Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:42, лекция
Швейцарская фирма Зульцер со своими лицензиатами строит двигатели с l905 г. Двухтактные двигатели типа Зульцер без наддува выпускались с 1920 г. с наибольшей агрегатной мощностью 8200 л. с., а цилиндровой—700 л. с. Применен наддув был в 1956 г. на старом типе двигателя PC (RS). Наддув увеличил мощность двигателя на 33%.Следующими более совершенными по конструкции явились дизели с наддувом СД (SD). Затем были выпущены двигатели типа САД (SAD), РД (RD).
|
Продувочные (верх, низ), смотровое, выхлопные |
Выхлопные (верх) | ||||
|
(низ) |
| ||||
Тип двигателя |
|
|
|
|
|
|
а |
б |
с, |
д |
е |
К | |
РНД 105, РНД 90, РНД 76 РД 90, РД 76. |
20 |
2, 5 |
4 |
19 |
1,5 - 2 |
15 |
РНД 68 РД 68 |
15 |
2 |
4 |
13 |
1,5—2 |
10 |
В последнее время появились кольца со слоем меди, толщиной 0,2 мм, который наносят на рабочую поверхность гальваническим способам. Это сделано для быстрой и качественной приработки колец. Слой меди срабатывается достаточно медленно (с точки зрения всего времени обкатки новых колец). Так, для двигателей типа РД и РНД 76, РНД 90 и РНД 105 этот срок достигает для верхнего кольца 100 ч.
Покрываемые медью кольца, как правило,
имеют на рабочей поверхности
лабиринты для удержания
§ 6. ЦИЛИНДРОВЫЕ ВТУЛКИ.
Общий вид цилиндровой втулки двигателей типа РНД дан на рис. 16.
Считается, что нормальная скорость износа цилиндровой втулки составляет 0,1 мм на 1000 н работы двигателя. Скорость износа 0,2 мм на 1000 ч работы является предельно допустимой. При износе на величину, равную 0,6—0,7% от диаметра, втулка подлежит замене.
Рис. 16. Цилиндровая
втулка двигателей Зульцер типа РНД.
У дизелей 6РД 76 Зульцер судов серии «Красноград» постройки 1962—1963 гг. наиболее частыми были аварийные износы по верхнему поясу — 63% от замененных втулок и по посадочному поясу со стороны выпуска — 30%. Износы наблюдались в первый период эксплуатации (1500—5000 ч).
В Черноморском пароходстве на судах типа «Симферополь» в дизелях 6РД 76 наблюдалось явление «роста» металла втулок в осевом и радиальном направлениях с последующим интенсивным износом.
На двигателях последних лет постройки аварийные износы резко сократились.
Данные испытаний ЛВИМУ на теплоходе «Касимов» свидетельствуют о том, что есть некоторая асимметрия тепло отвода по окружности втулки (рис. 17). Район выпуска является наиболее опасным. Из-за нарушения геометрии втулок и режима смазки в этом месте появляются аварийные износы. Например, при работе дизеля на малосернистом топливе и высоко щелочном масле из-за возникновения кислот в районе масло подвода появляется типичный износ, а виде «кленовых листьев».
Одной из основных причин интенсивных износов является неудовлетворительная система охлаждения. Так, в частности, стабилизировать «рост» втулок двигателей судов типа «Красноград» удалось путем увеличения давления охлаждающей воды на входе с 1,8—2,2 до 2,8—3 кгс/см2, давление воды на выходе стало равно 1,9 кгс/см2. Повышенные износы втулок могут появляться и при неудачном подборе смазки.
Повышенные износы вызваны и недостатками технологии изготовления втулок. Так, из-за имеющихся на поверхности втулок зон с повышенной твердостью на судах типа «Звенигород» (двигатель 6РД76) в Азовском пароходстве имели место износы деталей цилиндропоршневой группы.
