Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель исследования: разработка программ по совершенствованию управления автотранспортным предприятием ОАО «СПК».
Необходимо решить рассмотреть следующие задачи:
● Дать краткое описание предприятия;
● Провести оценку основных результатов его деятельности;
● Построить логическую схему проблем предприятия;
● Сделать анализ дефектов функциональной структуризации;
● Проанализировать механизм управления;
● Усовершенствовать организационную структуру;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Краткое описание организации и анализ основных
результатов его деятельности за период 2010-2012г.г. …………………….6
1.1 Описание предприятия как объекта исследования………………………….6
1.2 Анализ основных результатов его деятельности…………………………..10
1.3 Система стратегических и тактических целей предприятия……………….12
Глава 2. Организационно-управленческий анализ предприятия
за период 2010-2012 г.г………………………………………………………...14
2.1 Анализ системы целей предприятия………………………………………...14
2.2 Анализ организационной структуры управления и
дефектов функциональной структуры……………………………………….….16
Задание 2…………………………………………………………………………..26
Разработка антикризисной стратегии транспортного предприятия…………24
Список литературы……………………………………………………………..28
Таблица 3 - Структура
среднесписочной численности
Среднегодовой показатель за период 2010-2012 г.г |
% к общему числу работающих | |
Управленческий персонал |
4 |
19 |
Рабочие |
18 |
81 |
Всего |
22 |
100 |
В ОАО «СПК» доля управленческого персонала составляет 19 % от общего числа работающих в организации. Этот показатель является стабильным за весь анализируемый период.
1.2 Система стратегических и тактических целей предприятия
Стратегические цели организации – цели высшего порядка, которые определяют стратегию организации в долгосрочном периоде.
Для ОАО «СПК» стратегическими целями являются:
¢ Расширение спектра предлагаемых услуг;
¢ В настоящее время автобусный парк работает с малым кругом клиентов. В дальнейшем планируется заключение договоров с новыми предприятиями.
¢ Также возможно перевести автобусы на работу по договорам, заключенным с различными компаниями по перевозу сотрудников организации;
¢ Расширение присутствия организации в области и за её пределами;
¢ Освоение новых спектров рынка;
¢ Приобретение организацией новых агрегатов для ремонта и освоения технологий.
¢ Увеличение прибыли;
Тактические цели определяют тактику организации в краткосрочном периоде, являются подцелями для целей высшего порядка, конкретизируют их.
Для ОАО «СПК» оперативными целями являются:
¢ Снизить себестоимость транспортной услуги (как минимум на 20 %) до 2013 года;
¢ Расширить и модернизировать автобусный парк, а также приобрести новые автомобили для расширения автопарка. К 2014 году приобрести в собственность 5 автобусов марки (ПАЗ 2134) и 2 автобуса марки ИКАРУС (256);
¢ Повысить квалификацию водителей и офисных сотрудников:
¢ Провести курсы повышения квалификации водителей на базе областного ГАИ до 2013 года;
¢ Провести курсы повышения квалификации офисных сотрудников на базе Тверского Государственного Университета до 2013 года;
¢ Разработать и внедрить динамичную организационную структуру управления до 2012 года;
¢ Внедрить отдел маркетинга до 2012 года и провести мониторинг внешней среды;
¢ Создать благоприятный социально-психологический климат внутри организации и за ее пределами.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ПЕРИОД 2010-2012 Г.Г.
2.1 Анализ системы целей организации
Рис.2.1 Существующие дерево целей ОАО «СПК»
Таблица 7 Распределение целей между работниками аппарата управления по существующему дереву целей.
Цели |
Отделы, службы, должности |
Функции |
Кол-во чел. |
ФОТ | ||
основн. |
вспомогат |
управл. |
рабочие. |
упр. | ||
|
Генеральный директор |
2 |
2 |
1 |
264 | |
|
Главный бухгалтер |
3 |
- |
1 |
192 | |
|
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра |
3 |
- |
1 |
120 | |
|
Главный инженер-механик |
2 |
1 |
1 |
126 |
2.2 Анализ организационной структуры управления и дефектов функциональной структуризации.
Таблица 8 Дефекты в функциональной структуре организации
№ |
Функциональный блок |
Основные функции |
Ответственный | |
Дефект | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. |
Технический блок |
Поддержание автомобилей в рабочем состоянии. |
Главный инженер-механик | |
Организация и своевременное проведение ремонтных работ и технического обслуживания. |
Главный инженер-механик | |||
Минимизация холостого пробега автомобилей, технического простоя. |
Главный инженер-механик | |||
Введение и организация эффективных систем планирования, графиков работы. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Обеспечение качества услуг перевоза автомобилей. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Оформление, выдача и прием путевого листа водителей. |
Кассир | |||
Сбор выручки ежедневно (ежесменно) и оформление ее в Журнале хозяйственных операций. |
Кассир | |||
Передача ежесменной выручки в бухгалтерию. |
Кассир | |||
Организация проведение инвентаризации. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Разработка годовых, квартальных, месячных планов и графиков всех видов ремонтных работ. |
Главный инженер-механик | |||
Составление дефектных ведомостей на автомобили. |
Главный инженер-механик | |||
Технический надзор за эксплуатацией, разработка планов ремонта, норм затрат на ремонт автомобилей. |
Главный инженер-механик | |||
Контроль за рациональным использованием энергетических ресурсов в организации. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Разработка мероприятий по экологической безопасности территории предприятия. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Обеспечение офиса мебелью, инвентарем, орг. техникой, канцелярскими принадлежностями. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Благоустройство, уборка территории |
Уборщица | |||
2. |
Финансовый блок |
Оформление приходно-расходных документов, ведение установленного вида отчетности. |
Главный бухгалтер | |
Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью. |
Главный бухгалтер | |||
Разработка амортизационной политики организации. |
Главный бухгалтер | |||
Проведение анализа финансово-экономического состояния организации, разработка предложений по ее улучшению. |
«Белое пятно» | |||
Учет основных нематериальных активов. |
Главный бухгалтер | |||
Финансовое планирование, формирование иерархии бюджетов, контроль за их исполнением. |
Генеральный директор | |||
Прием и контроль первичной документации.. |
Главный бухгалтер | |||
Заключение договоров с поставщиками, клиентами, «право подписи». |
Генеральный директор | |||
Учет материальных затрат, калькулирование себестоимости транспортной услуги. |
Главный бухгалтер | |||
Учет движения денежных средств и расчетных операций, составление кассовой отчетности. |
Главный бухгалтер | |||
Сводный отчет и своевременное
представление бухгалтерской |
Главный бухгалтер | |||
Формирование годовых, квартальных и месячных бюджетов организации. |
Генеральный директор | |||
Организация и осуществление отчетности по труду и заработной плате. |
Главный бухгалтер | |||
Формирование оптимизационных мероприятий по снижению затрат. |
«Белое пятно» | |||
Разработка нормативов запасов материальных ресурсов и контроль за их состоянием. |
Генеральный директор | |||
Осуществление систематического контроля |
Генеральный директор | |||
Контроль за рациональным использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов |
Генеральный директор | |||
Контроль за рациональным
использование доходов организа |
Генеральный директор | |||
Выполнение расчетов по материальным, трудовым, финансовым затратам |
Главный бухгалтер | |||
Разработка и внедрение мероприятий по повышению прибыльности реализации услуг |
«Белое пятно» | |||
Анализ хозяйственной деятельности, выявление резервов |
