Поволжский экономический район. Приволжская железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

В состав Приволжского федерального округа входят следующие
субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика
Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская
Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область,
Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область,
Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Общая характеристика размещения производительных сил Поволжского
экономического района----------------------------------------------------------------4
2.Анализ экономико-географического положения Поволжского экономического района-------------------------------------------------------------------6
3.Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале-----------------------------------------------------------7
3.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического
комплекса.

3.2. Экономико-географическая характеристика машиностроительного
комплекса.
3.3. Экономико-географическая характеристика химического и
нефтехимического комплекса.
3.4. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса.
3.5. Экономико-географическая характеристика лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
3.6. Экономико-географическая характеристика агропромышленного
комплекса.
4.Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района----------------------------------------------------------------------------------------17
4.1. Общая характеристика транспортной системы.
4.2. Железнодорожный транспорт.
4.3. Речной транспорт.
4.4. Трубопроводный транспорт.
5.Перспективы развития хозяйства----------------------------------------------------19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

К.р.Эконом. география.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Создание в бассейне Волги крупной промышленности, загрязняющей ее воды, интенсивное развитие речного транспорта, сельское хозяйство, применяющее в больших объемах минеральные удобрения, значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное строительство гидроэлектростанций пагубно влияют на Волгу. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

Богато Поволжье горючими сланцами, добыча и переработка которых ведется вблизи Сызрани. В Прикаспийской низменности в озерах Баскунчак и Эльтон имеются ресурсы поваренной соли. Эти озера богаты также бромом, йодом, магниевыми солями. Имеются трудовыми ресурсами. Средняя плотность населения 30-31 человек на 1 км2. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане. В Самарской области плотность населения наивысшая - 61 человек на 1 км2. Слабо заселена республика Калмыкия, где плотность населения всего лишь 4 человека на 1 км2.

 

 

  3.1. Экономико-географическая характеристика  топливно-энергетического  

            комплекса.

ТЭК производит почти треть (27% в 1996 г.) валовой продукции района. В Поволжье ежегодно вырабатывают около 100 млрд. кВт•ч электроэнергии - примерно 10% ее общероссийского производства. По объему производимой электроэнергии район уступает лишь Центральному, Уральскому, Восточно-Сибирскому и Западно-Сибирскому. Район избыточен по производству электроэнергии.

Электроэнергетика Поволжья представлена тремя типами станций: ГЭС, тепловыми и атомными. На его территории находятся мощные ГЭС Волжско-Камского каскада: Волгоградская (2530 тыс. кВт) и Нижнекамская (1080 тыс. кВт).

ГЭС Волжско-Камского каскада играют большую роль в покрытии пиковых нагрузок в энергетической системе европейской части страны. Электроэнергию передают по ЛЭП-500 переменного тока Тольятти - Москва и Волгоград - Москва. Устойчивы связи с Уралом, осуществляемые по ЛЭП-220. Построены ЛЭП-500 Нижнекамская ГЭС - Чебоксары - Нижний Новгород. Развитие в районе нефтепереработки и химии органического синтеза потребовало создания мощной теплоэнергетики. Основным топливом для этих станции служат производимый в районе мазут, энергетические угли Кузбасса и природный газ Оренбургского месторождения. Наиболее крупные ТЭС - Заинская КЭС (2,4 млн. кВт), Нижнекамская, Новокуйбышевская, Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая) и Балаковская ТЭЦ (200 тыс. кВт).

Качественно новый этап в электроэнергетике Поволжья наступил в связи со строительством Балаковской АЭС (мощность 4 млн. кВт).

Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазоэнергохимический цикл - крупнейший в стране по масштабам производства и по завершенности. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа - от их добычи до производства разнообразных химических продуктов и изделий из них. Развитию цикла способствовало, прежде всего, наличие мощной сырьевой базы. Нефтехимические производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими ресурсами. Важную роль сыграло также положение района в центре европейской части страны, в непосредственной близости от основных потребителей продукции, а также хорошая транспортная обеспеченность.

Основные нефтепромыслы Поволжья расположены в Республике Татарстан, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях. На промыслах производят очистку нефти от воды, солей, подготовку ее к дальнейшей переработке, действуют установки комплексной подготовки нефти, с помощью которых при использовании широкой фракции нефтестабилизации извлекают углеводородное сырье. Здесь же и утилизируют попутные нефтяные газы, из которых на Миннибаевском (Татарстан) и Отрадненском (Самарская обл.) газобензиновых заводах вырабатывают сжиженные газы и газовый бензин. Содержание тяжелых углеводородов в попутном нефтяном газе достигает 25%. Процент утилизации его на заводах Поволжья -- самый высокий в стране (более 80%). Дальнейшей переработке нефть и газ подвергают на нефтеперерабатывающих предприятиях, где из них получают топливо (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут), смазочные масла, сжиженные газы (пропан, бутан, изобутан и др.) - ценное сырье для химических производств. Крупнейшие предприятия нефтепереработки имеются в Самарской обл.: Сызранский завод (возник на базе эвакуированного в годы войны Бакинского нефтеперерабатывающего завода), Куйбышевский завод и Новокуйбышевский нефтехимический комбинат, Волгоградский нефтеперерабатывающий завод - ведущий в стране по выработке смазочных масел. Здесь сосредоточено около 15% производства масел в России, а объемы производства авиационных и трансмиссионных масел составляют соответственно 20 и 50% от их общероссийского производства. Нефтепереработка есть в Саратове; технологическая установка по переработке нефти создана на Нижнекамском нефтехимическом комбинате. Для нефтеперерабатывающих заводов района характерно высокое качество выпускаемой продукции - большая доля неэтилированных бензинов, пониженное содержание серы. В настоящее время в районе перерабатывают не только поволжскую нефть, но и поступающую по нефтепроводам Актау - Самара, Самотлор - Тюмень - Курган - Уфа - Альметьевск.

Добычу и переработку нефти ведут несколько нефтяных компаний. Большую часть добычи (66%) осуществляет нефтедобывающее объединение АО «Татнефть» с объемом добычи 25 млн. т.

Основные по переработке нефти - крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании России, например ОАО «Лукойл», «Сиданко».

Углеводородное сырье используют для производства минеральных удобрений, синтетического этилового спирта, синтетического каучука, пластмасс и пр.

Для нефтегазоэнергохимического цикла Поволжья характерна высокая территориальная концентрация производства. В районе сложилось несколько крупных нефтехимических узлов. Сочетания нефтехимических производств в наиболее законченном виде возникли в пределах Самарской Луки: в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Тольятти. Новокуйбышевский нефтехимический комбинат - крупнейший производитель синтетического спирта, полиэтилена высокого и низкого давления. В Тольятти находятся заводы по производству синтетического каучука, минеральных удобрений. В Нижнекамске создан крупнейший в мире универсальный комплекс нефтехимических производств, выпускающий синтетический каучук, стирол, полиэтилен; построен шинный завод. На Нижнекамском нефтехимическом комбинате работают самые мощные в стране установки по переработке широкой фракции углеводородов. В Казани построен завод органического синтеза по выпуску полиэтилена высокого и низкого давления. Частично используя нефтехимическое сырье Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, работают химические предприятия в городах Волгограде и Волжском. Волжский химический комбинат выпускает синтетический каучук, спирт, искусственное волокно; организовано производство шин и резинотехнических изделий. На Волгоградском химическом комбинате на базе переработки соли и природного газа создано производство соды, каустика, хлора, ядохимикатов, ацетилена, удобрений, хлорорганических продуктов, полихлорвиниловых и эпоксидных смол. Меньшее по объему сочетание химических производств есть в Саратове (синтетический спирт, искусственные волокна), Энгельсе и Балакове (искусственные волокна). На базе Астраханского газоконденсатного месторождения работает Астраханский газовый комплекс, включающий газопромыслы и газоперерабатывающий завод. Комплекс специализирован на выпуске технической газовой серы, автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, пропанобутановой фракции.

Для дальнейшего развития нефтегазохимического цикла Поволжья необходимо:

1) усилить сырьевую базу путем  открытия новых месторождений  нефти и газа;

реконструировать и модернизировать важнейшие предприятия цикла, поскольку они созданы в основном в 60--70-е гг. XX в. и имеют чрезвычайно высокий износ промышленно-производственных фондов;

внедрить в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность новые, экологически безопасные технологии, что позволит улучшить экологическую ситуацию в районе.

  

  3.2. Экономико-географическая характеристика  машиностроительного 

            комплекса.

Машиностроительный комплекс, на который приходится треть производимой промышленностью продукции, объединяет разнообразные машиностроительные производства. В Поволжье выпускают значительную часть общероссийского производства станков, автомобилей, подшипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, строительной техники. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, пассажирских и сухогрузных судов, танкеров.

Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время она специализирована на производстве самолетов и вертолетов (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск).

Поволжье - крупнейший в стране производитель автомобилей. На него приходится более 15% российского выпуска грузовых и 78,3% легковых автомобилей. Для развития этой отрасли в районе имеются все необходимые предпосылки: он находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.

Волжский автозавод в г. Тольятти выпускает более 700 тыс. автомобилей в год. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации, производительности труда он ведущий в автомобильной промышленности страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации.

В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют Нижнекамский завод (покрышки), Волжский завод резинотехнических изделий (прокладки, уплотнители, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши), а также предприятия, специально построенные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.

КамАЗ - крупнейшее в стране предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спроектирован на выпуск в год 150 тыс. машин различных модификаций грузоподъемностью 8 т. В настоящее время производство автомобилей сократилось до 20,2 тыс. штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.

Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости грузоподъемностью 0,8 т, предназначенных для перевозки мелких партий грузов по дорогам не только с твердым покрытием, но также по грунтовым и проселочным. В г. Сердобске (Пензенская обл.) организован филиал ЗИЛа, а в Балашове - завод, выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов дает завод в г. Энгельсе.

Традиционная отрасль Поволжья - речное судостроение. Крупнейший центр судостроения и судоремонта - г. Астрахань.

Для обеспечения сельского хозяйства и нефтяной промышленности - важных отраслей хозяйственного комплекса района - машинами и оборудованием создано сельскохозяйственное и нефтяное машиностроение. Выделяется Поволжье также производством подшипников (Самара, Волжский), станков (Самара, Ульяновск), электротехнических изделий (Самара, Казань), вычислительной техники (Казань), приборов (Пенза).

 

    

3.3. Экономико-географическая характеристика  химического и 

             нефтехимического комплекса.

 

В районе сформировался крупный нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской, Волгоградской областях. Количество добываемых топливных средств превышает потребности района. Выгодное транспортно-географическое положение района обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов, многие из которых имеют ныне международное значение. На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. Наряду с природным газом, добывают и перерабатывают попутный газ, который используется в химической промышленности. Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Нижнекамский нефтехимический комбинат - крупнейший в России производитель каучука, полиэтилена, стирола и автомобильных покрышек. Тольятти производит синтетический каучук, аммиак. Волжский специализируется на производстве синтетического каучука и удобрений, Балаково - на производстве химических волокон и удобрений, Казань производит синтетический каучук, кинопленку и бытовую химию.

 

3.4. Экономико-географическая характеристика  строительного комплекса.

 

Отраслью рыночной специализации Поволжья является  производство строительных материалов, особенно цемента. Цементные заводы размещаются в Вольске, Жигулевске, Михайловке, Ульяновске, Сенгелях.

Производство цемента на заводах Поволжья в 1997 г. Приведено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Предприятия

Объем производства,

тыс. т.

АО «Цемент» г.Вольск, Саратовская область

АООТ «Вольский завод асбоцементных изделий», Саратовская область

АО « Себряковцемент» Михайловка, Волгоградская область

АО «Жигулевские стройматериалы», Самарская область (ст. Отвага)

АО «Ульяновскцемент» ,ст. Белый Ключ

Сенгилеевский цемзавод, Ульяновская область

195,5

1000

 

1000

 

696

 

1000

12,5


Кроме того, предприятиями региона производятся строительный кирпич, сборные железобетонные конструкции и изделия, шифер, мягкая кровля, плитки керамические и другие материалы.

 

В регионе развита стекольная промышленность. Саратовский завод технического стекла (ОАО «Саратовстекло») – один из лидеров стекольной промышленности России. Основной вид продукции- термически полированное листовое стекло, а также многослойное стекло- великолепный архитектурно-строительный материал и автомобильное стекло; мощность по выпуску 150 тыс. комплектов в год. В настоящее время завод поставляет автомобильное стекло  на конвейеры АвтоВАЗа, ГАЗа, АЗЛК «Москвич», КАМАЗа, УАЗа для остекления самых современных моделей отечественного автомобилестроения. Десятую долю общего объема продукции составляют товары народного потребления: хрустальные изделия, зеркала, светильники, мебель из стекла.

 

3.5. Экономико-географическая характеристика  лесной,

       деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной промышленности.

В Поволжских городах издавна сложились лесопиление и деревообрабатывающая промышленность. Поволжье производит фанеру, бумагу, картон, деревянную тару, мебель.

  В Саратовской области создано  производство по переработке  древесины в ЗАО «Карат Плюс»  на основе инвестиций РАО «Газпром» с целью получения прибыли и возможности дальнейшего реинвестирования, увеличения финансовых средств, а также для развития собственной  производственной базы строительной индустрии и удовлетворения потребностей в долговечных изделиях из древесины (окна, двери,паркет, мебель и пр.).

 

 

Проектная мощность комбината в год:

Комплекс лесопиления:

   Объем переработки древесины…………………………..90 тыс. м3

   Обрезные материалы……………………………………..50 тыс. м3

Основное производство:

   Оконные и балконные блоки……………………………..250 тыс. м2

   Дверные блоки из массива…………………………………25 тыс. м2

   Дверные блоки фанерованные  ……………………………15 тыс. шт.

Информация о работе Поволжский экономический район. Приволжская железная дорога