Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Как было определено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному собранию, развитие инфраструктуры - "это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства и могут ли пользоваться его преимуществами". Сегодня необходимо точно представлять себе перспективы развития транспортного комплекса, основные направления работы отрасли.

Файлы: 1 файл

Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

Основные  направления работы и перспективы  развития транспортного комплекса

Как было определено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному собранию, развитие инфраструктуры - "это  больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства  и могут ли пользоваться его преимуществами". Сегодня необходимо точно представлять себе перспективы развития транспортного  комплекса, основные направления работы отрасли. Этому посвящен доклад министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на расширенном заседании  Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации 28 сентября 2004 года. 

 





В ходе административной реформы изменилась система и  структура федеральных органов  исполнительной власти, в том числе  и Минтранса России. В ведении  министерства - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и пять отраслевых федеральных агентств. Такие изменения открывают новые  возможности для совершенствования  транспортного комплекса и управления им.

Четкое разграничение  полномочий и функций между подразделениями  сегодняшнего министерства делают его  структуру прозрачной и понятной. Повышается ответственность департаментов, служб и агентств за выполнение конкретных задач. Впереди - создание региональных территориальных органов министерства.

Как отметил председатель Правительства Михаил Ефимович Фрадков, "необходимо повысить эффективность  транспортных инфраструктур, которые  должны развиваться в комплексе, включая в себя железные и автомобильные  дороги, порты и подходы к ним, аэропорты. Развивая регионы, транспорт, можно выполнить задачу удвоения ВВП". 

* * *

Коротко остановлюсь  на основных показателях работы транспорта.

В отрасли занято 2 миллиона 800 тысяч человек (около 6 процентов всех работающих в экономике  страны). Их заработная плата в 2004 г. колеблется от 5 тысяч 600 рублей в месяц (в трамвайном транспорте) до 13 тысяч (в авиации), в целом по транспорту она составляет 8 тысяч 800 рублей, что  выше, чем в среднем по экономике, но в два с лишним раза ниже, чем  на трубопроводном транспорте.

В нынешнем году наблюдается  устойчивый рост пассажирских перевозок, увеличение пассажирооборота составило 4,7 процента (наибольший показатель на воздушном транспорте - 23,3 процента).

Грузооборот отраслей Минтранса (без трубопроводного  транспорта) за первое полугодие 2004 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стал больше на 7,4 процента и превысил 1 триллион ткм. 86 процентов всей транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт.

Расширение внешней  торговли обусловило дальнейший рост переработки грузов в морских  портах. За первую половину текущего года переработано 175 млн тонн (132,4 процента к уровню аналогичного периода 2003 г.).

Можно также отметить увеличение удельного веса международных  автомобильных перевозок по территории России, выполняемых отечественными перевозчиками. За первое полугодие  оно составило 38 процентов (на 2 процента выше уровня 2003 г.).

Индексы тарифов  на пассажирские и грузовые перевозки  в целом на транспорте не превысили  индекса потребительских цен  и индекса цен производителей промышленной продукции и, следовательно, не стали фактором, стимулирующим  инфляционные потоки. 

* * *

Наряду с позитивными  тенденциями следует отметить ряд  накопившихся проблем.

Озабоченность вызывает состояние автодорожного хозяйства. При общей протяженности федеральных  автомобильных дорог 46,8 тыс. км только 36 процентов их по несущей способности  и состоянию покрытия соответствует  нормативным требованиям. Согласно результатам диагностики в текущем  и капитальном ремонте нуждается  две трети сети федеральных дорог. Более 17 процентов мостов на ней  находятся в неудовлетворительном состоянии.

Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации. 8 тыс. км федеральных дорог работают с загрузкой, превышающей нормативную, в том числе около 2 тыс. - более чем в полтора раза. На таких участках систематически возникают заторы. По этим причинам происходит снижение средней скорости движения на 30 км/ч, увеличение стоимости автоперевозок на половину. Ежегодные потери и упущенная выгода, связанные с недостаточным развитием сети автодорог и их техническим состоянием, оцениваются в 130-140 млрд рублей.

Ухудшилось качество аэродомной инфраструктуры в гражданской авиации. Системы безопасности большинства аэропортов нуждаются в модернизации.

Общий грузооборот  на морском транспорте в первом полугодии 2004 г. сократился на 34,5 процента по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года. Это - следствие продолжающегося  ухода российского флота под  иностранные флаги.

Недостаточное оснащение  пограничных пунктов пропуска практически  всех видов транспорта сдерживает развитие международных, в частности транзитных перевозок.

Проблемы в транспортной отрасли приобрели системный  характер. Можно констатировать ситуацию "тройного несоответствия": между  требованиями развивающейся экономики  двухтысячных годов, транспортной системой, сформировавшейся в семидесятые-восьмидесятые  прошедшего столетия, и рядом решений, принятых в девяностые годы.

Такое несоответствие порождает ограничения экономического роста со стороны инфраструктуры и ведет к увеличению разрыва  между потребностями населения  в территориальной мобильности  и уровнем транспортного обеспечения. В перспективе рост доходов россиян  существенно превысит общий рост экономики. Соответственно, спрос на транспортные услуги также будет  иметь опережающий характер. 

* * *

Миссия государства  в сфере функционирования и развития транспортной системы определена как  содействие экономическому росту и  повышению благосостояния населения  через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение  географических особенностей России в  ее конкурентное преимущество.

На выполнение этой миссии направлена Транспортная стратегия  Российской Федерации, доработанная с  учетом Концепции реформирования бюджетного процесса, административной реформы, а  также основных тенденций развития экономики и общества.

