Поволжский экономический район. Приволжская железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

В состав Приволжского федерального округа входят следующие
субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика
Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская
Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область,
Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область,
Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Общая характеристика размещения производительных сил Поволжского
экономического района----------------------------------------------------------------4
2.Анализ экономико-географического положения Поволжского экономического района-------------------------------------------------------------------6
3.Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале-----------------------------------------------------------7
3.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического
комплекса.

3.2. Экономико-географическая характеристика машиностроительного
комплекса.
3.3. Экономико-географическая характеристика химического и
нефтехимического комплекса.
3.4. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса.
3.5. Экономико-географическая характеристика лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
3.6. Экономико-географическая характеристика агропромышленного
комплекса.
4.Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района----------------------------------------------------------------------------------------17
4.1. Общая характеристика транспортной системы.
4.2. Железнодорожный транспорт.
4.3. Речной транспорт.
4.4. Трубопроводный транспорт.
5.Перспективы развития хозяйства----------------------------------------------------19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

К.р.Эконом. география.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

   Паркет ………………………………………………………300 тыс. м2

   Погонаж (плинтус, наличник  и пр.)……………………….1750 тыс. м

 

 

 

     3.6. Экономико-географическая характеристика агропромышленного  комплекса .

Выгодность географического положения оказывает влияние на развитие хозяйственного комплекса района. Основными отраслями рыночной специализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. Район занимает одно из ведущих мест в России по производству синтетического каучука, синтетических смол, пластмасс и волокон. Это - центр разнообразного машиностроения, в частности автомобилестроения. Развита в районе электроэнергетика. В то же время Поволжье - главный район по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выращиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых культур, крупный поставщик шерсти и мяса.

Природно-ресурсный потенциал Поволжья отличается разнообразием. Северная часть района располагается в пределах лесной зоны, а юго-восточная - в подзоне полупустынь. Большая же часть территории расположена в степной зоне. Значительную площадь занимает долина Волги, переходящая на юге в Прикаспийскую низменность. Особое место занимает Волго-Ахтубинская пойма, сложенная речными наносами и весьма благоприятна для земледелия. Район богат земельными и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями. Климат - умеренно-континентальный.

Огромное влияние на территориальную структуру хозяйства Поволжья и на расселение оказывает Волга, она является важнейшей транспортной артерией и осью расселения. Почти все крупные города Поволжья являются речными портами.

Создание в бассейне Волги крупной промышленности, загрязняющей ее воды, интенсивное развитие речного транспорта, сельское хозяйство, применяющее в больших объемах минеральные удобрения, значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное строительство гидроэлектростанций пагубно влияют на Волгу. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Характеристика транспортной  системы Поволжского экономического  района.

 

     4.1. Общая характеристика  транспортной системы.

 

Транспортная система Приволжского федерального округа включает

коммуникации всех видов современного транспорта за исключением морских

путей сообщения. Конфигурация транспортной сети определяется прежде всего центральным положением округа между ведущими сырьевыми регионами страны и районами развитого машиностроения, металлургии, химической промышленности, нефтепереработки и других ресурсопотребляющих производств. Немаловажное значение в

формировании транспортной системы имеет и освоение экспортно-импортных товаропотоков. Всё это определило развитие мощных широтных железнодорожных, нефтепроводных, газопроводных магистралей, а также

автомобильных дорог. Наряду с этим большое значение имеет наличие крупнейших водных магистралей России – здесь рек Волги и Камы,

обеспечивающих перевозки массовых грузов в меридиальных и широтных

направлениях, которые дополняются рядом меридиональных направлений

железных дорог и нефтепроводов.

 Внутренний водный транспорт  обеспечивает перевозки массовых  грузов, прежде всего нефтепродуктов, строительных материалов и др., в межрегиональных сообщениях. Большие объёмы в основном строительных материалов осуществляются во внутрирегиональных сообщениях. Основные

судоходные пути округа составляют реки Волга, Кама, входящие в состав Единой глубоководной системы европейской части России.

 

 

 

 

4.2. Железнодорожный транспорт.

 

Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление - важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.

 

 

     4.3. Речной транспорт

По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы - зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.

 

 

 

 

    1. Трубопроводный транспорт.

 

В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск - Нижний Новгород - Ярославль - Москва - Рязань; Самара - Новороссийск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Перспективы развития хозяйства.

В развитии хозяйства Поволжского экономического района можно выделить несколько важных направлений.

Прежде всего, это дальнейшее развитие нефтегазохимического комплекса. Для этого необходимо расширение собственной сырьевой базы. Наиболее перспективна Прикаспийская низменность на территории Астраханской обл. Не исчерпаны запасы и в старых районах нефтедобычи - в восточном Татарстане и Самарской обл. Главная задача в расширении сырьевой базы - усиление геологоразведочных работ, значительно свернутых в последнее время.

Для дальнейшего развития нефтегазохимического комплекса необходимы также реконструкция и модернизация существующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, внедрение новых технологий, позволяющих углубить переработку нефти, повысить качество готовой продукции. Сложившаяся чрезмерная концентрация предприятий нефтехимического комплекса на территории района не благоприятна для создания новых предприятий. Тем не менее, в Татарстане необходимо устранить имевшийся долгие годы дисбаланс, дополнив добычу нефти развитием собственной нефтепереработки.

Особое внимание в перспективе должно быть уделено машиностроительному комплексу района, многие предприятия которого уникальны. Это касается, прежде всего, авиационной и ракетно-космической промышленности, производств военно-промышленного комплекса. От уровня развития этих отраслей в значительной степени зависит безопасность страны. Необходимы федеральные программы развития и государственная поддержка предприятий, позволяющие не только сохранить их, но и существенно модернизировать.

Автомобилестроение района уже сейчас прочно занимает первое место в России по выпуску автомобилей. Оно еще более укрепится после полного ввода в действие Елабужского завода в Татарстане. Одна из важнейших задач отрасли - усиление связей по кооперированию между автомобильными заводами и предприятиями-смежниками в районе. Именно автомобильная промышленность сможет обеспечить рабочими местами значительную часть населения Поволжья.

Важной проблемой, требующей своего решения в перспективе, остается расширение орошаемых сельскохозяйственных земель. После распада Союза роль Поволжья в обеспечении страны сельскохозяйственными продуктами усилилась. В то же время климатические условия района не позволяют получать в нем гарантированные урожаи без орошения. Существовавшие программы строительства новых каналов, оросительных систем в настоящее время свернуты, не финансируются.

В перспективе возможно существенное улучшение транспортного положения района в связи со строительством двух новых железнодорожных мостов через р. Волгу - ус. Пристанное в Саратовской обл. и у г. Ульяновска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенность географического положения района - его протяженность вдоль Волги почти на 500 км. Соседи района на западе - Северный Кавказ, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы, на востоке - Уральский район РФ и Казахстан. Хорошо разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для активного хозяйственного взаимодействия с ними. Природные условия в различных районах Поволжья не одинаковы и не везде благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Район богат природными ресурсами. Поволжье - многонациональный густозаселенный район страны. Здесь проживают русские, татары, мордва, чуваши, украинцы, казахи, марийцы, удмурты, калмыки.

Среднее Поволжье - это главный в районе ареал добычи нефти, мощной нефтепереработки и нефтехимии. Отличается он и многоотраслевым высокоразвитым машиностроительным производством. Специализация сельского хозяйства в разных его частях зависит от природных условий. На северо-западе (большая часть Татарстана, Ульяновская и Пензенская области) преобладают посевы ржи, кукурузы, овса, бобовых и развито животноводство молочно-мясного направления. На юго-востоке Татарстана и в Самарской обл. выращивают главным образом пшеницу, подсолнечник, эфиромасличные (кориандр). Хорошо развито пригородное сельское хозяйство.

В Нижнем Поволжье развиты энергетика, машиностроение, передельная металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность. Плодородные степные почвы определили направление сельского хозяйства как поставщика волжского товарного хлеба. Главные зерновые культуры: яровая пшеница, просо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П. Регионалистика.- М, 2001
  2. Экономическая и социальная геограция России. /Под. Ред. А.Г. Хрущева. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Экономическая география транспорта / Под. Ред. Н.Н. Казанского. – М.: Транспорт, 1991.
  4. География путей сообщения / Н.Н. Казанский и др. –М.: Транспорт, 1986.
  5. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учеб.- М.: Гардарика, 1999 г.-752 с.

 


 



Информация о работе Поволжский экономический район. Приволжская железная дорога