Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:19, контрольная работа
Автодороги в карьерах разделяют:
- по характеру перевозимого груза – на производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные – для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);
- по условиям эксплуатации – на постоянные (стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.
Содержание:
1. Параметры карьерных автодорог
2. Содержание и ремонт карьерных
автодорог
3. Список использованной литературы
и источников
ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Наибольшее распространение
в мире по количеству карьеров и объему
перевозок занимает автомобильный транспорт.
Особенно широкое распространение автотранспорт
получил в карьерах по добыче цветных
и железных руд, горно-химического сырья,
строительных материалов. Причем автомобильный
транспорт используется и, как основной
вид транспорта, и в комбинации с конвейерным
и железнодорожным.
В качестве основного вида автомобильный
транспорт получил распространение: при
строительстве карьеров, при разработке
месторождений, имеющих включения пустых
пород; при разработке месторождений малой
и средней мощности; при сравнительно
небольших расстояниях транспортирования
(до 3-4 км); при разработке месторождения,
расположенного вдали от магистральных
дорог и мощных энергетических ресурсов.
Схемы движения автотранспорта
определяются горнотехническими условиями
разработки месторождения и направлением
транспортирования полезных ископаемых
и вскрышных пород. Связь рабочих горизонтов
с поверхностью может осуществляться
прямыми, спиральными, петлевыми съездами
и их комбинацией.
При разработке месторождений
с горизонтальным и слабонаклонным залеганием
полезного ископаемого при небольшой
глубине, а также на нагорных карьерах
применяются прямые съезды. В глубоких
карьерах с ограниченными размерами в
плане получили распространение спиральные
съезды. При значительной глубине и при
разработке месторождений на склоне горы,
когда достигнуть заданных отметок прямым
съездом не удается, используются петлевые
съезды. В большинстве карьеров распространение
получили комбинированные съезды, причем
чаще комбинация спиральных и петлевых.
Автодороги в карьерах разделяют:
- по характеру перевозимого
груза – на производственные (технологические,
служащие для транспортирования полезного
ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши
в отвалы) и служебные (хозяйственные –
для перевозки хозяйственных и вспомогательных
грузов и оборудования);
- по условиям эксплуатации
– на постоянные (стационарные), рассчитанные
на длительный срок эксплуатации, и временные
со сроком службы до трех лет, перемещаемые
вслед за продвижением фронта работ.
Главным признаком, характеризующим
конструкцию и параметры автодороги является
грузонапряженность (количество груза
с учетом всех видов перевозки в тоннах,
переводимое по данному участку дороги
в единицу времени), в зависимости от которой
дороги подразделяются на три категории:
Грузонапряженность (млн.т брутто в год) при использовании автосамосвалов грузоподъемностью |
Категория дороги | |
до 75 т |
более 75 т | |
свыше 15 |
свыше 25 |
I |
5 + 15 |
8 + 25 |
II |
до 5 |
до 8 |
III |
Основные параметры и конструкция
дорог разных категорий должна соответствовать
требованиям действующих СНиП 2.05.07-91 «Промышленный
транспорт».
Примерное распределение карьерных
автодорог по категориям и средней скорости
движения приведено в таблице:
Характеристики и назначение дороги |
Время существования |
Средняя скорость движения км/ч |
Категория дороги |
Постоянные дороги | |||
Главные дороги, связывающие карьер с обогатительной фабрикой, складом, перегрузочным пунктом и т.д. |
Срок разработки месторождения |
до 50-60 |
I |
Главные съезды и заезды в карьер |
То же, но с изменением длины по мере разработки |
до 20-25 |
I |
Магистральные от главных съездов в карьер до отвалов |
Срок существования отвала (8-10 лет) |
до 30-40 |
I |
Заезды на отвалы |
То же |
до 15-20 |
II |
Дороги на поверхности отвала, связывающие ряд участков |
Срок отработки группы горизонтов (3-5 лет) |
до 20-25 |
II |
Временные дороги | |||
Проезды по уступам и заезды к экскаваторам |
Срок эксплуатации горизонта (1-2 года) |
до 10-15 |
III |
Проезды на отвалах и дорогах на отсыпаемых участках |
Срок эксплуатации отсыпаемого участка |
до 10-15 |
III |
Автомобильные дороги состоят
из земляного полотна с искусственными
сооружениями, проезжей части и обочин.
Устойчивость земляного полотна достигается
укладкой его из прочных грунтов и устройствами
для отвода поверхностных и грунтовых
вод.
Ширина земляного полотна складывается
из ширины проезжей части и ее двух обочин.
Ширина проезжей части карьерных автомобильных
дорог определяется в зависимости от скорости
движения, габаритов автомобилей и схемы
движения.
В карьерах могут быть следующие
схемы движения: встречное по одной полосе
автодороги, встречное по двум полосам
и кольцевое.
При двухполосном движении
ширина проезжей части Ш постоянных автодорог
определяется по формуле:
Ш = 2 ЕКν + ∆Ш
где Е – ширина автомобиля,
м;
Кν – коэффициент, учитывающий
суммарную скорость встречных автомобилей
(при V = 20-30 км/ч, Кν = 1,6 – 1,9);
∆Ш – величина, учитывающая
габариты автомобиля.
Для достижения высоких технико-экономических
показателей работы карьерных самосвалов
рекомендуются следующие значения ширины
дороги (Ш, м) для встречного двухполосного
движения:
Грузоподъемность автосамосвала, т |
Ширина автодороги, м |
Минимальная ширина, м | ||
цементно-бетонное покрытие |
щебеночное |
грунтовое | ||
27-30 |
10,5-14,00 |
10,2-13,8 |
10,0-13,3 |
9,5 |
40-42 |
11,4-15,3 |
11,1-15,1 |
10,8-15,0 |
10,0 |
75 |
14,4-20,2 |
14,4-20,1 |
14,0-19,4 |
14,0 |
110-120 |
18,3-24,5 |
18,0-24,2 |
17,3-24,0 |
15,5 |
170-180 |
22,8-30,1 |
22,5-29,7 |
21,9-29,4 |
18,5 |
Рекомендуемая ширина проезжей
части представлена ее граничными значениями.
Минимальная ширина определяется условиями
безопасности движения, максимальная
– требованиями наиболее полного использования
тяговых качеств автосамосвалов.
При однополосном движении
ширина полотна – БелАЗ-7540 – 5,5-6,0 м; БелАЗ-7548
– 5,8-6,6 м; БелАЗ-549 – 8-9,8 м; БелАЗ-7519 – 8,3-10,6
м; БелАЗ-7521 – 10,4-12,8 м.
На криволинейных участках
трассы проезжая часть выполняется с уширением
(ш, м), размер которого определяется выражением:
ш = l2R-1 + 0,1VR-0,5
где V – скорость движения км/ч;
R – радиус кривой по оси дороги,
м;
l – колесная база автомобиля,
м.
Уширение производится постепенным
(по длине не менее 20 м) уменьшением ширины
обочины (при этом ширина обочины должна
оставаться не менее 1 м).
Продольные уклоны главных
откаточных дорог устраиваются с подъемом
в грузовом направлении до 80‰, реже до
100‰, а в порожняковом направлении до 120‰,
реже до 150‰.
Для обеспечения благоприятного
режима движения самосвалов в тех случаях,
когда это технически допустимо, длину
участков с большими подъемами следует
ограничивать:
Величина уклона, ‰ |
60 |
80 |
100 |
Максимальная длина подъема, м |
300 |
160 |
100 |
При криволинейных траншеях
и радиусах менее 200 м необходимо производить
смягчение продольного уклона на величину
∆I (‰).
Величина поперечного уклона
автодороги зависит от типа дорожного
покрытия, ширины, водопроницаемости,
скорости движения и составляет 20-40‰.
Дороги на уступах выполняются с поперечным
уклоном в 20‰ в сторону вышележащего уступа.
Величина продольного уклона временных
дорог принимается в пределах 60-80‰.
Величина радиуса горизонтальных
кривых автодорог в значительной степени
влияет на скорость движения и устойчивость
автомобиля при движении. Минимальные
радиусы кривых автодорог (м) для автосамосвалов
различной грузоподъемности приведены
в таблице:
Дорожные условия |
Грузоподъемность автосамосвала, т | |||||
10-20 |
25-30 |
40-45 |
70-80 |
110-120 |
170-180 | |
Постоянные дороги в карьере |
30 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
Серпантинные и круговые кривые |
15-20 |
20-30 |
30-35 |
35-40 |
35-40 |
40-45 |
Временные автодороги в карьере |
10-12 |
12-15 |
12-15 |
15-20 |
17-20 |
20-25 |
Петлевые заезды под погрузку |
7-10 |
10-11 |
12-13 |
12-14 |
14-15 |
18-20 |
Поверхность проезжей части
выполняют двух- и односкатной. Двухскатные
дороги устраивают на прямолинейных участках
капитальных траншей и на поверхности.
На закруглениях принимают односкатный
профиль с уклоном к центру кривой, что
увеличивает устойчивость автомобиля
против бокового опрокидывания и скольжения
под действием центробежной силы. Уклон
виража зависит от радиуса поворота.