В Транспортной стратегии  развитие инфраструктуры увязано с  перспективными сценариями роста производительных сил на основе принципов устойчивого  прогресса транспортной системы  и сбалансированности транспортного  процесса.

Сформулировано  пять стратегических целей нашего министерства. Основной инструмент их реализации - целевая  программа "Модернизация транспортной системы России". Ведущая роль в ее осуществлении принадлежит  Министерству транспорта и подведомственным ему агентствам. Вместе с тем, министерство заинтересовано в проведении комплекса  мероприятий по взаимодействию с  региональными органами исполнительной власти.

Общий объем финансирования целевой программы из федерального бюджета в 2005-2007 гг. составит около 500 млрд рублей. 

* * *

Первая стратегическая цель - построение современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек.

Достижение этой цели позволит обеспечить экономический  рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение  конкурентоспособности и эффективности  других отраслей экономики (прежде всего  за счет снижения доли транспортных издержек в конечной стоимости продукции), повышение предпринимательской  и деловой активности, непосредственно  влияющей на качество жизни и уровень  социальной активности населения.

Выполнение мероприятий  на этом направлении поможет улучшить внутреннюю связность транспортной системы страны. Планируется повысить показатели инфраструктуры транспорта за счет создания единой опорной транспортной сети, сбалансированного развития всех видов транспорта.

На достижение первой цели программы "Модернизация транспортной системы России" в 2005-2007 гг. потребуется  около 129 млрд рублей из федерального бюджета. 

* * *

Вторая стратегическая цель - повышение доступности услуг  транспортного комплекса для  населения. Ее достижение означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей жителей страны в передвижении, устранение дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры.

Все это относится  к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни, уровень  экономики в любом государстве. Для России с ее огромными расстояниями, трудоспособностью большинства  внутренних территорий, сложностью климатических  условий достижение второй цели - вдвойне  актуальная проблема.

Свобода перемещения - конституционное право граждан. Возможностью беспрепятственно передвигаться  по стране во многом определяется социально-политическая целостность государства и общества, восприятие населения как единой нации. Свободное перемещение товаров - непременное условие формирования единого национального рынка.

Решение этой проблемы должно в основном удовлетворить  потребности в передвижении, сделать  эффективнее и совершеннее транспортную инфраструктуру, расширить перспективы  развития и освоения территорий, а  также повысить ценовую доступность  социально значимых услуг транспорта.

Соответствующие мероприятия  предусмотрены на всех видах транспорта. По прогнозам, в результате реализации федеральной целевой программы  транспортная подвижность населения  России увеличится к 2007 г. на 14,6 процента и составит 4381 пасс./км на человека в год. (Это в два с лишним раза ниже, чем в странах Европы и США.)

На достижение второй цели в соответствии с программой необходимо направить до 2007 г. около 125 млрд рублей. 

* * *

Третья стратегическая цель - повышение конкурентоспособности  транспортной системы нашей страны и реализация ее транзитного потенциала. Это означает формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и крупных, успешных транспортно-логистических компаний, создание прочной основы для успешной интеграции в мировую систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

Поставленной задачи не решить без модернизации существующих и строительства новых морских  терминалов, без создания современных  мультимодальных логистических центров, без совершенствования системы управления движением. В перечень первоочередных дел входят рационализация обработки и распределения грузов, проведение комплексного обновления автодорожной и железнодорожной сети, сооружение многочисленных международных аэропортов-хабов, развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска, гармонизация международно-правовых отношений.

Добившись намеченного, мы увеличим протяженность федеральных  автомобильных и железных дорог, входящих в систему международных  транспортных коридоров, поднимем пропускную способность морских портов (а  объем грузопереработки в них планируется увеличить на 66 процентов и достигнуть в 2007 г. 430 млн тонн). Перевозки международных транзитных грузов, как ожидается, вырастут за этот же период на 42 процента по сравнению с уровнем 2003 г. и составят ориентировочно 63 млн тонн.

Наша страна объективно призвана играть роль моста между  странами Европы (прежде всего расширяющегося Евросоюза) и государствами Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии. По территории России проходят три  из девяти общеевропейских транспортных коридора, а также евроазиатские - "Запад-Восток" и "Север-Юг". Коридор "Запад-Восток" совпадает  с Транссибирской железнодорожной  магистралью и выходит на Транскорейскую. "Север-Юг" соединит страны Западной Европы с Индией и государствами Персидского залива (28 июля нынешнего года состоялась церемония открытия железнодорожного участка этого международного транспортного коридора).

Согласно целевой  программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" на реализацию третьей цели планируется направить  из федерального бюджета в 2005-2007 гг. 244 млрд руб.

В числе приоритетных задач, поставленных Президентом страны перед транспортной отраслью на заседании  Госсовета, следует особо отметить обеспечение внешнеполитического  сопровождения российских проектов на глобальном рынке транспортных услуг. Предстоит серьезная работа по поэтапному формированию единого транспортного  пространства государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и объединенной транспортной системы союзного государства Белоруссии и России.

Нельзя забывать и о европейском направлении, ведь на участников расширенного Европейского союза приходится теперь около 51 процента объема российской внешней торговли. Эти торговые связи нуждаются  в надежном, безопасном и конкурентоспособном  транспортном обеспечении. Исключительное внимание необходимо уделять налаживанию  взаимовыгодного и равноправного  транспортного диалога с ЕС на разных уровнях. Наряду с взаимодействием  в энергетике и в реализации одобренной на высшем уровне концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) транспорт должен стать одним из краеугольных камней формируемого общего пространства Россия - Евросоюз в сфере экономики и торговли.

Информация о работе Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса