Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Как было определено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному собранию, развитие инфраструктуры - "это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства и могут ли пользоваться его преимуществами". Сегодня необходимо точно представлять себе перспективы развития транспортного комплекса, основные направления работы отрасли.

Файлы: 1 файл

Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

В этом плане будут  использованы и возможности, которые  предоставляет председательство России на Европейской конференции министров  транспорта (ЕКМТ) с мая 2004 г. ЕКМТ - уникальная международная организация, объединяющая руководителей транспортных ведомств всех стран Европейского континента, а также США, Японии, Южной Кореи. В рамках ЕКМТ рождается долгосрочная стратегия развития и работы железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта Европы.

Практическим шагом  на пути повышения уровня интеграции и координации деятельности транспортных ведомств государств-соседей можно  назвать принятую соответствующими министерствами 3 сентября текущего года Концепцию интеграции транспортных систем Российской Федерации и Украины. Это - только начало. Аналогичные шаги будут сделаны навстречу другим странам, выстраивающим интегрированную  транспортную сеть. 

* * *

Четвертая стратегическая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Надо поднять уровень мобилизационной  готовности и таким образом создать  условия, необходимые для укрепления общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Одновременно с  развитием транспортной системы  неизбежно возникают вопросы  обеспечения надлежащей технической  безопасности транспортной деятельности.

Кроме того, огромна  роль транспорта как одного из определяющих структурных компонентов системы  общенациональной безопасности, непосредственно  влияющего на эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской  обороны, подразделений специальных  служб, системы правоохранительных органов, на уровень мобилизационной  готовности.

Создание безопасных условий, повышение качества жизни - среди главных задач, поставленных Президентом страны в его последнем  послании Федеральному Собранию.

Трагические события 24 августа, когда в результате террористических акций почти одновременно произошли  две авиационные катастрофы, выявили  слабые места существующей системы  обеспечения безопасности пассажиров и работников отрасли.

Переоценка рыночных механизмов в такой важной сфере, как безопасность, привела к ослаблению регулирующего влияния государства, к развитию кризисных явлений.

Не случайно глава  государства дал ряд поручений, связанных с созданием правовых и организационных основ обеспечения  безопасности на транспорте, с усилением  государственного контроля в сфере  авиационной безопасности.

Сегодня становится абсолютно ясно: социально приемлемый уровень транспортной безопасности невозможно обеспечить оперативными, тактическими мерами, принимаемыми, как  правило, после очередной террористической акции или иного незаконного  вмешательства в деятельность транспорта. Здесь нужен концептуальный подход.

Необходимо разработать  до ноября текущего года проект концепции  транспортной безопасности и предложить соответствующие изменения в  реализуемые и проектируемые  федеральные целевые программы.

Нуждаются в поправках  Воздушный кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации "О милиции" и "О лицензировании отдельных  видов деятельности", ряд других нормативных правовых актов. Сейчас Минтрансом разрабатывается проект федерального закона "О транспортной безопасности".

В первую очередь, следует  создать организационную структуру  управления транспортной безопасностью. Поскольку функция обеспечения  безопасности выходит на первый план, становится универсальной, сквозной, соответствующие  структурные подразделения должны появиться не только в центральном  аппарате министерства и федеральной  службе по надзору в сфере транспорта, но и во всех федеральных агентствах и территориальных подразделениях.

Важно нормативно обеспечить четкое разграничение полномочий между  ними, предусмотреть эффективные  правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими  субъектами этой деятельности.

В перспективе обеспечение  безопасного функционирования транспортного  комплекса связано с разработкой  технических регламентов, предусмотренных  Федеральным законом "О техническом  регулировании".

Одна из неотъемлемых функций государства и важнейшая  составная часть обеспечения  национальной безопасности и обороноспособности страны - мобилизационная подготовка.

В сложившихся условиях министерство принимает все возможные  меры для поддержания мобилизационного потенциала государства. Тут мы тесно  взаимодействуем с Министерством  обороны, Минэкономразвития и другими  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Мероприятия, связанные  с достижением четвертой цели, в значительной степени реализуются  в рамках ведомственных программ. В федеральной целевой программе  на период до 2007 г. на это предусмотрено  около 306 млн рублей.

Говоря о данной стратегической задаче, следует упомянуть  о развитии профессионального образования  в нашей сфере. От качества подготовки кадров, уровня квалификации преподавателей в конечном счете зависит стабильность работы транспорта, безопасность пассажиров и грузов. Представляется целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос о сохранении системы специализированных образовательных учреждений Минтранса России. Надеемся на поддержку и понимание в этом вопросе со стороны Правительства России. (Средства на образование, предусмотренные в ведомственной программе на 2005 - 2007 гг., составляют 24 млрд рублей.) 

* * *

Пятая стратегическая цель - улучшение инвестиционного  климата и развитие рыночных отношений  в транспортном комплексе.

Серьезной проблемой  остается недостаточное бюджетное  финансирование инфраструктуры нашей  отрасли. Программа модернизации транспорта России предусматривает финансирование транспортного сектора на уровне 4 процентов ВВП. Фактический объем  выделения средств в рамках программы не превышает 2,2 процента ВВП. Для достижения целей Транспортной стратегии необходимо привлечение в инфраструктурные проекты не менее 600 млрд рублей ежегодно.

Конечно, нельзя опираться  только на бюджетные ассигнования, необходимо развивать механизмы  привлечения внебюджетных средств, в частности - в форме государственно-частного партнерства.

Необходимо учитывать, что государство будет еще  длительное время контролировать развитие инфраструктуры, вместе с тем создавая конкурентные условия для широкого использования частных инвестиций, способных стать весомым вкладом  в прогресс единой транспортной системы  России.

Транспортная стратегия  позволит инвесторам выделить приоритетные сферы - те, которые государство намерено развивать на долгосрочной основе. А приоритеты определяют, в свою очередь, взаимодействие государства  с отечественными и международными финансовыми институтами, направления  развития государственно-частного партнерства  на транспорте.

В рамках работы по внедрению таких механизмов завершается  подготовка законопроектов "О платных  дорогах", "О морских портах" и др.

Чтобы достичь пятой  стратегической цели, задача обновления парка транспортных средств будет  решаться с использованием государственно-частного партнерства в форме лизинга  и возмещения части затрат на оплату процентов по кредитам, полученным в российских финансовых организациях.

К 2007 г. при государственной  поддержке будет приобретено 48 воздушных, 37 морских и 14 речных судов. 

* * *

Следует особо подчеркнуть, что достижение поставленных перед  министерством целей требует  проведения комплексных мер в  сфере отраслевого управления федеральной  собственностью.

Это обусловлено, в  частности, необходимостью решить в  максимально короткие сроки институциональную  задачу, связанную с вовлечением  в гражданский оборот земельных  участков.

Предстоит принять  новый, соответствующий логике административной реформы порядок управления акциями  открытых акционерных обществ, находящимися в федеральной собственности, и  федеральными государственными унитарными предприятиями. Ситуация, когда в  принятии решений по порядку голосования  в органах управления акционерных  обществ задействованы одновременно четыре федеральных органа исполнительной власти, не позволяет добиться нужной оперативности, а подчас парализует деятельность органов управления. 

* * *

Коснусь проблемы отраслевой науки. Многообразие комплексных задач, предусмотренных Транспортной стратегией, сопряжено с поиском точно  выверенных, обоснованных и наиболее целесообразных решений. Однако теперешнее состояние отраслевых научных учреждений и самой науки как таковой  далеко от идеального.

Несмотря на большой  научный потенциал, на который мы могли бы опереться, Министерство транспорта вынуждено ставить перед собой  задачу координации отдельных, разрозненных научно-исследовательских институтов, не способных справляться с общетранспортными проблемами стратегического характера. Вот почему речь должна идти о перестройке всего научного комплекса отрасли, что может и должно дать мощный толчок в реализации инновационной политики Минтранса России. 

* * *

В заключение хочу подчеркнуть: масштабы транспортной системы страны и характер проблем, которые предстоит  решить, не оставляют сомнений в  том, что предстоит пусть не простая, но чрезвычайно важная работа. От ее успешного выполнения во многом зависит  социально-экономическое развитие России в целом, обеспечение конституционных  прав ее граждан. 


Информация о работе Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса