Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:42, реферат
Законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости, личной ответственности и неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение.
Ответственность за административное правонарушение есть правовое последствие совершения правонарушения, выражающееся в осуждении и применении административного взыскания судом (судьей), органом (должностным лицом) к лицу, виновному в совершении правонарушения.
Права водителя транспортного средства
Общие принципы Законодательства об административной ответственности
Законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости, личной ответственности и неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение.
Ответственность за административное правонарушение есть правовое последствие совершения правонарушения, выражающееся в осуждении и применении административного взыскания судом (судьей), органом (должностным лицом) к лицу, виновному в совершении правонарушения. Каждый водитель должен знать, что в Кыргызской Республике действует презумпция невиновности. Это означает, что водитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность в совершении административного правонарушения не будет доказана в предусмотренном Законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением суда (судьи) или органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. И обязанность доказать вину возлагается на должностных лиц государственных органов.
Гражданин не обязан доказывать свою невиновность. Кроме того, необходимо знать, что существует срок давности, по истечении которого нельзя привлечь к административной ответственности. Административное взыскание может быть применено к гражданам и должностным лицам не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (даты составлении Протокола), а к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не позднее шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Когда сотрудники
ГАИ имеют право изымать
Попробуем разобраться, почему водители предпочитают не спорить с сотрудниками ГАИ и платить взятки. Ответ очевиден, не заплатил, заберут водительское удостоверение, и потом бегай по кабинетам, теряй время, унижайся, чтобы получить его обратно. Но на сколько правомерны эти изъятия водительских удостоверений? Откроем кодекс об административной ответственности и прочитаем его дословно.
Статья 567 этого закона гласит: «При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа и лишения прав управления транспортным средством, у водителя изымается водительское удостоверение на срок исполнения судом решения по делу и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством, о чем делается запись в протоколе о правонарушении.
В случаях вынесения постановления о лишении права управления транспортным средством водительское удостоверение не возвращается, а действие временного разрешения продлевается до истечения срока, установленного для подачи жалобы, или до принятия решения по жалобе». Следовательно, при совершении нарушения, за которое не предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя не изымается водительское удостоверение.
Отсюда вывод: сотрудники ГАИ далеко не всегда имеют право изымать водительские удостоверения, хотя они эту норму Закона нарушают направо и налево, и при этом не несут ни какой ответственности.
Напомним, за какие нарушения предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством.
Статья 230 - Нарушение правил перевозки людей и перевозка пассажиров водителями автобусов или микроавтобусов на автодорогах, по которым движение пассажирского транспорта запрещено.
Статья 232 - превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения свыше 40 км/час.
Статья 234 - невыполнение водителями транспортных средств законных требований сотрудника милиции об остановке транспортного средства.
Статья 235 - несоблюдение водителями транспортных средств требований дорожных знаков, разметки проезжей части дорог, нарушение правил обгона и маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей части, перевозки людей, совершенные повторно в течении года.
Статья 238 - управление транспортными средствами водителями или иными лицами в состоянии опьянения, а равно передача управления и допуск к управлению транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Статья 240 - нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов совершенное повторно в течении года.
Статья 241 - нарушение участником дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки.
Статья 242 - нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
Статья 248 - невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Статья 250 - систематическое нарушение правил эксплуатации транспортных средств и дорожного движения гражданами, управляющими транспортными средствами, то есть совершение в течение года трех и более правонарушений. Только в том случае, если имело место одно из вышеперечисленных нарушений Правил дорожного движения, инспектор ГАИ вправе изъять водительское удостоверение. При иных нарушениях ПДД, водительское удостоверение не изымается.
Порядок действий сотрудников ГАИ, в случае выявления нарушения правил дорожного движения водителем транспортного средства
В предыдущем разделе перечислены все случаи, когда сотрудники ГАИ имеют право изымать водительское удостоверение. Но возникает вопрос, если было совершено нарушение правил дорожного движения, а инспектор не имеет право изымать водительское удостоверение, каковы должны быть его действия. На этот вопрос также дает ответ Кодекс об административной ответственности.
Производство по делу об административном нарушении (каковым является нарушение правил дорожного движения) начинается с момента составления протокола. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя, если оно установлено, место, время совершения и существо административного правонарушения, сведения о товарах и транспортных средствах и иных предметах, если изъятие предусмотрено Законом, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеют объяснения, нарушителя, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, совершившим административное правонарушение, если оно установлено, и лицом, его составившим; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола в обязательном порядке нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Законом, о чем делается отметка в протоколе. Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности за административное правонарушение.
Протокол направляется суду (судье) или органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении. При совершении административных правонарушений, влекущих наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного расчетного показателя, протокол об административном правонарушении не составляется, а предупреждение оформляется либо штраф налагается и взимается уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения. Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеет возможности оплатить штраф на месте, либо оспаривает то составляется протокол об административном правонарушении, в соответствии со всеми требованиями процессуальной части административного Кодекса.
В каких случаях инспектор ГАИ имеет право взимать штрафные санкции на месте?
В связи с последними изменениями в Кодекс об административной ответственности только две статьи предусматривают ответственность менее чем один расчетный показатель (100 сомов), это статья 244, управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа от 0,5 до одного расчетного показателя и статья 247, нарушение пешеходом и пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения, которая влечет наложение административного штрафа от 0,1 до 0,3 расчетного показателя.
Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедистом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), влечет наложение административного штрафа от 0,2 до 0,5 расчетного показателя. Но согласно ст. 511 КоАО налагать штрафы имеют право командиры взводов, старшие госавтоинспекторы, госавтоинспекторы, инспекторы административной практики, инспекторы дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции только по статье 247 КоАО. Таким образом, по месту патрулирования, названные выше сотрудники ГАИ, с водителей транспортных средств штрафы взимать не имеют права.
В каких случаях сотрудники ГАИ могут изымать номерные знаки или задерживать транспортные средства
При нарушениях, предусмотренных статьями 224 (Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, с самовольно снятым, нестандартным, нечитаемым, умышленно укрытым посторонними предметами или подложным государственным номерным знаком), 228 (Управление водителями транспортными средствами, переоборудованными без соответствующего разрешения, а также с нанесенными тонирующими покрытиями), 238 (Управление транспортными средствами водителями или иными лицами в состоянии опьянения, а равно передача управления и допуск к управлению транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), 241 (Нарушение участником дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки), статьями 242 (Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также причинение легкого вреда здоровью потерпевшего), 243 (Управление и передача транспортных средств лицам, не имеющим права управления), 244 (Управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения), 248 (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием) КоАО, работники Госавтоинспекции, вправе изымать номерные знаки транспортных средств или задерживать транспортные средства и доставлять их для временного хранения на специальные стоянки, создаваемые по решениям местных государственных администраций, до рассмотрения дела в установленном порядке.
Кроме вышеназванных случаев, КоАО предусматривается, что, при совершении повторного правонарушения на водителя, управлявшего транспортным средством по временному разрешению, составляется административный протокол с изъятием временного разрешения, транспортное средство ставится на штрафную стоянку. Изъятое временное разрешение и транспортное средство возвращаются владельцу после рассмотрения и уплаты административного штрафа за допущенное последнее правонарушение. Нормами КоАО также допускается принудительная эвакуация транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки (парковки), создающие помехи дорожному движению, с доставкой их на специальные стоянки (в отсутствие водителя-владельца).
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
После того, как работник ГАИ составил протокол о нарушении правил дорожного движения, он обязан в течении суток передать этот протокол лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, обнаружения, а по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В установленных Законом случаях, дела об административных правонарушениях, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, уведомлять родных и близких об административном задержании, пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном или ином языке, которым он владеет, и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему представитель. В качестве защитника или представителя допускается адвокат. Дело об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня получения судьей или органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.