Рис. 17. Температурные поля цилиндровой втулки № 6 дизеля 6РД 76 Зульцер теплохода «Касимов»:
угол открытия заслонки — — — — а, = 45°; — —— — а = 22°; —.—.—а, = 10°; ---------а4 = 0;
проходные сечения двух каналов: s45 = 160 см2 (92%); S22=1l2 см2 (65%); s10 = 52 см2 (30%); So = 0 см2 (0%); эквивалентный диаметр: 10,1 см'; 8,46 см2; 5,76 см2; 0 см2
После обработки втулок наждачным камнем и обкатки интенсивные, износы прекратились.
На рис. 18, а, б показаны два вида износа втулок: нормальный в течение 30000 ч и интенсивный—в течение 350 ч работы при неудовлетворительном выборе материала колец и втулки и использования высоко щелочного масла при работе дизеля на малосернистом топливе. На рис. 19, а, б наказан нормальный характер износа втулки при работе на высокосернистом топливе.
Интенсивные износы и трещины являются основными дефектами втулок двигателей Зульцер типа РД и РНД.
На рис. 20 представлены основные виды трещин, возникающие в цилиндровых втулках. Трещины тепловые. Если эти трещины возникают в период работы двигателя до 30000 ч, то причина заключается в нарушении охлаждения, либо малой эффективности системы охлаждения. В том случае, если они возникли после длительной эксплуатации двигателя (после 30 000 ч), то их появления происходят в результате термической усталости, вызванной продолжительной работой ЦПГ в условиях повышенных температур.
Рис. 18. Износы цилиндровых втулок:
' а—нормальный; б— интенсивный
Рис. 19. Характер износа цилиндровой втулки (а) и поршневых колец (б) дизеля 6РД 76 при работе на масле М-16Е-60 и топливе:
/—мазут Ф5; 2—Тине Фьюэл Ой л
v . •
Рис. 20. Трещины, возникающие в цилиндровых втулках дизелей типа РД
Трещины 2 усталостные. Появляются в результате не соответствия величины зазора между втулкой и силовым (проставочньгм) кольцом. Величина этого зазора при новой втулке и новом, или восстановленном, кольце равна 0,1—0,3 мм на диаметр. При увеличении зазора свыше 0,5 мм силовое кольцо подлежит замене. Наиболее достоверные замеры могут быть получены только обмером втулки скобой, а кольца—штихмасом.
В момент сгорания топлива в цилиндре возникает упругая деформация втулки, воспринимаемая силовым кольцом. При увеличенном зазоре силовое кольцо просто не выполняет свою роль.
При зазоре меньше 0,1 мм цилиндровая втулка и силовое кольцо под действием термических и механических нагрузок начинают работать как одно целое, вызывая трещины во втулке. Трещины 3 в районе окон возникают при заклинивании поршня; трещины 4 в районе масляных штуцеров возникают в результате прорыва газов в полость охлаждения через не плотности в местах уплотнения штуцеров и втулки.
Следует иметь в виду, что виброколебания отрицательно действуют на детали самого двигателя. Факторами, определяющими срок службы цилиндровой втулки, кроме выработки рабочей поверхности, являются износы со стороны охлаждения и уплотнений в результате вибрационной эрозии, сокращающей период эксплуатации втулки на 20—30%.
Причины возникновения
вибрационной эрозии
Втулка, закрепленная в блоке только верхней частью, получив удар от перемещения поршня, вибрирует с медленно затухающими колебаниями. Вибрация порождает местную кавитацию в потоке охлаждающей воды. Очаги разрушений располагаются под прямым углом к оси коленчатого вала и не имеют, загряз нений в виде наносов шлама, следов ржавчины и т. л. Отдельные кратеры имеют глубину—до 10—12 мм и острые кромки.
Вибрационная эрозия разрушает также уплотнительные синтетические кольца, оставляя на них, как и на металле, ноздреватую поверхность. Уплотнительное кольцо разрывается из-за глубокой эрозии, соприкосновения с острыми кромками кратеров на поверхности канавок и старения резины. Разрыв и высыхание уплотнительных колец причиняют большие неприятности в эксплуатации, так как замена их связана с необходимостью подъема втулки. Несвоевременная замена, поврежденного кольца приводит к утечке охлаждающей воды и впоследствии к разрыву второго уплотнительного кольца, отделяющего зарубашечиое пространство от подпоршяеюой полости, в результате чего вода устремляется в под поршневую полость и возникает аварийное состояние двигателя. Если наклеп и разъедание канавок во втулках значительны; то замена уплотнительных колец не гарантирует нормальной длительной работы двигателя. Так, у дизеля 9РД 90 теплохода «Лисичанск» уплотнительные кольца на таких втулках приходилось менять по три раза в течение 1000 ч работы главного двигателя.
