Организация транспортного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями. Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последние десятилетия нашего века непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта.

Файлы: 1 файл

орг. трансп. обсл.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Транспорт - одна из важнейших  составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних  времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал  любые подручные средства для  перевозки людей и грузов. С  изобретением колеса, а несколько  позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать  и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки  на большие расстояния и с различными целями. Достигнутые высокие темпы  в развитии туризма в последние  десятилетия нашего века непосредственно  связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта. Превращение путешествий в массовое явление (в том числе путешествий  с туристскими целями) обусловлено  в немалой степени почти революционными изменениями в транспортной системе. Начало этим изменениям положило создание железных дорог и паровоза, затем  появился автомобиль и позднее —  самолет, который в настоящее  время превратился в транспортное средство массового перемещения  людей. Развитие туризма и транспорта — взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс. Однако, как правило, при исследовании связей в системе «туризм — транспорт» в научной литературе преобладающее место отводится роли и значению транспорта как фактора развития туризма. Это естественно и логично, так как туризм представляет собой сравнительно новое социально-экономическое явление, и в значительной степени стал следствием рождения и развития транспорта. Если принять во внимание, однако, непрерывно увеличивающиеся масштабы этого явления и его возрастающее значение в системе экономических отношений в мировом масштабе, станет ясно, что необходимо уделять большее внимание и обратным связям и зависимостям в системе «туризм — транспорт». Эта роль особенно возросла в годы после второй мировой войны, когда произойти значительные количественные и качественные изменения в объеме, динамике и структуре туристского потока, как в национальном, так и международном масштабе.

  1. Роль и место транспортных услуг на туристском рынке

Исторически на формирование транспортных систем различных государств оказывало  влияние их географическое расположение, природный потенциал, а нередко  и климатические, и ландшафтные  характеристики. Это привело к  формированию тех транспортно-гехнических  баз, которые наиболее рационально  используются в условиях конкретного  региона и государства. К примеру, структуру железнодорожного транспорта выгоднее развивать в регионах с  преимущественными равнинами, а  речную - при наличии системы рек  и озер, как в Австрии, Германии, России, Финляндии и Канаде. Моря и океаны как наиболее удобные  и доступные пути для перемещения  людей еще с древнейших времен способствовали близким и дальним  путешествиям, а реки, каналы и озера туризму. Впервые английский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон. Затем в 1843 г. он организовал лодочные экскурсии по Темзе. Практически в это же время на американском континенте на легендарном колесном пароходе «Миссисипи» компания «Америкен Экспресс» открыла регулярные экскурсии по Миссисипи. Аналогичные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну, Дунаю. Развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют большое внимание правительства практически всех стран мира. В XX в. в России была создана мощная транспортная система. Протяженность сети сообщения всех видов транспорта составляет на сегодня около 5 млн. км. С развитием туризма транспортные пути будут постоянно расширяться, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять географию путешествий. Происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости  от продолжительности, дальности путешествия  эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %.Различные виды транспорта используются туристскими  организациями для перевозки  туристов во время путешествий. Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом. Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте. Правда, с парковкой возникают трудности во многих городах Европы и России. Главный конкурент автобусов в групповых перевозках - железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам). Преимуществом железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд, как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах. Вследствие вышесказанного можно классифицировать три вида транспорта применяемые для целей туризма: воздушный, сухопутный, водный.

  1. Воздушный транспорт

Согласно статистике темпы  роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается  все большим расширением географии  путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия  в пользу их частоты (рост краткосрочных  туров на дальние расстояния). Все  это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным  перевозкам. Самолеты - самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. И этому есть ряд  причин:

- во-первых, авиация - самый  быстрый и удобный вид транспорта  при переездах на дальние расстояния;

- во-вторых, сервис на  авиарейсах в настоящее время  имеет привлекательный для туристов  вид;

- в-третьих, авиационные  компании напрямую и через  международные сети бронирования  и резервирования выплачивают  туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки. Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают международные регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из них обслуживают международные регулярные авиаперевозки. Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются американские «Delta Air lines», «Pan Amerikan», «United», французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways» и др. Крупной авиакомпанией считается российский «Аэрофлот».                                                             На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов.

Воздушный транспорт регулируется тремя способами:

1) национальное регулирование  - лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах; 

2) межправительственное  регулирование - когда регулярные  воздушные маршруты основываются  на соглашениях между правительствами  соответствующих стран; 

3) международное регулирование  - когда тарифы на регулярные  авиарейсы устанавливаются (для  членов авиалиний) на основе  взаимных договоров между участвующими  авиакомпаниями при посредничестве  Международной ассоциации воздушного  транспорта (IATA) или третьего лица. Одним из видов международного регулирования авиаперевозок являются планы создания пула, соединяющего авиакомпании, действующие на определенных международных маршрутах. Пул-договор соединяет авиакомпании, действующие на одних международных маршрутах, в целях оптимизации расписания движения самолетов, уменьшения направления и регулирования пассажиропотоков в пиковые часы и периоды, а также в целях увеличения прибыли на этих маршрутах и ее дальнейшего распределения между авиалиниями. Международное регулирование авиаперевозок осуществляется на основе международных соглашений, подписанных между странами за много лет. В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

- бронирование мест и  выкуп авиабилетов через агентства  авиакомпании;

- бронирование мест и  выкуп авиабилетов через системы  бронирования;

- договор с авиакомпанией  на квоту мест на регулярных  авиалиниях;

- агентское соглашение  и работа в роли агентства  по продаже авиабилетов для  своих туристов;

- организация чартерных  авиарейсов под туристские перевозки

Чтобы правильно выбрать  наиболее удобный и выгодный участок  туристских перевозок, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки  туристов, необходимо знать все особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией.

  1. Сухопутный транспорт

Движение  сухопутного транспорта должно подчиняться  расписанию регулярных перевозок, но могут  осуществляться перевозки и вне  расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или  экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий  туристов по маршрутам аэропорт - город, вокзал - город (трансфер). Широко распространен прокат транспортных средств в стране пребывания.

3.1 Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте. Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

1) организация автобусных  путешествий; 

2) организация путешествий  на личном транспорте туристов;

3) прокат автомобилей.

Автобусные путешествия. Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести  к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок. Европейская конференция министров транспорта (1984 г.) выделяет три вида автобусного туризма:

1) поездки на рейсовых  автобусах;

2) поездки на челночных  автобусах;

3) специальные (чартерные)  рейсы

 В отдельную группу  выделяются внутренний туризм  и поездки в течение дня  с различными целями (экскурсии  в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т. д.). Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями. Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Прокат автомобилей. Прокат (или аренда) автомобилей - весьма распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор - от крупных до самых маленьких.      Главный конкурент автобусов в групповых перевозках - железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам). Преимуществом железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам.

Информация о работе Организация транспортного обслуживания