Основы технической эксплуатации автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Автомобиль может участвовать в транспортном процессе и приносить опре¬деленный доход, если он технически исправен и находится в работоспособном состоянии.
Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) опреде¬ляется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров Yi (табл. 1). Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.

Содержание работы

1
2
3 Понятие о техническом состоянии изделия ……………..…….…...……...………
Место и роль диагностики в системе ТО и ремонта автомобилей ……….…
Назначение и особенности выполнения слесарно-механических работ …...
Задача……………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….……….

Файлы: 1 файл

4.docx

— 93.23 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

1

2

3

Понятие о техническом состоянии  изделия ……………..…….…...……...………

Место и роль диагностики в системе  ТО и ремонта автомобилей ……….…

Назначение и особенности выполнения слесарно-механических работ …...

Задача……………………………………………………………………………..

Список использованных источников………………………………….……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие о техническом состоянии изделия

 

Автомобиль  может участвовать в транспортном процессе и приносить определенный доход, если он технически исправен и находится в работоспособном состоянии.

Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров Yi (табл. 1). Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.

Таблица 1 – Конструктивные элементы автомобиля и их параметры

 

Конструктивный  элемент автомобиля

Число

Конструктивный параметр

Агрегат, система

15-20

Кинематическая схема, степень  подвижности, структурная формула

Вид соединения, передач, опор и уплотнений

Узел, механизм

70-90

Взаимное расположение деталей и  узлов

Присоединительные размеры, зазоры, люфты, ходы

Деталь

15000-25000

Размер и конфигурация

Вид материала, прочность

Качество и точность обработки  поверхности

Характер взаимодействия и взаимного перемещения

Электрическое, гидравлическое сопротивление и др.


 

Наработка – продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в километрах пробега (l), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) – в часах (t).

Наработка технологического оборудования исчисляется обычно в  часах.

По мере увеличения наработки l, t (рис. 1) параметры технического состояния изменяются от номинальных Кн, свойственных новому изделию, до предельных Кн, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим, экологическим или другим причинам недопустима.

 

 

Рисунок 1 –  Схема изменения параметров технического состояния:

ЗР – зона работоспособности; ЗО – зона отказов; ЗУ – зона упреждения отказов; Yп.д. – предельно допустимое значение параметра; lp – ресурс изделия; lу – ресурс упреждения.

 

Рисунок 2 –  Варианты изменения геометрических параметров деталей:

1 – шейка  (втулка); 2 – вал; 3 – диск; YiI  - увеличиваются, YiII – сокращаются в процессе работы автомобиля.

 

На рис. 2 приведены два характерных варианта изменения параметров технического состояния по наработке: I – увеличение; II – сокращение.

Величины  номинальных предельных и предельно допустимых К,|д значений параметров технического состояния устанавливаются законами, государственными стандартами, постановлениями правительства, нормативно–техническими и проектно–конструкторскими документами, систематизируются в справочных изданиях, в том числе и международных.

 

 

 

 

 

 

2 Место и роль диагностики в системе ТО и Р автомобилей

 

Планово–предупредительная система технического обслуживания автомобилей определяется выполнением  контрольно–диагностичес¬ких операций через установленные пробеги и промежутки времени работы подвижного состава с последующим выполнением необходимых работ.

Диагностирование  – это определение механического  состояния автомобилей, их агрегатов  и узлов без разборки.

Целью диагностирования при техническом  обслуживании является:

– определение действительной потребности  в работах по техни¬ческому обслуживанию путем сопоставления фактических зна¬чений параметров с предельно допустимыми;

– прогнозирование момента возникновения  неисправности или отказа в работе того или иного агрегата автомобиля;

– оценка качества выполнения работ по техническому обслужи¬ванию агрегатов и узлов автомобиля.

Целью диагностирования при ремонте является:

– выявление причин неисправности  или отказа в работе агрега¬тов и узлов автомобиля;

– установление наиболее эффективного способа  устранения не-исправностей (на месте, со снятием узла или агрегата, с пол¬ной или частичной разборкой);

– контроль качества выполнения ремонтных  работ.

В технологическом процессе технического обслуживания и ремонта автомобилей  предусматриваются:

– общее (комплексное) диагностирование (Д1);

– поэлементное (углубленное) диагностирование (Д2);

– приремонтное диагностирование (Др).

Общее (комплексное) диагностирование проводят на заключитель¬ной стадии ТО–1. При этом определяют техническое состояние агре¬гатов и узлов, преимущественно обеспечивающих безопасность дви¬жения и пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации.

Рекомендуется проверить:

– крепление рулевого механизма;

– люфт рулевого колеса и в шарнирах рулевых тяг;

– состояние узлов и деталей  подвески;

– состояние рамы и буксирного приспособления;

– состояние шин и давление воздуха  в них;

– исправность и действие тормозных  систем;

– исправность и действие световой и звуковой сигнализации ав¬томобиля.

Если  изучаемые параметры находятся  в допустимых пределах, то диагностирование завершает комплекс работ по ТО–1. Если нет, то выполняют поэлементное диагностирование.

Поэлементное (углубленное) диагностирование выполняют  обычно за 1–2 дня перед ТО–2. При  этом проводится детальное обследова¬ние технического состояния агрегатов и механизмов автомобиля, вы¬являются неисправности и их причины и определяется потребность в их техническом обслуживании или ремонте.

Контрольно–диагностический  пост поэлементного диагностирова¬ния оборудуется стендами с беговыми барабанами. При уста¬новке ведущих колес автомобиля на беговые барабаны на посту опре¬деляют:

– мощность двигателя и расход топлива;

– посторонние шумы и перебои в  работе двигателя;

– пропуск газов через цилиндропоршневую  группу и клапаны;

– содержание СО и других вредных примесей в отработавших газах;

– давление масла в системе смазки;

– температурный режим работы системы  охлаждения;

– угол опережения и установку зажигания;

– пробуксовывание сцепления.

При неработающем двигателе, вне стенда, на посту проверяют:

– люфты в коробке передач, карданных  шарнирах и в главной передаче (ведущем мосту);

– радиальный зазор в шкворневых соединениях, ступицах колес;

– свободный ход педалей управления сцеплением и рабочей тормозной  системы;

– усилие вращения рулевого колеса и  т. д.

Диагностическим оборудованием могут быть оснащены и другие посты, контролирующие качество технического обслуживания и ремонта  автомобиля, непосредственно предназначенные  для обслужи¬вания конкретного агрегата, механизма или системы автомобиля (на¬пример, стенд для проверки тормозной системы автомобилей).

Предремонтное диагностирование выполняется непосредствен¬но в ходе технического обслуживания с целью определения потреб¬ности в выполнении отдельных операций по ремонту.

Диагностирование  предусматривается:

– по параметрам рабочих процессов (например, по расходу топ¬лива, мощности двигателя, тормозному пути), измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;

– по параметрам сопутствующих процессов (например, посто¬ронним шумам, нагреву деталей и узлов, вибрациям), также измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным усло¬виям режимах;

– по структурным параметрам (например, зазорам, люфтам), измеряемым у неработающих механизмов.

При диагностировании с помощью контрольно–диагностических средств определяют диагностические  параметры, по которым судят о  структурных параметрах, отражающих техническое состояние ме¬ханизма и автомобиля в целом.

Диагностический параметр – это физическая величина, контро¬лируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая работоспособность автомобиля или его агрегатов и систем (напри¬мер, шум, вибрация, стук, снижение мощности двигателя, давление масла или воздуха).

Структурный параметр – это физическая величина, непосред¬ственно отражающая техническое состояние механизма (например, геометрическая форма и размеры, взаимное расположение поверхно¬стей деталей).

Существует  взаимосвязь структурных и диагностических  пара¬метров. Так как непосредственное измерение структурных парамет¬ров затруднено необходимостью разборки механизмов, возникает потребность в косвенной оценке структурных параметров через диаг¬ностические. Диагностирование позволяет своевременно выявить неисправности и предупредить возможные отказы, сокращая потери от простоев автомобиля при устранении непредвиденных поломок.

Диагностические и структурные параметры подразделяются по своим значениям.

Различают:

– номинальное значение параметра, которое  определяется кон¬струкцией и функциональным назначением механизма. Номи¬нальные значения обычно имеют новые механизмы или меха¬низмы, прошедшие капитальный ремонт;

– допускаемое значение параметра  – это такое граничное значе¬ние, при котором механизм может сохранять работоспособность до следующего планового ТО без каких–либо дополнительных воздействий;

– предельное значение параметра –  это наибольшая или наимень¬шая его величина, при которой еще обеспечивается работоспо¬собность механизма. Но при достижении предельного значе¬ния параметра механизма дальнейшая его эксплуатация либо недопустима, либо экономически нецелесообразна;

– упреждающее значение параметра  – это ужесточенное предель¬но допустимое его значение, при котором обеспечивается за¬данный уровень вероятности безотказной работы механизма на предстоящем межконтрольном пробеге автомобиля.

Средства  диагностирования подразделяются на:

– встроенные, которые являются составной частью автомобиля. Это датчики и приборы на панели приборов. Их используют для непрерывного или достаточно частого измерения парамет¬ров технического состояния автомобиля. Современные сред¬ства встроенного диагностирования на основе электронного блока управления (ЭБУ) позволяют водителю постоянно конт¬ролировать состояние тормозных систем, расход топлива, ток¬сичность отработавших газов, а также выбирать наиболее эко¬номичный режим работы автомобиля;

– внешние средства диагностирования не входят в конструкцию автомобиля. К ним относятся стационарные стенды; передвиж¬ные приборы и станции, укомплектованные необходимыми из¬мерительными устройствами.

Диагностические стенды с беговыми барабанами позволяют  ими¬тировать условия движения и нагрузки. Стенд оснащен тормозной установкой и расходомером топлива, что в конечном итоге позволяет проверить основные характеристики всех узлов и агрегатов авто¬мобиля, сравнить их с паспортными данными, произвести корректи¬ровку датчиков и приборов на панели приборов автомобиля, выявить неисправности.

Посты диагностики отдельных агрегатов  оснащаются специаль¬ными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их неисправностей. Так, пост для диагностирования работы двигателя комплектуется виброа¬кустической аппаратурой, стетоскопом и др., позволяющими по осо¬бенностям и уровню шумов и стуков определять техническое состоя¬ние кривошипно–шатунного и газораспределительного механизмов. С помощью стетоскопа определяют увеличение зазоров в латунных и коренных подшипниках коленчатого вала, между поршнем и цилин¬дром, клапанами и толкателями и т. д., устанавливают необходи¬мость выполнения регулировочных и ремонтных работ.

Информация о работе Основы технической эксплуатации автомобиля