Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:42, лекция
Швейцарская фирма Зульцер со своими лицензиатами строит двигатели с l905 г. Двухтактные двигатели типа Зульцер без наддува выпускались с 1920 г. с наибольшей агрегатной мощностью 8200 л. с., а цилиндровой—700 л. с. Применен наддув был в 1956 г. на старом типе двигателя PC (RS). Наддув увеличил мощность двигателя на 33%.Следующими более совершенными по конструкции явились дизели с наддувом СД (SD). Затем были выпущены двигатели типа САД (SAD), РД (RD).
Более эффективным является изменение
конструкции вставок: в ослабленном
сечении вставки в плоскости вращения
мотыля двигателя предусмотреть ребра,
подобные, ребрам пускового и предохранительного клапанов,
расположенные по оси двигателя.
В Черноморском пароходстве в результате обобщения эксплуатационных данных дизелей РД 76 Зульцер выработаны практические рекомендации по повышению надежности и уровня технической эксплуатации цилиндровых вставок.
В процессе длительной
эксплуатации дизелей
Для облегчения работ, связанных с выемкой вставки, на теплоходе «Иван Франко» Черноморского пароходства внедрили простое и надежное приспособление, которое состоит из трех гидравлических домкратов (рис. 6), расположенных между крышкой цилиндра (рис. 7) и вставкой по окружности под углом 120°. Кольцевой трубопровод (рис, 8), связывающий три домкрата, должен выдерживать давления до 500 кгс/ом2. Рекомендуется использовать для него топливные форсуночные трубки дизель генераторов, поставляемые фирмой в комплекте приспособления для двигателя гидравлического пресс насоса с манометром, подсоединяемым к кольцевому трубопроводу.
Для подготовки приспособления к работе и выпрессовки вставки следует отсоединить трубопроводы от вставки. Отдать и снять гайки крепления вставки с цилиндровой крышкой, установить гидродомкраты между вставкой и крышкой по окружности через 120°. Это делается так, чтобы осевая линия скалки домкрата совпала по ширине со средней линией нижнего ребра вставки, подсоединить кольцевой трубопровод к домкратам и пресс насосу. Открыть запорные клапаны на гидродомкратах и, прокачивая прессом, удалить из системы воздух. Создать в системе давление б—10 кгс/см2 и убедиться, что скалки домкратов установлены, верно. Затем увеличить нагрузку на домкраты (100— 300 кгс/см2). Когда вставка начнет выходить из цилиндрической крышки и давление в системе упадет до 16—20 кгс/см2, подъем вставки выполняют тельфером.
Другим ответственным узлом являются теплостойкие огневые кольца, которые защищают верхнюю часть чугунной втулки от воздействия высоких температур продуктов сгорания. Между втулкой и кольцом в холодном состоянии устанавливается зазор, величина которого должна компенсировать тепловое расширение и обеспечить плотный контакт кольца с втулкой после пуска двигателя.
Рис. 6. Гидравлический домкрат:
./—плунжер; 2—уплотнительное кольцо;
3—корпус; 4 — прокладка красномедная;
5 — штуцер; 6 — пробка.
