Параметры карьерных автодорог. Содержание и ремонт карьерных автодорог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Автодороги в карьерах разделяют:
- по характеру перевозимого груза – на производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные – для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);
- по условиям эксплуатации – на постоянные (стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 266.04 Кб (Скачать файл)

Содержание:  
1.                Параметры карьерных автодорог  
2.                Содержание и ремонт карьерных автодорог  
3.                Список использованной литературы и источников  
 
ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ  
Наибольшее распространение в мире по количеству карьеров и объему перевозок занимает автомобильный транспорт. Особенно широкое распространение автотранспорт получил в карьерах по добыче цветных и железных руд, горно-химического сырья, строительных материалов. Причем автомобильный транспорт используется и, как основной вид транспорта, и в комбинации с конвейерным и железнодорожным.  
В качестве основного вида автомобильный транспорт получил распространение: при строительстве карьеров, при разработке месторождений, имеющих включения пустых пород; при разработке месторождений малой и средней мощности; при сравнительно небольших расстояниях транспортирования (до 3-4 км); при разработке месторождения, расположенного вдали от магистральных дорог и мощных энергетических ресурсов.  
Схемы движения автотранспорта определяются горнотехническими условиями разработки месторождения и направлением транспортирования полезных ископаемых и вскрышных пород. Связь рабочих горизонтов с поверхностью может осуществляться прямыми, спиральными, петлевыми съездами и их комбинацией.  
При разработке месторождений с горизонтальным и слабонаклонным залеганием полезного ископаемого при небольшой глубине, а также на нагорных карьерах применяются прямые съезды. В глубоких карьерах с ограниченными размерами в плане получили распространение спиральные съезды. При значительной глубине и при разработке месторождений на склоне горы, когда достигнуть заданных отметок прямым съездом не удается, используются петлевые съезды. В большинстве карьеров распространение получили комбинированные съезды, причем чаще комбинация спиральных и петлевых.  
Автодороги в карьерах разделяют:  
- по характеру перевозимого груза – на производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные – для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);  
- по условиям эксплуатации – на постоянные (стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.  
Главным признаком, характеризующим конструкцию и параметры автодороги является грузонапряженность (количество груза с учетом всех видов перевозки в тоннах, переводимое по данному участку дороги в единицу времени), в зависимости от которой дороги подразделяются на три категории: 

Грузонапряженность (млн.т брутто в год) при использовании автосамосвалов грузоподъемностью 

Категория дороги 

до 75 т 

более 75 т 

свыше 15 

свыше 25 

5 + 15 

8 + 25 

II 

до 5 

до 8 

III 


Основные параметры и конструкция дорог разных категорий должна соответствовать требованиям действующих СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт».  
Примерное распределение карьерных автодорог по категориям и средней скорости движения приведено в таблице: 

Характеристики и назначение дороги 

Время существования 

Средняя скорость движения км/ч 

Категория дороги 

Постоянные дороги 

Главные дороги, связывающие карьер с обогатительной фабрикой, складом, перегрузочным пунктом и т.д. 

Срок разработки месторождения 

до 50-60 

Главные съезды и заезды в карьер 

То же, но с изменением длины по мере разработки 

до 20-25 

Магистральные от главных съездов в карьер до отвалов 

Срок существования отвала (8-10 лет) 

до 30-40 

Заезды на отвалы 

То же 

до 15-20 

II 

Дороги на поверхности отвала, связывающие ряд участков 

Срок отработки группы горизонтов (3-5 лет) 

до 20-25 

II 

Временные дороги 

Проезды по уступам и заезды к экскаваторам 

Срок эксплуатации горизонта (1-2 года) 

