Для регулирования
деятельности в мировом воздушном
пространстве были созданы несколько
международных организаций, целью
которых стала разработка основных
стратегических направлений в развитии
международного авиационного сообщения.
К наиболее значимым организациям относятся
Международная организация гражданской
авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная
ассоциация воздушного транспорта IATA
(International Air Transport Associatio.
ICAO является основным
международным органом, осуществляющим
многостороннее регулирование мирового
воздушного транспорта на межгосударственном
уровне. ИКАО создана в 1947 г. после
ратификации Чикагской конвенции
1944 г. «О международной гражданской
авиации» и является специализированной
организацией ООН в соответствии
с протоколом, подписанным 1 октября
1947 г. и вступившим в силу 13 мая
1948 г. Членами ИКАО являются свыше
180 государств. Советский Союз присоединился
к Чикагской конвенции в ноябре
1970 г. В 1977 г русский язык стал
официальным языком ИКАО наряду
с английским, французским и испанским
языками. Штаб-квартира ИКАО находится
в Монреале (Канада) [9].
В круг основных
вопросов, рассматриваемых ICAO, входят:
- разработка унифицированных
правил навигационных систем для самолетов;
- координация деятельности летных
служб, безопасность воздушного пространства,
в том числе выдача лицензий на регулярные
перевозки;
- техническая помощь странам
- участникам организации и т.п.
IATA - это ассоциация авиакомпаний,
выполняющих регулярные коммерческие
авиаперевозки. ИАТА была основана
в 1945 г. в Гаване после подписания
Чикагской конвенции 1944 г., учредившей
ИКАО. Ассоциация является фактическим
правопреемником Международной
ассоциации воздушных перевозок,
основанной в 1919 г. в Гааге.
Основными задачами
ИАТА являются развитие безопасных
регулярных и экономичных воздушных
сообщений, содействие воздушной
коммерции и изучение связанных
с этим проблем, расширение сотрудничества
с ИКАО и другими международными
организациями.
В соответствии с
назначением ИАТА действует как
международное агентство, при помощи
которого авиакомпании стремятся
общими усилиями решать те
проблемы в международных воздушных
сообщениях, которые они не смогли
бы решить индивидуально. Ее деятельность
распространяется на такие области,
как воздушные перевозки, финансы,
юридические и технические вопросы,
медицина и др. Кроме того, ИАТА
действует как центральный банк
информации и технических знаний
для авиакомпаний — членов
этой организации, руководит деятельностью
различных комитетов, объединяющих
экспертов авиакомпаний, представляет
авиакомпании в международных
организациях [9].
2.3 Региональные межправительственные
организации гражданской авиации
Кроме международных структур,
регулирующих деятельность воздушного
транспорта, существует ряд региональных
межправительственных организаций, занимающихся
вопросами развития гражданской авиаций.
К их числу относятся:
- Европейская конференция гражданской
авиации и Европейская организация по
безопасности аэронавигации Евроконтроль.
- Африканская комиссия гражданской
авиации, объединяющая 32 государства Африки.
- Совет гражданской авиации
арабских государств, объединяющий 20 стран
этого региона.
- Латиноамериканская комиссия
гражданской авиации, в состав которой
входят 19 стран Южной и Центральной Америки,
а также Карибского бассейна [1. С. 115].
Все эти организации
являются консультативными. Решения
и рекомендации данных организаций
утверждаются правительствами государств
- членов ИКАО. Высшими органами
этих региональных группировок
являются конференции государств
- членов данных организаций, которые созываются
один раз каждые три года. Постоянными
органами являются координационные или
исполнительные комитеты.
Вышеуказанные региональные
межправительственные организации
занимаются проблемами международных
воздушных перевозок, координацией
регулярных и нерегулярных перевозок,
вопросами упрощения формальностей
применительно к соответствующим
регионам и др. Координацию деятельности
этих организаций осуществляет
ИКАО, которая содействует им
в решении многих региональных
проблем воздушного транспорт[10].
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВНУТРЕННИХ АВИАПЕРЕВОЗОК
В настоящее время
основным нормативным правовым
актом, содержащим общие положения
относительно обязательств по
перевозке, является Гражданский
кодекс РФ (гл. 40 ГК РФ) [7]. Согласно
ст.2 Воздушного кодекса РФ «Воздушное
законодательство Российской Федерации
состоит из настоящего Кодекса,
федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации,
федеральных правил использования
воздушного пространства, федеральных
авиационных правил, а также принимаемых
в соответствии с ними иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации» [2].
Первый отечественный кодекс
в этой области - Воздушный кодекс СССР
- был принят в 1932 г. За ним последовали
Воздушные кодексы 1935, 1961, 1983 гг. Действующий
ВК РФ был введен в действие 1 апреля 1997
г. Это кодифицированный нормативно-правовой
акт транспортного законодательства направлен
не только на обеспечение потребностей
граждан и экономики в воздушных перевозках,
авиационных работах, но и на обеспечение
обороны и безопасности государства, охраны
интересов государства, безопасности
полетов воздушных судов, авиационной
и экологической безопасности [7].
Воздушным перевозкам
посвящена глава 15 ВК РФ, регулирующая
отношения, возникающие в связи
с заключением, изменением и прекращением
договора перевозки пассажира, груза,
почты, договора фрахтования воздушного
судна, а также предоставлением
услуг и льгот пассажирам воздушных
судов (ст. 100-113). Вопросы ответственности
сторон за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договора
урегулированы в главе 17 ВК РФ
[2].
Федеральные законы
содержат общие положения, закрепляющие
организационные, правовые, финансовые
основы деятельности авиации
в России, обеспечивая тем самым
регулярную и безопасную деятельность
пассажирского авиационного транспорта.
В качестве примера можно привести
Федеральный закон от 8 января 1988
г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании
развития авиации» [7]. Согласно ст.
2 данного закона приоритетными
«…целями государственного регулирования
развития авиации являются:
- содействие экономическому
развитию Российской Федерации;
- укрепление обороны и обеспечение
безопасности Российской Федерации;
- развитие и расширение международного
сотрудничества Российской Федерации
в интересах дальнейшей интеграции Российской
Федерации в систему мировых хозяйственных
связей;
- поддержка и развитие научно-технического
потенциала авиации;
- удовлетворение нужд физических
и юридических лиц в воздушных перевозках,
авиационных работах и услугах и защита
их прав на безопасные, качественные и
экономичные воздушные перевозки и авиационные
работы и услуги;
- совершенствование и модернизация
авиационной техники и обеспечение ее
конкурентоспособности;
- обеспечение строительства аэродромов и аэропортов,отвечающих международным стандартам;
- создание рынка авиационных работ и услуг;
- создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных
экономических условий российским и иностранным
юридическим лицам, а также физическим
лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной
техники;
- создание новых рабочих мест» [3].
Большое значение имеет
законодательство о защите прав
потребителей, в частности, регулирующее
вопросы исполнения гражданско-правовых
договоров об оказании услуг.
Указы Президента РФ
и постановления Правительства
РФ решают актуальные вопросы,
возникающие в связи с организацией
внутренних и международных воздушных
перевозок. Эти акты развивают
положения, которые не раскрыты
в должной мере в ВК РФ
либо не должны регулироваться
этим кодексом [7]. Согласно Указу
Президента от 7 июля 1992 г. «Об обязательном
личном страховании пассажиров»
«…страховая сумма по обязательному
личному страхованию пассажиров
(туристов, экскурсантов) установлена
в размере 120 установленных законом
на дату приобретения проездного
документа минимальных размеров оплаты
труда.
Пассажиру (туристу, экскурсанту)
при получении травмы в результате
несчастного случая на транспорте
выплачивается часть страховой
суммы, соответствующая степени
тяжести травмы. В случае смерти
застрахованного лица страховая
сумма выплачивается его наследникам
полностью» [4].
В Указе Президента от 21 июля
1995 г. «Об упорядочении использования авиации
общего назначения» утверждены первоочередные
задачи, реализация которых позволяет
обеспечить эффективное управление воздушным
транспортом и регулирование воздушных
перевозок.
В Указе Президента от 13 июня
1996 г. N 904 «О государственном регулировании
и государственной поддержке гражданской
авиации и авиационной промышленности
РФ» решаются отдельные проблемы воздушного
транспорта.
Общие вопросы деятельности
авиационных предприятий нашли
отражение в документах Правительства
РФ. Начиная с 1998 г. были приняты 21
постановление и 16 распоряжений
по вопросам гражданской авиации
[7]. Особое значение имеет постановление
от 24 января 1998 г. "О лицензировании
деятельности в области гражданской авиации».
Согласно данному постановлению «…лицензированию
подлежат следующие виды деятельности:
а) осуществление и обеспечение воздушных
перевозок (внутренних и международных)
пассажиров, багажа, грузов и почты на
коммерческой основе; б) обслуживание
воздушного движения, а также обслуживание
воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов
и почты на аэродромах и в аэропортах;
в) проведение авиационных работ для обеспечения
потребностей граждан и юридических лиц,
в том числе выполняемых в воздушном пространстве
иностранных государств, и деятельность
по обеспечению авиационных работ; г) подготовка
специалистов соответствующего уровня
согласно перечням должностей авиационного
персонала; д) деятельность общественных
объединений в области авиации…» [5].
Стоящие перед государством
задачи, связанные с управлением
гражданской авиацией, конкретизируются,
например, в постановлении Правительства
РФ от 27 марта 1998 г. «О федеральных
правилах использования воздушного
пространства и федеральных авиационных
правилах». Правовой статус авиационных
перевозчиков определяет постановление
Правительства РФ от 30 июля 1999 г.
«Об использовании государственной
и экспериментальной авиации
в коммерческих целях».
Акты федеральных органов
исполнительной власти в области
транспорта, составляющие самую
большую часть транспортного
законодательства, предназначены для
регламентации отдельных технических
вопросов организации воздушных
перевозок, например, приказ Министерства
транспорта РФ от 17 мая 2001 г. «О
системе сертификации в гражданской
авиации РФ» [7]. Обеспечению авиационной
безопасности посвящен приказ
Министерства транспорта РФ от
21 ноября 1995 г., которым утверждено
«Руководство по производству
досмотра пассажиров, членов экипажей
гражданских воздушных судов, обслуживающего
персонала, ручной клади, багажа, грузов,
почты и бортовых запасов». Согласно данному
руководству:
- «…9.1.1. Все лица, сопровождающие
на борту воздушного судна груз, проходят
досмотр на безопасность в обязательном
порядке.
- 9.1.2.При обнаружении запрещенных к перевозке веществ и предметов производится их изъятие в соответствии с Технологией производства досмотра.
- 9.1.3.В полете сопровождающие груз находятся под контролем экипажа и
- к грузу не допускаются.
- 9.2. Досмотр пассажиров, вылетающих из аэропортов местных воздушных линий.
- 9.2.1.Досмотр пассажиров,их ручной клади и багажа возлагается на работников гражданской авиации, назначенных администрацией
аэропорта (начальника посадочной площадки
в присутствии члена экипажа).
- 9.2.2. Началу досмотра должно предшествовать:
а) объявление о необходимости
предъявления пассажирами имеющихся у них опасных веществ, предметов
и грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
б) предупреждение пассажиров
об ответственности за провоз опасных веществ и предметов,
запрещенных к перевозке воздушным транспортом;