«Белое пятно» | |||
Подготовка периодичной и годовой отчетности |
Главный бухгалтер | |||
Выполнение обязательств перед районным бюджетом, налоговыми органами, банками поставщиками |
Главный бухгалтер под контролем генерального директора | |||
Оформление материалов для заключения договоров по перевозу, отслеживание сроков выполнения договорных обязательств |
«Белое пятно» | |||
Делопроизводство организации |
Главный бухгалтер- дисфункция | |||
3. |
Коммерческий блок |
Поиск новых постоянных клиентов, ведение банка данных по клиентам, разработка способов привлечения клиентов |
«Белое пятно» | |
Ценообразование |
Главный бухгалтер | |||
Выявление и анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов, ведение соответствующего банка данных |
«Белое пятно» | |||
Анализ поставщиков(качество, цена, условия поставок) |
«Белое пятно» | |||
Составление прогнозов развития рынка, платежеспособного спроса |
«Белое пятно» | |||
Разработка рекомендаций по ассортиментной политики организации и предложений по формированию плана деятельности. |
Генеральный директор | |||
Поиск крупных заказчиков |
«Белое пятно» | |||
Анализ претензий потребителей, разработка предложений по совершенствованию транспортной услуги |
«Белое пятно» | |||
Осуществление необходимой подготовки заседания Общего собрания |
«Белое пятно» | |||
Обработка и учет, хранение входящей, внутренней и неходящей документации (прием регистрации и передача на хранение) |
Главный бухгалтер | |||
Прием документации и личных заявлений на подпись директора, организация приема посетителей |
Главный бухгалтер | |||
Обеспечение законности в деятельности организации и защита его правовых интересов |
Главный директор | |||
Ведение учета личных дел |
Главный бухгалтер | |||
4 |
Социальный блок |
Подбор квалифицированных работников |
«Белое пятно» | |
Организация проведения мед. осмотра водителей перед выходом на линию |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Повышение квалификации офисных сотрудников |
«Белое пятно» | |||
Создание благоприятных условий трудовой деятельности |
«Белое пятно» | |||
Развитие инициативы у работников |
«Белое пятно» | |||
Соблюдение правил охраны
труда и технической |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Контроль за соблюдением трудовой дисциплины. |
Начальник отдела эксплуатации и общего осмотра | |||
Контроль за использованием рабочего времени(фотографии, хронометраж). |
«Белое пятно» | |||
Выявление и анализ причин потери рабочего времени. |
«Белое пятно» | |||
Контроль за правильностью применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат, коэффициентов к заработной плате. |
Главный бухгалтер | |||
Разработка проектов и планов по труду |
«Белое пятно» | |||
Профессиональный кадровый маркетинг и планирование персонала |
«Белое пятно» | |||
Разработка требований к кадровому составу, составление должностных инструкций. |
Главный бухгалтер | |||
Оформление приема, перевода и увольнение работников, заполнение трудовых книжек. |
Главный бухгалтер | |||
Изучение причин текучести кадров и его обучение, разработка предложений по профессиональному продвижению кадров |
«Белое пятно» |
По данным таблицы 8, в функциональной структуре организации ОАО «СПК» обнаружено 19 «Белых пятен» и 1 дисфункция. Общее число функций составляет 71. Дублирование функций в функциональной структуре данной организации не обнаружено.
Можно сделать вывод, что 25 % всех функций в ОАО «СПК» не выполняется. В техническом блоке все функции выполняются, «Белых пятен» нет. Всего в данном блоке 17 функций. В коммерческом блоке не выполняется 5 функций, что составляет 35% от общего числа всех функции. Всего в данном блоке 15 функций. В финансовом блоке не выполняется 4 функции, что составляет 16% от общего числа всех функций. Всего в данном блоке 25 функций.
В социальном блоке не выполняется 9 функции, что составляет 60% от общего числа всех функций. Всего в данном блоке 15 функций. Наиболее четко и правильно выполняет свои функции технический блок в лице главного инженера - механика и начальника отдела эксплуатации и общего осмотра. В техническом блоке не обнаружено белых пятен, все функции выполняются согласно должностным инструкциям. В социальном блоке присутствует 60% дефектов функциональной структуры. В ходе анализа выясняется, что в организации нет такого сотрудника, на которого возложены обязанности по подбору квалифицированных кадров, по работе с кадрами, по изучению потерь рабочего времени и т.д. Вопросами о переводе, увольнении, приеме на работу сотрудников занимается главный бухгалтер, а вопросами безопасности – начальника отдела эксплуатации и общего осмотра.
Таким образом, по данным таблицы можно проследить, что все невыполняемы функции можно условно разделить на три группы:
● Полное отсутствие анализов сферы деятельности: анализ доходов, расходов, поставщиков, запасов, резервов;
● Практически полное отсутствие планов на развитие в будущих периодах;
● Недостаточная работа с персоналом организации. Не провидится изучение причин потерь рабочего времени, не предпринимаются попытки для более полного и эффективного использования рабочего времени. Новые сотрудники не получают достаточного обучения на рабочем месте, не осуществляется увеличение квалификации офисных сотрудников.
Преимущества и недостатки линейной структуры:
Преимущества линейной
структуры объясняются
В числе недостатков
линейного построения организации
обычно отмечается жесткость, негибкость,
неприспособленность к
Возрастание масштабов производства и его сложности сопровождается углублением разделения труда, дифференциацией функций деятельности производственной системы. При этом рост объема работ по управлению сопровождается углублением функционального разделения управленческого труда, обособлением фи специализацией подразделений управления. При этом создается функциональный тип структуры управления.
По проведенным ранее анализам, выяснилось, что проблемы в организации управления существуют в коммерческом, финансовом и социальном блоке. Следует отметить, что в техническом блоке, при анализе дефектов организации, ни одного «белого пятна» и «дисфункции» не обнаружено, все функции выполняются четко и правильно.
Также анализы структуры и механизма управления выяснилось, что на главного экономиста возложено много функций с которыми он не успевает справляться. Он выявляет и анализирует деятельность конкурентов, составляет прогнозы развития рынка, разрабатывает рекомендации по ассортиментной политики, ищет новых постоянных клиентов, работает с существующими клиентами, занимается всеми видами анализ в организации, работает с внутренней документацией, занимается приемом личных заявлений, а также организует подготовку заседания Общего Собрания.
Т.к. должностных обязанностей у главного экономиста много, качественно ними справляться он не может, поэтому в его работе появляются «Белые пятна».
Также большой проблемой организации ОАО «СПК» является то, что никто из сотрудников не работает с кадрами. Стабильная и сильная команда является основой успешной деятельности, поэтому подбору кадров, его обучению необходимо уделять внимание.
В структуру необходимо ввести специалиста по планированию деятельности предприятия. Новый сотрудник будет заниматься анализами хозяйственной деятельности, также возьмет на себя обязанности по подбору персонала.
Таблица10 Должностные обязанности экономиста специалиста по планированию деятельности предприятия
№ |
Кто ранее выполнял эти функции |
Функции |
1. |
«Белое пятно» |
Проведение анализа финансово-экономического состояния организации, разработка предложений по ее улучшению. |
2. |
«Белое пятно» |
Анализ хозяйственной деятельности, выявление резервов. Развитие инициативы у работников. Разработка проектов по плану и труду. |
3. |
«Белое пятно» |
Выявление и анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов, ведение соответствующего банка данных. |
4. |
«Белое пятно» |
Анализ поставщиков (качество, цена, условия поставок) |
5. |
«Белое пятно» |
Анализ претензий потребителей, разработка предложений по совершенствованию транспортной услуги. |
6. |
«Белое пятно» |
Подбор квалифицированных работников |
7. |
«Белое пятно» |
Повышение квалификации офисных сотрудников |
8. |
«Белое пятно» |
Контроль над использованием рабочего времени (фотографии, хронометраж) |
Информация о работе Организационно-управленческий анализ предприятия за период 2010-2012 г.г