до 10-15 

III 

Проезды на отвалах и дорогах на отсыпаемых участках 

Срок эксплуатации отсыпаемого участка 

до 10-15 

III 


Автомобильные дороги состоят из земляного полотна с искусственными сооружениями, проезжей части и обочин. Устойчивость земляного полотна достигается укладкой его из прочных грунтов и устройствами для отвода поверхностных и грунтовых вод.  
Ширина земляного полотна складывается из ширины проезжей части и ее двух обочин. Ширина проезжей части карьерных автомобильных дорог определяется в зависимости от скорости движения, габаритов автомобилей и схемы движения.  
В карьерах могут быть следующие схемы движения: встречное по одной полосе автодороги, встречное по двум полосам и кольцевое.  
При двухполосном движении ширина проезжей части Ш постоянных автодорог определяется по формуле:  
Ш = 2 ЕКν + ∆Ш  
где Е – ширина автомобиля, м;  
Кν – коэффициент, учитывающий суммарную скорость встречных автомобилей  
(при V = 20-30 км/ч, Кν = 1,6 – 1,9);  
∆Ш – величина, учитывающая габариты автомобиля.  
Для достижения высоких технико-экономических показателей работы карьерных самосвалов рекомендуются следующие значения ширины дороги (Ш, м) для встречного двухполосного движения: 

Грузоподъемность автосамосвала, т 

Ширина автодороги, м 

Минимальная ширина, м 

цементно-бетонное покрытие 

щебеночное  
покрытие 

грунтовое  
покрытие 

27-30 

10,5-14,00 

10,2-13,8 

10,0-13,3 

9,5 

40-42 

11,4-15,3 

11,1-15,1 

10,8-15,0 

10,0 

75 

14,4-20,2 

14,4-20,1 

14,0-19,4 

14,0 

110-120 

18,3-24,5 

18,0-24,2 

17,3-24,0 

15,5 

170-180 

22,8-30,1 

22,5-29,7 

21,9-29,4 

18,5 


Рекомендуемая ширина проезжей части представлена ее граничными значениями. Минимальная ширина определяется условиями безопасности движения, максимальная – требованиями наиболее полного использования тяговых качеств автосамосвалов.  
При однополосном движении ширина полотна – БелАЗ-7540 – 5,5-6,0 м; БелАЗ-7548 – 5,8-6,6 м; БелАЗ-549 – 8-9,8 м; БелАЗ-7519 – 8,3-10,6 м; БелАЗ-7521 – 10,4-12,8 м.  
На криволинейных участках трассы проезжая часть выполняется с уширением (ш, м), размер которого определяется выражением:  
ш = l2R-1 + 0,1VR-0,5  
где V – скорость движения км/ч;  
R – радиус кривой по оси дороги, м;  
l – колесная база автомобиля, м.  
Уширение производится постепенным (по длине не менее 20 м) уменьшением ширины обочины (при этом ширина обочины должна оставаться не менее 1 м).  
Продольные уклоны главных откаточных дорог устраиваются с подъемом в грузовом направлении до 80‰, реже до 100‰, а в порожняковом направлении до 120‰, реже до 150‰.  
Для обеспечения благоприятного режима движения самосвалов в тех случаях, когда это технически допустимо, длину участков с большими подъемами следует ограничивать: 

Величина уклона, ‰ 

60 

80 

100 

Максимальная длина подъема, м 

300 

160 

100 


При криволинейных траншеях и радиусах менее 200 м необходимо производить смягчение продольного уклона на величину ∆I (‰).  
Величина поперечного уклона автодороги зависит от типа дорожного покрытия, ширины, водопроницаемости, скорости движения и составляет 20-40‰. Дороги на уступах выполняются с поперечным уклоном в 20‰ в сторону вышележащего уступа. Величина продольного уклона временных дорог принимается в пределах 60-80‰.  
Величина радиуса горизонтальных кривых автодорог в значительной степени влияет на скорость движения и устойчивость автомобиля при движении. Минимальные радиусы кривых автодорог (м) для автосамосвалов различной грузоподъемности приведены в таблице: 

Дорожные условия 

Грузоподъемность автосамосвала, т 

10-20 

25-30 

40-45 

70-80 

110-120 

170-180 

Постоянные дороги в карьере 

30 

50-60 

50-60 

50-60 

50-60 

50-60 

Серпантинные и круговые кривые 

15-20 

20-30 

30-35 

35-40 

35-40 

40-45 

Временные автодороги в карьере 

10-12 

12-15 

12-15 

15-20 

17-20 

20-25 

Петлевые заезды под погрузку 

7-10 

10-11 

12-13 

12-14 

14-15 

18-20 


 

Поверхность проезжей части выполняют двух- и односкатной. Двухскатные дороги устраивают на прямолинейных участках капитальных траншей и на поверхности. На закруглениях принимают односкатный профиль с уклоном к центру кривой, что увеличивает устойчивость автомобиля против бокового опрокидывания и скольжения под действием центробежной силы. Уклон виража зависит от радиуса поворота.  
Проезжая часть дороги покрывается дорожной одеждой. Дорожная одежда выполняется в один или несколько конструктивных слоев. Многослойная дорожная одежда устраивается, как правило, на постоянных дорогах и имеет следующие основные конструктивные слои:  
Покрытие – верхний слой дорожной одежды, который в свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия.  
Основание – несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.  
Дополнительный слой основания – нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозо-защитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев.  
Слои одежды располагаются по принципу снижения их прочности в соответствии с уменьшением напряжений по глубине.  
Основные типы дорожных покрытий или дорог разных категорий: 

Категория дорог 

Типы покрытий 

Материалы покрытий 

Усовершенствованные 

А. капитальные  
Б. облегченные 

Цементобетонные (монолитные и сборные), асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии, из прочных щебеночных материалов, обработанных вяжущими битумами.  
Из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими, вяжущими веществами, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного вяжущими битумами 

II 

Переходные 

Щебеночные из каменных материалов и шлака, грунтов и местных слабых минералов, обработанных жидкими, вяжущими органическими веществами, мостовые из булыжного и колотого камня 

III 

Низшие 

Грунтовые, укрепленные различными местными материалами 


Материалами для основания служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими веществами, а для дополнительного слоя – крупнозернистый песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.  
На временных забойных и отвальных дорогах устраивается обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с подсыпкой щебеночного или гравийного материала. Для скользящих съездов соединительных и хозяйственных дорог устраивается однослойное покрытие из гравия или взорванной скальной вскрыши слоем в несколько десятков сантиметров, которое разравнивается бульдозерами и автогрейдерами и укатывается движущими автомобилями. Из капитальных покрытий распространение нашли железобетонные и цементообразные покрытия, которые обладают высокой износостойкостью и удовлетворительными характеристиками по сцеплению. Толщина таких покрытий принимается в зависимости от осевой нагрузки: 100-120 кН (машины типа КрАЗ) – 22 см; до 340 кН (БелАЗ-7522, БелАЗ-75401, БелАЗ-7526) – 29-39 см; до 480 кН (БелАЗ-7548, БелАЗ-7523, БелАЗ-7527) – 40-45 см; до 760 кН (БелАЗ-7509) – 48-58 см.  
Нижний слой таких дорог делают из песка, ракушечника, щебня, металлургического шлака, песчанно-гравийной массы, а также из породы, обработанной битумом или цементоми. Толщина подстилающего слоя должна быть не менее 15 см.  
Для уменьшения температурных напряжений цементобетонные покрытия устраивают из отдельных плит (длиной 6-9 м), разделенных между собой швами сжатия (с упругими прокладками) и расширения, заливаемые битумными мастиками. Получили распространение в карьерах и монолитные цементобетонные покрытия.  
Для автосамосвалов грузоподъемностью 110-180 т с высокими нагрузками на ось целесообразно устройство покрытий нового типа – цементобетонных из струно-бетона. При этом толщина их составляет для машин грузоподъемностью 110-180 т – 60-70 см.  
Асфальтобетонные покрытия из-за быстрого износа удовлетворительно работают при движении автомобилей грузоподъемностью менее 25 т.  
Получили распространение в карьерах одно- и двухслойные покрытия из каменных материалов: щебеночные, грунтощебеночные и гравийные, обработанные черными вяжущими веществами. В двухслойной одежде верхний слой устанавливается из: дробленого щебня, гравия хорошего качества, отходов обогащения. Толщина таких одежд при эксплуатации автомобилей грузоподъемностью 110-180 т превышает 1 м.  
Исследования позволяют рекомендовать конструкции дорожных покрытий для самосвалов грузоподъемностью 27-180 т: 

Информация о работе Параметры карьерных автодорог. Содержание и ремонт карьерных автодорог