Проезжая часть дороги покрывается
дорожной одеждой. Дорожная одежда выполняется
в один или несколько конструктивных слоев.
Многослойная дорожная одежда устраивается,
как правило, на постоянных дорогах и имеет
следующие основные конструктивные слои:
Покрытие – верхний слой дорожной
одежды, который в свою очередь состоит
из слоя износа, периодически возобновляемого
по мере его истирания, и основного слоя,
определяющего эксплуатационные свойства
покрытия.
Основание – несущая часть
дорожной одежды, обеспечивающая совместно
с покрытием передачу нагрузок на подстилающий
слой или непосредственно на грунт земляного
полотна.
Дополнительный слой основания
– нижний конструктивный слой дорожной
одежды, выполняющий наряду с передачей
нагрузок на земляное полотно также функции
морозо-защитного, дренирующего, выравнивающего
и других слоев.
Слои одежды располагаются
по принципу снижения их прочности в соответствии
с уменьшением напряжений по глубине.
Основные типы дорожных покрытий
или дорог разных категорий:
Категория дорог |
Типы покрытий |
Материалы покрытий |
I |
Усовершенствованные | |
А. капитальные |
Цементобетонные (монолитные
и сборные), асфальтобетонные, укладываемые
в горячем и теплом состоянии, из прочных
щебеночных материалов, обработанных
вяжущими битумами. | |
II |
Переходные |
Щебеночные из каменных материалов и шлака, грунтов и местных слабых минералов, обработанных жидкими, вяжущими органическими веществами, мостовые из булыжного и колотого камня |
III |
Низшие |
Грунтовые, укрепленные различными местными материалами |
Материалами для основания
служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт,
обработанный вяжущими веществами, а для
дополнительного слоя – крупнозернистый
песок, гравелистые грунты, раздробленная
горная порода и другие местные материалы.
На временных забойных и отвальных
дорогах устраивается обычно однослойная
дорожная одежда из выровненной горной
массы с подсыпкой щебеночного или гравийного
материала. Для скользящих съездов соединительных
и хозяйственных дорог устраивается однослойное
покрытие из гравия или взорванной скальной
вскрыши слоем в несколько десятков сантиметров,
которое разравнивается бульдозерами
и автогрейдерами и укатывается движущими
автомобилями. Из капитальных покрытий
распространение нашли железобетонные
и цементообразные покрытия, которые обладают
высокой износостойкостью и удовлетворительными
характеристиками по сцеплению. Толщина
таких покрытий принимается в зависимости
от осевой нагрузки: 100-120 кН (машины типа
КрАЗ) – 22 см; до 340 кН (БелАЗ-7522, БелАЗ-75401,
БелАЗ-7526) – 29-39 см; до 480 кН (БелАЗ-7548, БелАЗ-7523,
БелАЗ-7527) – 40-45 см; до 760 кН (БелАЗ-7509) –
48-58 см.
Нижний слой таких дорог делают
из песка, ракушечника, щебня, металлургического
шлака, песчанно-гравийной массы, а также
из породы, обработанной битумом или цементоми.
Толщина подстилающего слоя должна быть
не менее 15 см.
Для уменьшения температурных
напряжений цементобетонные покрытия
устраивают из отдельных плит (длиной
6-9 м), разделенных между собой швами сжатия
(с упругими прокладками) и расширения,
заливаемые битумными мастиками. Получили
распространение в карьерах и монолитные
цементобетонные покрытия.
Для автосамосвалов грузоподъемностью
110-180 т с высокими нагрузками на ось целесообразно
устройство покрытий нового типа – цементобетонных
из струно-бетона. При этом толщина их
составляет для машин грузоподъемностью
110-180 т – 60-70 см.
Асфальтобетонные покрытия
из-за быстрого износа удовлетворительно
работают при движении автомобилей грузоподъемностью
менее 25 т.
Получили распространение в
карьерах одно- и двухслойные покрытия
из каменных материалов: щебеночные, грунтощебеночные
и гравийные, обработанные черными вяжущими
веществами. В двухслойной одежде верхний
слой устанавливается из: дробленого щебня,
гравия хорошего качества, отходов обогащения.
Толщина таких одежд при эксплуатации
автомобилей грузоподъемностью 110-180 т
превышает 1 м.
Исследования позволяют рекомендовать
конструкции дорожных покрытий для самосвалов
грузоподъемностью 27-180 т:
Информация о работе Параметры карьерных автодорог. Содержание и ремонт карьерных автодорог