Подъемно-осмотровое оборудование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:08, реферат

Описание работы

Одним из эффективных средств, позволяющих повысить производительность труда АТП, является использование подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования, так как известно, что при выполнении полного объема работ по техническому обслуживанию автомобилей средней грузоподъемности получается следующее распределение по видам работ: снизу - 40...45, сверху - 40...45 и 10...20 % - работы, выполняемые сбоку.

Файлы: 1 файл

подъемно-осмотровое оборудование.docx

— 517.67 Кб (Скачать файл)

ПОДЪЕМНО-ОСМОТРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

                                                   Классификация                                               [1]

Одним из эффективных средств, позволяющих повысить производительность труда АТП, является использование  подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного  оборудования, так как известно, что при выполнении полного объема работ по техническому обслуживанию автомобилей средней грузоподъемности получается следующее распределение  по видам работ: снизу - 40...45, сверху - 40...45 и 10...20 % - работы, выполняемые сбоку.

Следовательно, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту 
автомобиля необходимо иметь оборудование, обеспечивающее его обслуживание со всех сторон и способствующее при этом повышению производительности и качеству труда ремонтных рабочих.

По данным НИИАТа, применение современного высокопроизводительного подъемного оборудования позволяет повысить производительность труда ремонтных рабочих при ТО и ТР примерно на 25 %.

Рассматриваемую группу технологического оборудования подразделяют (рис. 1.) по функциональному назначению на две  группы: подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное.

К подъемно-осмотровому относится  оборудование, обеспечивающее удобный  доступ к агрегатам, механизмам и  деталям, расположенным снизу и  сбоку автомобиля. При этом работы, выполняемые с использованием данного  оборудования снизу, могут производиться  с полным или частичным вывешиванием автомобиля. Подъемно-осмотровое оборудование включает осмотровые канавы, эстакады, подъемники, опрокидыватели, домкраты.

К подъемно-транспортному  относится оборудование для подъема  и перемещения автомобиля или  его агрегатов и узлов по зонам  и участкам АТП, которое применяется в случае, когда движение автомобиля своим ходом исключается или не рационально.

К подъемно-транспортному  оборудованию относятся: грузовые тележки, крановые балки, тельферы, ручные тали, передвижные краны, консольные краны, конвейеры, погрузчики.

 

                                                Осмотровые канавы.                                              [1]

В автотранспортных предприятиях страны широкое распространение 
получили осмотровые канавы в качестве средств обеспечения технического 
обслуживания и текущего ремонта. В самом начале автомобилизации нашей страны ввиду отсутствия подъемников альтернативы им не существовало. Однако и в последующие годы, когда подъемники нашли широкое применение как за рубежом, так и у нас в стране, в наших автотранспортных предприятиях всё еще предпочитали строить осмотровые канавы и по настоящее время они занимают преимущественное место.

Объясняется это, с одной  стороны, субъективными причинами: сложившимися традициями и привычками, низкой технической культурой исполнительского персонала и руководства автохозяйств, а с другой стороны наличием объективных причин: недостаточное количество выпускаемых (отечественной промышленностью подъемников, наличием у них конструктивных недостатков, практическим отсутствием необходимой оснастки для постов, оборудованных подъемниками напольного типа, а также ввиду некоторых определенных преимуществ осмотровых канав.

По способу заезда автомобиля на канаву различают канавы тупиковые  и прямоугольные (проездные) (рис. 2). По ширине канавы бывают узкие и широкие.

По устройству канавы подразделяются на межколейные и боковые, с коленными мостами, с дополнительной эстакадой, траншейные и изолированные. Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля, но не превышать ее больше, чем на 0,5...0,8 м.

Глубина должна учитывать  дорожный просвет автомобиля и составлять для легковых автомобилей - 1,4 м, а для грузовых автомобилей и автобусов - 1,2... 1,3 м.

Ширина межколейных канав  обычно не более 0,9... 1,1 м.

Узкие межколейные канавы обладают наибольшей универсальностью, то есть могут быть использованы для  обслуживания и ремонта всех типов  автомобилей. Они наиболее просты по устройству, но наименее удобны для  работы. Их используют в небольших  автохозяйствах.

Узкие межколейные траншейные канавы оборудуются траншеей, которая  для удобства сообщения канав  с помещением и между собой  соединяет несколько параллельно расположенных канав. При этом у тупиковых канав траншею делают открытой, а у проездных перекрывают сверху, что обеспечивает сквозной проезд автомобилей. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при наличии в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи - 1,2... 1,6 м, закрытой не менее 1,8 м от пола до низа выступающих частей покрытия траншеи.

Открытая траншея должна быть ограждена перилами высотой  не менее) 0,9 м. Для входа и выхода из траншеи делают не менее одной лестницы на каждые пять канав.

Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм, или металлической — толщиной 20...25 мм, высотой не более 150 мм, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (колесоотбоем) для выравнивания колес автомобиля при заезде на канаву. Для фиксации продольного перемещения автомобиля и предотвращения въезда автомобиля в соединительную траншею в конце тупиковых канав делают упор под передние колеса (въезд на тупиковую канаву разрешен только передним ходом).

Широкая канава с колейным мостиком имеет ширину, превышающую  ширину автомобиля, оборудуется двумя  металлическими узкими мостиками, расстояние между осями которых равно  колее автомобиля. Длина канавы делается на 1…1,2 м длиннее обслуживаемого автомобиля, ширина- 1,4...3 м. Для работы сбоку предусматриваются съемные  трапы. Такие канавы позволяют обслуживать  только автомобили, имеющие примерно равную ширину колеи.

Широкие канавы с вывешиванием колес имеют ширину, превосходящую  габаритную ширину автомобиля. Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек, катящихся по рельсовому пути, проложенному по середине канавы. Для работы сбоку  предусматриваются съемные трапы, перекрывающие пространство между  рельсами и продольными стенками канавы. Эти канавы не получили  широкого распространения из-за сложности  заезда на канаву. В нишах стен канав (узких, широких) устанавливают низковольтные (до 42 В) светильники. В нишах сухих, облицованных плиткой канав допускается  установка люминесцентных светильников с напряжением 220 В. При этом достигается  заметная экономия электроэнергии.

Канавы должны вентилироваться  и обогреваться притоком теплого 
воздуха, имеющего температуру 16-25 °С, подаваемого в количестве не 
менее 200 м3/ч на каждый метр длины канавы (при скорости 2 — 2,5 м/с) и 
направленного под углом 45° к плоскости пола.

Для удаления отработавших газов канавы должны иметь специальные вытяжные устройства.

В зависимости от назначения канавы оборудуются подъемными приспособлениями (канавными подъемниками), передвижными воронками для слива отработавшего масла и приспособлениями для заправки маслом, смазками, водой и воздухом.

Как уже отмечалось выше, использование канав объясняется  некоторыми их существенными преимуществами в сравнении с напольными подъемниками:

-  осмотровые канавы универсальны; на них можно обслуживать практически любые марки автомобилей;

- осмотровые канавы обеспечивают более широкий фронт работ при 
обслуживании одного автомобиля, так как операции можно выполнять одновременно сверху, сбоку и снизу, чего нельзя организовать на обычных 
подъемниках без балконов;

- канавы не требуют дополнительных расходов на электроэнергию (кроме освещения и подачи сжатого воздуха для силовых установок);

- осмотровые канавы практически не требуют обслуживания и ремонта, или эти затраты не велики, тогда как подъемники нуждаются в постоянном техническом обслуживании и ремонте с соответствующими затратами 
времени, материалов и средств;

- канавы не требуют высоких потолков зданий, как это необходимо при 
работе на напольных подъемниках, поднимающих автомобиль на высоту, 
1600...1800 мм;

- осмотровые канавы не лимитированы грузоподъемностью; в случае 
необходимости, на них могут обслуживаться автомобили с грузом. Не требуются затраты времени на поднимание и опускание автомобиля. Удобство расположения емкостей для централизованной подачи масел 
и смазок, а также инструмента и запасных частей в специализированных 
нишах.

И все же массовое использование  осмотровых канав нельзя считать  оправданным, так как это не соответствует современным требованиям по условиям труда обслуживающего персонала и является тормозом для внедрения на АТП современных технологий проведения технического обслуживания и текущего ремонта.

Основные недостатки осмотровых канав заключаются в следующем:

- осмотровые канавы не обеспечивают в полной мере свободный дос- 
туп ко всем узлам и агрегатам автомобиля, так как ограничивают свободу 
действий рабочих;

- рабочие вынуждены многократно за смену спускаться в канаву и 
подниматься из нее за инструментом, деталями и материалом, что занимает 
значительное время, отрицательно влияет на работоспособность рабочих и, 
в конечном итоге, снижает производительность труда; фиксированная глубина канавы и ограниченная ее ширина, недостаточная освещенность и вентиляция, скопление пыли, грязи, масел, обтирочных материалов - все это ухудшает условия труда рабочих и также снижает производительность труда, не отвечает санитарно-гигиеническим нормам, и является одной из причин травматизма; кроме того, при отсутствии на канаве автомобилей не исключается также падение в нее человека. Осмотровые канавы могут быть применены только на первых этажах зданий, не имеющих подвалов;

- на   канавах   усложняется,   в   случае   необходимости,   изменение 
технологического маршрута ТО и ТР;

- поддержание канав в постоянной чистоте затруднительно и требует 
дополнительного вспомогательного персонала; требуется также поддержание в исправном состоянии лестниц, ограждений траншей и вентиляции канав.

 

                                                     Эстакады                                                      [2]

Эстакады представляют собой  колейный мост, расположенный выше уровня пола на 0,.7...1,4 м, с рампами  для въезда и съезда автомобиля,  имеющими уклон 20.. .25°.

Эстакады могут быть тупиковые  и прямоточные, стационарные и передвижные (разборные), железобетонные и металлические.

Из-за большой площади, занимаемой эстакадами, их применяют главным образом в полевых условиях, при обустройстве автомобильных дорог на площадках отдыха и придорожных АЗС или на дворовой территории АТП. Эстакады широко используют в гаражах автолюбители. Для уменьшения площади, занимаемой эстакадой, ее высоты применяют полуэстакады, отличающиеся от эстакад заглублением пола внутри колейного моста, что соответственно понижает высоту конструкции и длину въездных (съездных) рамп.

 

                                                    Подъемники                                                   [3]

Назначение и классификация  подъемников

Подъемники служат для  полного или частичного подъема  автомобиля над уровнем пола или  над канавой на требуемую для  удобства обслуживания или ремонта высоту. В настоящее время они находят все больше применение как в АТП, так и на СТО А. К сожалению, наша промышленность не может пока что удовлетворить потребности автопредприятий в подъемниках как по количеству, так и по типажу и качеству.

Существует большое количество самых разнообразных конструкций  подъемников, которые могут быть классифицированы по пяти характерным  признакам (рис. 3):

1.   По принципу действия: с подъемом автомобиля на стоянках, с подъемом автомобиля на платформе (или трапах) параллелограммного типа;

2. По технологическому  расположению: напольные, наканавные (на 
ребордах канавы), канавные (на стенке канавы или на дне канавы);

3. По типу привода рабочих  органов: электрогидравлические,  электромеханические, электропневматические,  пневмогидравлические и ручные, т.е.с приводом за счет мускульной силы рабочего (гидравлические и механические);

4. По степени подвижности: стационарные, передвижные;

5. По количеству стоек (плунжеров):  одностоечные, 2-х стоечные, 
3-х стоечные, 4-х стоечные и многостоечные.

 

Характеристика и анализ конструкций подъемников

Наибольшее применение получили электрогидравлические и электромеханические подъемники, характерные конструктивные схемы которых представлены на рис. 4.

Подавляющее большинство  выпускаемых подъемников - стационарные. Предназначены они для постоянных постов ТО и ТР на АТП различных  типа и мощности. В сравнении с  передвижными стационарные подъемники обладают тем преимуществом, что обеспечивают большую устойчивость поднятою автомобиля и тем самым повышают безопасность и удобство выполнения работ. Тем не менее передвижные подъемники также находят применение. Они не требуют выполнения монтажно-установочных работ и устройства фундамента, позволяют использовать их на любой ровной площадке, в том числе и вне помещения. После выполнения работ подъемники могут быть удалены с занимаемого ими места, которое потом используется его для других работ или оборудования Маневренность передвижных подъемников позволяет при необходимости изменить технологический маршрут ТО и ТР автомобилей, что нередко используется на малых АТП и СТО или в случае стесненных производственных помещений зон и участков.

Информация о работе Подъемно-осмотровое оборудование