Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Понятие и классификация технологических процессов. Под технологическим процессом понимается совокупность способов и средств, наилучшим образом обеспечивающих данных конкретных условиях выполнение определенных производственных функций. Существуют технологические процессы работы судов, портов, вспомогательного флота, судоремонтных заводов.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И  РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет водных коммуникаций»

Реферат на тему:

Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Понятие и классификация технологических  процессов. Под технологическим  процессом понимается совокупность способов и средств, наилучшим образом  обеспечивающих данных конкретных условиях выполнение определенных производственных функций. Существуют технологические  процессы работы судов, портов, вспомогательного флота, судоремонтных заводов.

Технологический процесс каждого  предприятия морского транспорта состоит  из рабочих процессов, которые представляют собой его законченные отдельные  части и имеют единое целевое  назначение. В свою очередь рабочие  процессы делятся на oпeрации. Каждая из операций является той или иной частью рабочего процесса и состоит из приемов, последовательное выполнение которых дает возможность перейти к следующей операции, и так до завершения всего рабочего процесса.

Технологический процесс работы флота  и портов - это основной процесс  морского транспорта. По основным операциям  и приемам технологические процессы работы этих производственных подразделений  характеризуются следующим образом.

Технологический процесс работы морских  судов состоит из следующих рабочих  процессов:

подача под погрузку - операции и приемы: распределение судов  для перевозок и установление сроков постановки под погрузку в  соответствии с планом перевозок, графиком движения судов и информации портов о фактическом наличии грузов или сроков их поступления; движение судов к портам или перестановка в порту, оформление прихода, маневрирования на акватории порта и при постановке к причалу (если необходимо, то и  подготовка судна к буксировке при  входе в порт), швартовка;

стоянка под погрузкой - операции и  приемы: подготовка грузовых помещений  и люков к приему грузов, проверка грузов на предмет возможности приема к морской перевозке, работа грузовыми  средствами судна, размещение и штивка грузов в трюмах, крепление грузов, закрытие трюмов, оформление 1рузовых  документов;

подготовка к рейсу - операции и  приемы: расчет наиболее выгодных курсов следования, выявление обстановки плавания, бункеровка топливом, снабжение водой, материалами, инвентарем, продовольствием, оформление документов;

выход из порта - операции и приемы: подготовка к буксировке для швартовки, отход от причала - завод буксиров, отшвартовка, отход от причала, маневрирование на акватории порта, выход из порта, досмотр судна;

движение судна (плавание) - включает все операции и приемы по управлению судном во время плавания.

Последующие рабочие процессы - вход судна в порты выгрузки и стоянка  судна под выгрузкой - включают операции и приемы, аналогичные тем, которые выполняются при выходе судов из порта и их стоянке под погрузкой.

Технологический процесс работы портов включает такие рабочие процессы:

прием грузов к перевозке - операции и приемы: подготовка порта, отдельных  его территорий, причалов, складов  к приему грузов; прием грузов от отправителя, включая взвешивание, маркировку и другие операции; оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;

подготовка порта к приему судов - операции и приемы: подготовка причалов и всех средств порта, включая  портовые буксиры, для приема судов  определенных типов и размеров, о  прибытии которых порт ставится в  известность заблаговременно; подготовка грузов необходимых средств к погрузке, их соответственное сосредоточение, составление грузовых планов;

погрузка судов в порту - операции и приемы: доставка грузов к причалу, погрузка и укладка их в трюмах, штивка грузов, оформление грузовых документов;

подготовка порта к отходу судна - операции и приемы: оформление грузовых документов, подготовка необходимых  средств, включая буксиры для  вывода судна из порта; осмотр судна  и оформление его отхода.

Последующие рабочие процессы - подготовка к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов и сдача их получателю - включают операции, аналогичные тем, что и при приеме грузов от отправителей, подготовка порта к приему судов  и погрузке грузов.

Транспортный флот и морские  порты непосредственно взаимодействуют  в начальной и конечной фазах  производственного процесса. Именно здесь находятся важнейшие резервы  коренного улучшения процесса перевозок. Для реализации этих резервов нужно  стремиться к тому, чтобы максимально  возможно сократить число приемов  и операций в рабочих процессах  морских портов, а также число  не совмещенных операций в рабочих  процессах флота, вспомогательных  судов и других средств. Кроме  того, необходимо добиваться совмещения всех вспомогательных операций в  работе флота и портов: производить  подготовку грузовых помещений и  люков судов к погрузке и выгрузке на подходе судов к портам; бункеровку судов топливом, снабжение водой, материалами, инвентарем, продовольствием, оформление документов и другие операции осуществлять одновременно с грузовыми  операциями. Под технологией грузовых работ понимается совокупность способов перемещения грузов при загрузке-выгрузке судов и других транспортных средств, а также выполнения вспомогательных  работ, связанных с перегрузочным  процессом. Эффективность применяемой  в портах технологии определяется их технической вооруженностью.

Погрузочно-разгрузочные работы в  порту могут осуществляться по различным  вариантам. Вариант - это процесс  перемещения грузов по какому-нибудь производственному назначению. В  зависимости от конструктивных особенностей обрабатываемых судов или других подвижных средств, транспорта, типа и расположения перегрузочных средств, складов и подъездных путей, рода перерабатываемых грузов выбирается оптимальная схема технологического процесса грузовых работ.

Грузовая обработка транспортных средств в порту может производиться  непосредственно с одного вида подвижного состава на другой, например из судна в железнодорожный вагон или наоборот. В этом случае перегрузка грузов производится по прямому варианту. Грузы могут выгружаться также на склады порта и в последующем грузиться в другие подвижные средства транспорта - это складской вариант. К первому случаю относятся варианты: судно-вагон, вагон-судно, судно-автомобиль, автомобиль-судно, судно-судно. Ко второму: судно-склад, судно- автомобиль-склад, склад-судно и т.д.

Перегрузка грузов по прямому варианту является более экономичной, сокращает  сроки нахождения грузов в порту, уменьшает потребность в складских  помещениях, емкостях, сокращает число  перевалок грузов, что способствует сохранности грузов при перевалке, снижает ее трудоемкость и стоимость.

В отдельных портах (Санкт-Петербург, Одесса, Находка, Рига) созданы обменные парки железнодорожных вагонов. Выгоны с грузами, прибывшими в порт, зачисляются в этот парк вагонов  и находятся в нем до прибытия судна под погрузку. Эффективность  перегрузки грузов из вагонов обменного  парка по прямому варианту на суда несколько ниже, чем просто по прямому  варианту, т.к. за время нахождения вагонов  в обменном парке порт перечисляет  железной дороге арендную плату.

Отношение массы груза, переработанного  по прямому варианту, к общей массе  переработанного портом груза называется коэффициентом транзита. Чем больше этот коэффициент, тем экономичнее  переработка грузов в порту.

Из технологических вариантов  второго вида наиболее эффективна переработка  грузов через буферный склад. Этот вариант  заключается в том, что груз, предназначенный  к погрузке, концентрируется на складе, расположенном на причале или  непосредственно у причала, до прихода  судна, причем располагают груз в  соответствии с предварительными грузовыми  планами, а при выгрузке груз складируется в зоне действия кранов без прекращения  работы в ожидании подачи порожних железнодорожных вагонов.

Для ускорения обработки судов, более эффективного использования  ресурсов порт разрабатывает рабочие  технологические карты, которые  определяют различные технологические  схемы переработки грузов.

Такая карта устанавливает, каким  путем, при помощи каких перегрузочных  средств, куда и откуда необходимо осуществлять перемещение грузов.

Технологический процесс переработки  грузов состоит из операций: формирование подъема, перемещение груза, разработка подъема, укладка или штивка и  др. Интенсивность технологического процесса определяется производительностью  каждого из звеньев, которая зависит  от производительности машин и оборудования, используемых в процессе выполнения операций. Общая интенсивность грузовых работ определяется наименее производительным звеном. При проектировании технологических вариантов перевалки грузов технологические звенья комплектуются исходя из условия обеспечения производительности основной перегрузочной машины.