Рис. 21. Шатун дизеля Зульцер
Завод-лицензиат в Японии для исправления поврежденных ноздреватых поверхностей втулок применяет пластические массы типа «Дев кон А».
Для повышения срока службы втулок
не следует допускать значительных
износов бронзовых
§ 7. ДЕТАЛИ ДВИЖЕНИЯ
Основными
деталями движения дизеля
Шатун двигателя типа РД Зульцер представлен на рис. 21. Подшипники шатуна имеют заливку белым металлом и прокладки для установки масляного зазора. Между нижним подшипником и, стержнем шатуна находятся компрессионные прокладки, которыми можно регулировать камеру сжатия цилиндра.
При увеличении высоты камеры сжатия на 2 мм изменять толщину компрессионной прокладки не требуется, а при увеличении от 2 до 4 мм прокладка должна быть увеличена на 3 мм. После каждого изменения величины компрессионной прокладки зазор между крышкой цилиндра и поршнем в положении В. М. Т. должен проверяться с помощью свинцовой выжимки. Минимальный зазор в холодном состоянии 5мм.
Крейцкопф (рис. 22) соединяет шатун и шток поршня.
^
Рис. 22. Крейцкопф дизеля типа РД:
давления. Масло для поверхностей башмаков поступает из цапфы крейцкопфа через поперечные сверления. К рабочему механизму крейцкопфа смазочное масло подводится через шарнирное устройство, расположенное на стороне выпуска.
В эксплуатации детали движения работают в основном надежно. Имеющие место неполадки относятся, как правило, к подшипникам, которые рассматриваются в соответствующем разделе.
§ 8. СИСТЕМА ВЫ ПУСКА
Система выпуска у двигателей типа РД состоит из выпускных окон на цилиндровых втулках, заслонок, управляющих выпуском (рис. 23), и выпускных трубопроводов.
Вращение выпускных заслонок осуществляется цепным приводом от распределительного вала. Каждая новая цепь в первоначальный период эксплуатации вытягивается. Величина этой вытяжки составляет 0,02—0,05% от общей длины цепи. В дальнейшем вытяжка цепи замедляется, однако рекомендуется каждые 4—5 тыс. ч работы двигателя, т. е. ежегодно проверять длину цепи. Для этого натяжным устройством натягивают цепи усилием 186 кг-с. Измеряется общая длина участка цепи состоящая из шести или десяти звеньев. Измерение длины производится по наружной стороне роликов на прямом участке цепи. Предельно допустимая длина участка цепи составляет для шести звеньев 338,40 мм, для десяти—544,60мм.
Цепь, имеющая предельно допустимые значения вытяжки, подлежит замене. Эксплуатация двигателя с цепью, имеющей значительную вытяжку, приводит к усталостным разрушениям пластин цепи, питтингу роликов и поломке зубьев звездочек.
Кроме того, существенно изменяются моменты газораспределения, ведущие к ухудшению экономических показателей двигателя и снижению его надежности.
Испытания на двигателе
6РД76 Зульцер теплохода «
Более раннее закрытие заслонки, одновременно с продувочными окнами, приводит к увеличению индикаторного к.п.д. до 0,5—1 % за счет повышения дозы свежего заряда воздуха в цилиндре.
В практике эксплуатации дизелей Зульцер
типа РД76 и РД90, особенно при работе
на тяжелых высокосернистых
На теплоходе «Медногорск» с
двигателем 6РД76 предложено приспособление,
позволяющее значительно
Рис. 24. Узел заслонки управления выпуском в
сборе с приспособлением для замены сегментов
лабиринтовых уплотнений двигателя 6РД
76 Зульцер.
Информация о работе Основные сведения о дизелях типа РД и РНД