Рис. 7. Установка гидравлических домкратов для выпоессовки вставок:
/ — контрольные отверстия; 2 — гидродомкраты; 3—клапан предохранительный;
4 — уплотнения; 5 — пробки технологические; 6 — коррозионные отложения и шлам; 7 — щтуцер подключения пресс насосов
Установка огневых колец в двигателях небольших мощностей полностью себя оправдала. Однако у дизелей типа РД Зульцер, особенно при применении тяжелых топлив, появились аварии цилиндров вследствие повреждения огневых колец. Анализ аварий показал, что повреждения происходят в результате коррозии, образования трещин и конструктивных недостатков теплостойких колец. Коррозия колец происходит при неудовлетворительной работе топливной аппаратуры или перегрузке цилиндра, когда возникают локальные перегревы. При: нагревах до температуры около 650°С происходит плавление ванадия, вызывающее ванадиевую коррозию. Трещины огневых колец образуются в процессе работы двигателя, когда между кольцом и втулкой отлагаются остатки продуктов сгорания, ухудшающие теплопередачу, что приводит к перегреву кольца и образованию трещин. Появление трещин отмечается и тогда, когда кольцо изготовлено из материала, у которого коэффициент линейного расширения отличается от материала втулки. Для изготовления огневых колец ранее применялась легированная сталь ЗСч 130 с содержанием хрома 13%. После экспериментальных исследований фирма предложила изготовлять кольца из ферритной легированной
стали с содержанием хрома 12%, молибдена 1%, ванадия 0,3%, у которой предел текучести при 400°С 46кг/мм2, что на 35% выше, чем у стали, применявшейся ранее. К конструктивным недостаткам огневых колец следует отнести их форму, при которой недостаточная точность обработки может привести к заклиниванию поршня. Чтобы обеспечить нормальную работу кольца при радиусах закругления в приливах втулки 6 мм, фирма предложила на кольцах с обеих сторон делать; конусные срезы (рис. 9, а, б), что улучшило работу колец.
Рис. 9.. Выполнение огневых колец и монтажные зазоры:
. . . а — старая конструкция; б — новая конструкция
Конструктивные недостатки колец сказались в установке зазоров между кольцом и втулкой, а также между кольцом и крышкой цилиндра. Вначале у дизелей РД 90, РД 76, РД 68 между кольцом и втулкой был установлен в холодном состояний зазор 2—1,8 мм. В эксплуатации оказалось, что в двигателях типа РД76 и
РД90 при этом зазоре есть контакт кольца с втулкой и напряжения в нем снижаются до предела текучести, т. е. они оптимальные; в двигателях РД 68 этот зазор велик. Фирма экспериментальным путем установила оптимальное значение зазора 5,2—2,2 мм для двигателей РД 68. Это привело к увеличению
диаметра кольца.
Рис. 10. Сальник штока крейцкопфа в сборе
Двигатель |
S1 |
S2 | ||
новые |
старые |
новые |
старые | |
РД 56 РД 68 РД 76 РД 90 |
1,8—2,4 1,7 - 2,3 1,3 - 1,9 1,8 - 2,4 |
J,0—1,6 . 1,0 - 1.6 1,0—1,6 . 1,0—1,6 |
0,6—0,8 0,75-1,1 0,75—1,1 . 0,75-1,1 |
0,8-1,0 1,1—1,4 1,0-1,4 , 1,0—1,4 |
Примечания: |
Зазоры S1и S2 |
даны на рис.9 |
|
|
Крышку цилиндра устанавливают
на металлической прокладке
Уплотнительные втулки, входящие в сальники штока (рис. 10), предупреждают загрязнение кривошипной камеры, от продуктов сгорания.
Уплотнительная втулка состоит из двух частей. Верхняя часть является грязесборником и уплотнениями не допускает поступления продувочного воздуха, нижняя—«попадания масла из картера в цилиндры. Все уплотняющие масло сборные элементы находятся под давлением шланговых пружин. Элементы и пружины могут быть проверены без демонтажа поршня и при необходимости заменены.
§ 5. ПОРШНИ И ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА
Поршень дизеля является одной из важных деталей в эксплуатационных условиях, испытывающих механические и термические нагрузки. На рис. 11 приводится эпюра нагрузок, действующих на поршень, на рис. 12—характерная деформация поршня в работе.
Рис. 12. Деформация поршня
Рис. 11. Характер нагрузок в головке
поршня дизеля типа РНД 90 от давления газов
Поршневые кольца. Надежная работа кольца зависит от его формы и упругих свойств. Считается, что нормальный срок службы кольца должен быть не менее 10000 ч, при этом кольцо изнашивается по толщине на 10—15%.
Исследования шведской фирмы Дарос показали, что эпюра давлений на работающее кольцо в цилиндре имеет вид, изображенный на рис. 13. В результате кольца стали изготавливать с так называемой отрицательной овальностью.
Зазор между кольцом и канавкой должен быть таким, чтобы при работе двигателя, когда поршень деформируется, кольцо не оказалось зажатым. У двигателей с диаметрами цилиндров 500— 800 мм зазор не менее 0,3 мм, при диаметре свыше 800 мм—не менее 0,35 мм. В новой конструкции головки поршня фирма Зульцер увеличила величину зазора (табл. 3)..
При нормальной работе кольца на его нижней поверхности появляются блестящие следы наклепа, а при зажатии в канавке
Таблица 3.
Зазор s между поршневым кольцом и канавкой для новой и старой головок
|
РНД; РД 68 |
РНД/РД 76. |
РДД/РД 90 |
РНД 105 | ||||
Зазор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новая |
старая |
новая |
старая |
новая |
старая |
новая |
старая |
А |
0, 320 |
0, 280 |
0, 360 |
0, 280 |
0, 420 |
0, 350 |
0, 470 |
0, 390 |
В |
0, 400 |
0, 340 |
0, 440 |
0, 340 |
0, 500 |
0. 405 |
0, 550 |
0, 455 |
С |
0, 170 |
0, 130 |
0, 210 |
0, 130 |
0, 220 |
0, 150 |
0, 270 |
0, 180 |
D |
0, 250 |
—— |
0, 290 |
— |
0, 300 |
-- |
0, 355 |
—— |
Е |
—— |
0, 190 |
— |
0, 190 |
— |
0, 203 |
— |
0, 255 |
|
на обеих плоскостях. Во время ревизии ЦПГ по этим явлениям можно контролировать действительное состояние колец в работе. Большая величина зазора приводит к неудовлетворительной работе колец. Увеличение зазора в эксплуатации происходит из-за выработки канавок. Износ канавок имеет спецеадальную форму и установленное в такую канавку новое поршневое кольцо испытывает повышенные механические
Рис. 14. Номограмма для дефектации поршневых колец
Рис. 13. Эпюра давления да кольцо
фирмы Дарос
напряжения, что приводит к ухудшению теплопередачи между кольцом и поршнем. Кольцо подлежит замене, если при износе радиальная толщина уменьшилась на 15—20%. Величина допустимого износа кольца непостоянна и зависит от степени выработки втулки цилиндра. При увеличении износа цилиндра допустимый износ колец снижается.
На рис. 14 приведена
номограмма для дефектации
Интенсивному износу втулок цилиндра, как правило, предшествует интенсивный износ поршневых колец. Ненормальный износ колец наступает по многим причинам, основные из которых следующие: неправильная цилиндровая смазка, перегрузка двигателя, несоответствие применяемого топлива и цилиндрового масла, неправильные размеры между канавками и кольцами, коробление колец и отсутствие коррекции.
Ненормальное состояние поршневых колец характеризуется значительными рисками на рабочей поверхности, заусеницами на кромках, точечными вырывами. При малом износе заусеницы
снимают, места вырывов и рисок вручную обрабатывают крупнозернистым камнем либо шкуркой в направлении, перпендикулярном рискам.
На двигателях РД и РНД установлены поршневые кольца, имеющие коррекцию, т. е. их концы несколько загнуты внутрь. Это сделано для предотвращения ударов и поломок колец о кромки выпускных и продувочных окон. Два верхних кольца, как испытывающие больший нагрев и воздействие давлений газов, имеют большую коррекцию; их тип обозначается К-3. Остальные три кольца типа К-1. Кольца К-3 выпускаются только с прямым замком, кольца К-1—с косым.
При определенной обработке кромок окон во втулке (рис. 15, а, б), согласно новым рекомендациям фирмы (табл. 4) „ все кольца на двигателях типа РД и РНД могут быть типа К-1.
Таблица 4. Размеры для обработок кромок окон втулки по рис. 15
Информация о работе Основные сведения о дизелях типа РД и РНД