При переработке груза по одному варианту можно применить несколько  технологических схем. Например, груз перерабатывается по варианту трюм-склад, в этом случае могут быть применены  такие технологические схемы:

трюм-портальный кран-автопогрузчик-склад;

трюм-портальный склад-автомобиль-склад;

трюм-судовая лебедка-погрузчик-склад;

трюм-судовая лебедка-автомобиль-склад;

трюм-судовая лебедка-баржа-автомобильный кран-склад.

Технологическая карта - документ, содержащий описание способов и средств переработки  конкретного груза, сведения о численности  и расстановке докеров и перегрузочного оборудования, нормы выработки докеров  и подъемно-транспортных машин. Карта  содержит также указания по охране труда при производстве перегрузочных  работ. В технологической карте  невозможно заранее учесть и отразить все конкретные условия грузовых работ, поэтому разрабатывают типовые  технологические карты, которые  отражают условия и способы производства работ. Такие карты утверждает начальник  порта.

При обработке судов с однородным грузом и особенно судов с разнородными грузами за весь период обработки  приходится пользоваться не только различными вариантами, но даже и схемами. Поэтому  в порту у производителей грузовых работ должны иметься сборники типовых  технологических карт. В порту  должны вестись систематическая  работа по разработке новых технологических  схем переработки грузов, корректировке  используемых технологических схем, изучение особенностей перевалки грузов на конкретных портовых перегрузочных  комплексах.

Наибольшие возможности для  построения рациональных технологических  процессов штучных грузов и использования  эффективной перегрузочной техники  представляет современный флот: контейнеровозы, лихтеровозы, пакетовозы, суда для перевозки автомобилей и др.

Обработка судов горизонтальным способом загрузки осуществляется через кормовые, носовые и бортовые ворота с помощью  автопогрузчиков, автомобилей и  различных грузовых приспособлений: рол трейлеров, грузовых тележек, флетов. По сравнению с крановым вариантом горизонтальный способ ускоряет грузовые операции, обеспечивая более высокую интенсивность использования техники.

Грузовые работы обычно выполняются  силами и средствами порта.

Обработка судов производится под  руководством стивидора, контролируется технологической службой порта. Для обеспечения рациональной обработки  судов порт составляет непрерывный  план-график обработки судов и  планы обработки судов. В соответствии с этими документами устанавливают  сроки начала и окончания обработки  и концентрации (количество) технологических  линий на весь период обработки судна.

Объем транспортной работы флота характеризуют  различные показатели. Ос-новнымичюказателями являются объем перевозок и грузооборот. Они позволяют контролировать ход и результаты выполнения плана морских перевозок в каботаже и служат расчетными данными при планировании перевозок в заграничном плавании.

Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот - в тоннах-милях. Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пас-сажирооборот - пассажиро-милями.

Транспортная работа, выполняемая  морскими судами, рассчитывается за определенные промежутки времени (5 лет, год, квартал, месяц).

Общая характеристика перевозок. Масштабы и структуру морских перевозок  грузов наиболее полно отражает экономический  грузооборот морских портов и  отдельных бассейнов. Он показывает прошедшее через причальный фронт  портов количество грузов, вывезенных или ввезенных отечественными и  иностранными судами, экономический  грузооборот характеризует развитие судоходства, использование морских  путей страны.

Территориальные особенности размещения морского транспорта определяют экономические  результаты работы флота и портов и эффективность транспортно-эконо-мических связей. Распределение грузо- и пассажиропотоков по бассейнам обусловливается производственными, внешнеэкономическими, экономико-географическими и природными факторами. Объемы и структура грузооборота пароходств и портов зависят от характера и уровня размещения производительных сил. На размещение морских портов и грузооборот бассейнов оказывает также влияние численность населения прибрежных зон. Определенную роль в формировании грузопотоков играет характер связей морских бассейнов с международными морскими путями.

Для Северного морского бассейна в  грузопотоках находятся перевозки  лесоматериалов, металлов, рудных концентратов, апатитов, угля, продовольственных  товаров, грузов снабжения для развивающихся  северных регионов. В районе тяготения  Северного морского бассейна сосредоточены  крупные природные ресурсы. В  бассейнах рек Севера расположены  лесные массивы, добывается апатит, цветные  металлы. В соответствии с характером экономики района тяготения и  складывались морские грузопотоки.

Информация о работе Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов