Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Понятие и классификация технологических процессов. Под технологическим процессом понимается совокупность способов и средств, наилучшим образом обеспечивающих данных конкретных условиях выполнение определенных производственных функций. Существуют технологические процессы работы судов, портов, вспомогательного флота, судоремонтных заводов.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

В грузопотоках Балтийского бассейна выделяются - промышленная продукция, машины и оборудование, нефть и  уголь, лес и продовольственные  товары. К Балтийскому бассейну тяготеют Литва, Латвия и Эстония, с высокоразвитой экономикой, промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения, с  государствами, находящимися на побережье  Балтийского и Северного морей.

Ведущим в системе морского транспорта Украины является Черноморско-Азовский бассейн. К нему тяготеют Ростовская область, Краснодарский край, Закавказье, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье. Перечисленные регионы имеют развитую добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, широко развитую сеть железных и автомобильных дорог, речных путей и трубопроводов.

В грузопотоках Черноморско-Азовского  бассейна выделяются перевозки нефти, руды, угля, химических, строительных грузов, товаров промышленного производства и сельского хозяйства.

К Каспийскому морскому бассейну примыкают  Азербайджан, Дагестан, Казахстан, Туркмения  и другие области, которые образуют район тяготения к Каспийским портам. Прикаспийские районы богаты нефтью, сульфатами, хлопком.

Дальневосточный морской бассейн  обслуживает обширную территорию Приморского  и Хабаровского краев, Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую области.

В связи с тем, что побережье  Охотского моря, Камчатка, Чукотка  и примыкающие к ним глубинные  пункты не имеют железнодорожных  путей, поэтому главным видом  транспорта в обслуживании как межрайонных, так и внутрирайонных связей служит морской флот. Им осуществляются перевозки  нефтепродуктов, угля, лесных грузов, продукции  целлюлозно-бумажной промышленности, зерна и продуктов питания.

Показатели эффективности и  качества. Эффективность и качество производственных процессов характеризуют  важнейшие технико-экономические  и эксплуатационные показатели морского транспорта. По этим показателям планируется  работа, осуществляются учет и контроль, оцениваются результаты деятельности.

Технико-экономические и эксплуатационные показатели включают количественные и  качественные показатели производственных процессов.

К количественным показателям относят  абсолютные величины: размеры судов, затраты времени, объемы перевалки  и перегрузки грузов.

Качественные показатели представляют собой отношение различных количественных показателей производственных процессов  морского транспорта и его производственных подразделений (флота, портов, судоремонтных  заводов).

Количественные и качественные показатели производственных процессов  флота, портов, заводов и других производственных и струкгурных подразделений морского транспорта исчисляются за различные периоды времени: 5 лет, год, квартал, месяц. Для судов они также рассчитываются по отдельным рейсам, а для морских портов - на сутки, смену.

Уровень показателей производственных процессов зависит от многих факторов: природно-климатических условий, структуры  грузов, состава флота, технической  оснащенности портов, а также технологических  процессов перевозки и перевалки  грузов и др.

Качественные показатели являются средними величинами. Поэтому, оценивая деятельность морского транспорта, необходимо учитывать достоверность и полноту  исходных данных, используемых в расчетах.

В общем виде количественные и качественные показатели эксплуатационной работы морского транспорта можно сгруппировать  следующим образом:

1. показатели количества и качества  работы;

2. показатели перевозок и грузооборота;

3. показатели технической работы  и производственной мощности;

4. показатели времени работы  производственных мощностей;

5. показатели реализации технической  скорости судна, флота;

6. показатели использования грузоподъемности  и грузовместимости судна, флота,  вместимости складов;

7. показатели производительности  судна, флота, мощность морских  портов;

8. показатели интенсивности обработки  судов в портах;

9. показатели провозной способности  флота, пропускной способности  портов;

10. экономические и финансовые  показатели работы флота, портов, других предприятий морского  транспорта.

Экономические показатели учитывают  доходы и затраты на содержание судов, перегрузочного оборудования портов и  других производственных мощностей  предприятий морского транспорта. Затраты  выражаются несколькими показателями: капитальные вложения, эксплуатационные расходы, приведенные затраты.

Капитальные вложения - это единовременные затраты на строительство и монтаж технических комплексов флота, зданий, сооружений, оборудования и других технических средств.

Эксплуатационные расходы представляют затраты на плановый (отчетный) период содержания судна, флота, трудовых, материальных, энергетических, информационных, организационных и управленческих ресурсов производства.

Приведенные затраты - это сумма  капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Они характеризуют экономическую  эффективность морского транспорта.

Обобщенный показатель научно-технического уровня производства включает ряд показателей, среди которых выделяют технический  уровень, технологический, социальный, экологический, организационный, уровень  управления, экономический.

Технический уровень производства - это техническая оснащенность предприятия, ее производительность; технологичность  конструкции; надежность работы; серийность и взаимозаменяемость конструкций  и узлов; агрегативность; металло-, материало- и энергоемкость; конкурентоспособность с мировыми образцами, патентно-правовая защищенность.

Технологический уровень производства определяется качеством и эффективностью технологии перевозки грузов и обслуживания подвижного состава морского транспорта и грузов в портах; интенсивностью выполнения работ; пропускной способностью; технологичностью; однородностью; специализацией и унификацией операций; эксплуатационной надежностью; ритмичностью работы; конкурентоспособностью с передовыми образцами мировой  технологии.

Социальный уровень включает такие  показатели, как производительность труда и его социальная направленность; дисциплина труда; групповая совместимость  труда и его целеустремленность; безопасность труда. На всех этих показателях  отражается развитие человека как личности, его творческая активность, социальная убежденность, высокая сознательность.

Организационный уровень оценивает  эффективность организации производства, степень технической, технологической, материально-технической, коммерческой, юридической подготовки производства; определяется структурой управления, соподчинен-ностью отдельных звеньев, синхронностью и ритмичностью всего производственного процесса как единого целого.

Экологический уровень характеризует  степень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих в  процессе работы; подвижного состава  транспорт, обслуживания транспорта и  груза в порту. Он определяет запыленность воздуха, загрязненность территории и  акватории вредными продуктами, рассеивающимися  в процессе перегрузки груза, очистки  судов и вагонов.

Уровень управления оценивается степенью механизации и автоматизации  производственных процессов, их информационной и управленческой подготовленности при ручном, механизированном и автоматизированном режимах управления. К укрупненным  показателям этой группы относятся: уровень механизации перегрузочного процесса, автоматизации технических  комплексов, технологических, информационных и управленческих процессов.

Экономический уровень отражает экономическую  эффективность производства по совокупности экономических показателей - доходам, капитальным вложениям, эксплуатационным расходам, приведенным затратам, прибыли, фондоотдачи, рентабельности. По этим показателям оцениваются результаты работы предприятий.

Большое значение в повышении эффективности  и качества производственной деятельности морского транспорта играет система  информационного обеспечения управления. Для оценки ее эффективности используют следующие категории:

минимум суммы затрат на производство информации и потери в сфере управления от ее неполноты и недостаточно высокого качества;

максимум суммарной ценности получаемых данных при заданных затратах различных  ресурсов;

минимум затрат всех ресурсов при  заданной программе выпуска информации, т.е. при заданных номенклатуре выходных показателей и характеристиках  их периодичности, срочности, достоверности. Этот критерий чаще, чем два первых, применяют для практической постановки и решения задач.

 

Литература

 

  1. Экономика и эксплуатация морского транспорта, В.В.Винников, Одесса, 2003
  2. Экономика предприятия морского транспорта, В.В.Винников , Одесса, 2001

Информация о работе Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов