобышки, обеспечивающие размещение соединяющего поршень с шатуном поршневого пальца.
Шатун.
Шатун является необходимым
звеном между поршнем и коленчатым
валом, обеспечивая передачу давления
от сгорания горючей смеси во время рабочего
хода, а также перемещение поршня во время
других тактов. Таким образом, нагрузка
на шатун постоянно изменяется в значительных
пределах как по величине, так и по направлению.
Шатун должен быть прочным, чтобы выдерживать
максимальные усилия растяжения, и в то
же время жестким, чтобы не изгибаться
при сжатии. Жесткость при этом должна
сочетаться с небольшой массой для уменьшения
инерционных нагрузок. Поэтому стержни
большинства шатунов делают двутавровыми
в сечении.
Коленчатый вал.
Рис.
Коленчатый вал двигателя V6
Коленчатый вал воспринимает усилия,
передаваемые от поршней шатуном, и преобразует их в крутящий
момент. Поэтому коленчатый вал должен
быть прочным и жестким.
В качестве материала для коленчатого
вала используют высокопрочный чугун
и сталь. Чугунные валы изготавливают
методом литья, а стальные - методом ковки.
Рабочие поверхности коренных и шатунных
шеек коленчатого вала подвергают упрочнению
с помощью термической обработки и последующей
шлифовке.
Коленчатый вал состоит из нескольких
коренных шеек, соединенных щеками с шатунными
шейками. Щеки коленчатого вала продолжаются
в противоположном от шейки направлении,
образуя противовесы. В некоторых двигателях грузовых
автомобилей используют съемные противовесы,
которые крепятся к коленчатому валу болтами.
Коренные шейки всегда больше в диаметре,
чем шатунные. Коленчатый вал будет более
жестким, если коренные и шатунные шейки
перекрывают друг друга при взгляде с
торца вала.
Маховик.
Различают следующие виды конструкции маховиков:
Маховик сплошной конструкции. Это массивный диск диаметром от 30 до 40 сантиметров, выполненный из чугуна. На внешнюю поверхность диска напрессован стальной зубчатый венец, обеспечивающий проворачивание коленчатого вала при запуске двигателя с помощью стартера. С одной стороны маховика выполнена ступица для крепления к фланцу коленчатого вала, другая сторона играет роль ведущего диска сцепления.
При работе двигателя
на разных оборотах коленчатый вал
постоянно закручивается и
Облегченный маховик используется при тюнинге двигателя. Перераспределение массы маховика к краям диска позволяет уменьшить его массу до 1,5 кг и в свою очередь уменьшить момент инерции. С применением облегченного маховика двигатель быстрее достигает максимальных оборотов, соответственно имеет лучшую разгонную динамику, а также наблюдается увеличение мощности до 5%.
Схемы расположения цилиндров в двигателях
различной компоновки:
а —
рядный четырехцилиндровый;
б —
V-образный шестицилиндровый;
в —
оппозитный четырехцилиндровый;
г —
VR-двигатель шестицилиндровый;
д и е — W-образные
12-цилиндровые двигатели;
α —
угол развала
Информация о работе Назначение, устройство и основные параметры двигателя КамАЗ-740