Оглавление
Введение 3
Общие положения 4
Технические требования 5
Техническое освидетельствование 11
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Техническому
освидетельствованию должны подвергаться
все вновь установленные грузоподъемные
краны, а также краны, находящиеся
в работе, на которые распространяются
«Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов». Причем вновь
установленные краны подвергаются
техническому освидетельствованию
до пуска в эксплуатацию, а находящиеся
в работе — частичному не реже одного
раза в 12 месяцев и полному техническому
освидетельствованию не реже одного
раза в три года.
Техническое
освидетельствование грузоподъемных
машин, не регистрируемых в органах
Госгортехнадзора, производит лицо, осуществляющее
надзор за грузоподъемными машинами.
Разрешение
на работу грузоподъемных машин, не регистрируемых
в органах Госгортехнадзора, после
технического освидетельствования
дает лицо, осуществляющее надзор за грузоподъемными
машинами.
Общие положения
- Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений.
Технические требования
- Разработку нормативной документации на грузоподъемные машины должны осуществлять головные научно-исследовательские организации. Разработку проектов на изготовление грузоподъемной машины должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.
- Разработка проектов, технических условий и другой нормативной документации на изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, должна осуществляться с учетом требований Правил устройства электроустановок и нормативных документов Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы грузоподъемной машины в такой среде.
Возможность
работы грузоподъемной машины во взрывопожароопасной
среде (с указанием категории
среды) должна быть указана в паспорте,
а также в инструкции по эксплуатации.
- Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой не выше +40 °С и не ниже -40 °С, должны осуществляться в исполнении по ГОСТ 15150.
- За качество проекта, изготовления, монтажа, реконструкции, ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.
- Грузоподъемные машины, их узлы, механизмы, станции управления, системы защиты и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил. Соответствие должно быть подтверждено сертификатом органа по сертификации подъемных сооружений.
Паспорт,
инструкция и другая эксплуатационная
документация, поставляемая с грузоподъемной
машиной, должны быть переведены на русский
язык и соответствовать требованиям
настоящих Правил.
Возможные
отступления от Правил должны быть
согласованы поставщиком или
изготовителем с Госгортехнадзором
России до заключения контракта.
Согласование
отступлений, сертификат соответствия
или его заверенная копия должны
быть приложены к паспорту грузоподъемной
машины.
Права, обязанности
и ответственность участников сертификации,
а также условия ввоза импортируемой
продукции определяются в соответствии
с законом Российской Федерации
«О сертификации продукции и услуг».
- Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, а в случае их отсутствия должны быть установлены техническим заданием на проектирование или другим документом по ГОСТ 15.001.
- Железнодорожные и прицепные краны, краны-экскаваторы, башенные и портальные краны должны быть устойчивы в рабочем и нерабочем состоянии.
Расчет
устойчивости крана должен производиться
при действии испытательной нагрузки,
действии груза (грузовая устойчивость),
отсутствии груза (собственная устойчивость),
внезапном снятии нагрузки и монтаже
(демонтаже).
У кранов,
по условиям эксплуатации которых требуется
опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное
положение, должна быть обеспечена устойчивость
при таком положении стрелы.
Расчет
устойчивости грузоподъемных кранов должен
производиться в соответствии с
нормативной документацией головных
научно-исследовательских организаций,
согласованной с Госгортехнадзором
России.
- Уклон пути грузовых тележек у козловых и консольных кранов при наиболее неблагоприятном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003. Указанная норма уклона не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально закрытого типа или у которых тележка перемещается канатной тягой.
- Механизмы подъема груза и/или стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только двигателем.
- Механизмы грузоподъемных машин, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.
Применение
фрикционных и кулачковых муфт включения
в механизмах, предназначенных для подъема
людей, расплавленного металла или шлака,
ядовитых и взрывчатых веществ, а также
в механизмах с электроприводом не допускается,
за исключением:
а) механизма
передвижения или поворота, имеющего
несколько диапазонов скоростей
для переключения с одной скорости
на другую,
б) механизма
передвижения гусеничных кранов с общим
приводом двух гусениц для раздельного
управления ими.
В случаях,
указанных в пп. «а» и «б», тормоз
должен иметь неразмыкаемую кинематическую
связь с поворотной частью крана, гусеницами
или колесами.
- В узлах механизмов грузоподъемной машины, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые соединения.
- Болтовые, шпоночные и клиновые соединения грузоподъемных машин должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.
- У кранов, имеющих выдвижные стрелы и башни, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой конструкции.
- Подъемные механизмы ковочных кранов должны иметь амортизирующие устройства.
- Канатные и цепные тали и полиспасты грузоподъемной машины должны быть устроены так, чтобы было исключено самопроизвольное спадание каната (цепи) с тали, а также заклинивание каната (цепи) между блоком и осью (звездочкой и осью).
- При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.
- Тяговые колеса грузоподъемных машин с ручным приводом должны иметь направляющие для предотвращения спадания работающих на них цепей. Тяговая цепь должна быть такой длины, чтобы нижняя ее часть находилась на высоте около 500 мм от поверхности, на которой находится рабочий, управляющий машиной.
- Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных машин должны быть предохранены от коррозии.
В коробчатых
и трубчатых металлоконструкциях
кранов, работающих на открытом воздухе,
должны быть предусмотрены меры против
скопления в них влаги.
- К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, элементам металлоконструкций грузоподъемных машин, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели должны устраиваться галереи, площадки, лестницы. При отсутствии площадок и лестниц для обслуживания блоков и приборов безопасности на стреле должна быть предусмотрена возможность ее опускания.
- Электрическое оборудование грузоподъемных машин, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок.
Эксплуатация
электрического оборудования грузоподъемных
машин должна производиться в
соответствии с Правилами технической
эксплуатации электроустановок потребителей
и Правилами техники безопасности
при эксплуатации электроустановок
потребителей.
- Для кранов с гидравлическим приводом должны быть обеспечены автоматический останов и фиксация механизмов (поворота, грузовой и стреловой лебедок, подъема стрелы и выносных опор, выдвижения секций стрелы) при разрыве трубопроводов или падении давления в гидросистеме. Для кранов-манипуляторов автоматический останов механизмов должен обеспечиваться при обрыве гибких трубопроводов.
- Гидросистема кранов должна соответствовать требованиям ГОСТ Р50046 и обеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре и возможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкости из бака.
- Грузоподъемные краны должны быть оборудованы устройствами для учета наработки в моточасах. Такие устройства должны позволять определять остаточный ресурс крана в процессе его эксплуатации.
Техническое освидетельствование
- Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Грузоподъемные
машины, подлежащие регистрации в
органах Госгортехнадзора, должны подвергаться
техническому освидетельствованию
до их регистрации.
Техническое
освидетельствование должно проводиться
согласно инструкции по эксплуатации
грузоподъемной машины, составленной
с учетом стандарта. При отсутствии
в инструкции соответствующих указаний
освидетельствование кранов проводится
согласно настоящим Правилам.
- Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
а) частичному
- не реже одного раза в 12 мес.;
б) полному
- не реже одного раза в 3 года, за исключением
редко используемых машин (краны для обслуживания
машинных залов электрических и насосных
станций, компрессорных установок, а также
другие грузоподъемные машины, используемые
только при ремонте оборудования).
Редко используемые
грузоподъемные машины должны подвергаться
полному техническому освидетельствованию
не реже одного раза в 5 лет. Отнесение
кранов к категории редко используемых
производится владельцем по согласованию
с органом Госгортехнадзора.
- Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:
а) монтажа,
вызванного установкой грузоподъемной
машины на новом месте;
б) реконструкции
грузоподъемной машины;
в) ремонта
металлических конструкций грузоподъемной
машины с заменой расчетных элементов
или узлов;
г) установки
сменного стрелового оборудования или
замены стрелы;
д) капитального
ремонта или замены грузовой (стреловой)
лебедки;
е) замены
крюка или крюковой подвески (проводятся
только статические испытания);
ж) замены
несущих или вантовых канатов
кабельного типа кранов;
з) установки
портального крана на новом месте
работы.
- После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом, о чем должна быть сделана запись в паспорте крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
- Техническое освидетельствование грузоподъемной машины проводится владельцем.
Техническое
освидетельствование должно проводиться
инженерно-техническим работником
по надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин при участии
инженерно-технического работника, ответственного
за содержание кранов в исправном
состоянии.
На металлургических
и других производствах с непрерывным
технологическим процессом проведение
испытания после замены крюка (крюковой
подвески) или каната в ночное и
вечернее время может быть поручено
распоряжением по цеху сменному инженерно-техническому
персоналу.
- Грузоподъемные машины, которые выпускаются предприятием-изготовителем или специализированным ремонтным предприятием и перевозятся на место эксплуатации в собранном виде, должны пройти полное техническое освидетельствование у изготовителя или на ремонтном предприятии перед отправкой их владельцу. Дата освидетельствования и его результаты должны быть записаны в паспорт крана. До пуска в работу владелец должен провести частичное техническое освидетельствование этих кранов и его результаты занести в паспорт крана.
- Техническое освидетельствование имеет целью установить, что: