Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа
Редукторы широко применяются в разных отраслях промышленности. Это объясняется тем, что они могут передавать в широком диапазоне крутящие моменты, обеспечивать необходимые передаточные числа, редукторы обладают высоким коэффициентом полезного действия, не сложностью конструкции, удобством монтажа и демонтажа. Редукторы широко используются в среднем, в тяжелом машиностроении, для приводов рабочих клетей прокатных станов, вращающихся печей, шаровых мельниц и других машин.
Задание 3
Введение 4
1 Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя 5
2 Расчет цилиндрических зубчатых передач на прочность 7
3 Расчет вала на статистическую прочность и выносливость 15
4 Выбор подшипников качения 20
5 Выбор шпонок и проверочный расчет их на прочность 21
6 Выбор стандартной муфты 21
Литература 22
Министерство образования и науки РФ
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Нижневартовский филиал
Проектирование механического привода
Пояснительная записка
к курсовому проекту по дисциплине
«Детали машин и основы конструирования»
ДМ ___-___.00.00 ПЗ
Нижневартовск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 3
Введение 4
1 Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя 5
2 Расчет цилиндрических зубчатых передач на прочность 7
3 Расчет вала на статистическую прочность и выносливость 15
4 Выбор подшипников качения 20
5 Выбор шпонок и проверочный расчет их на прочность 21
6 Выбор стандартной муфты 21
Литература 22
ВВЕДЕНИЕ
Редукторы широко применяются в разных отраслях промышленности. Это объясняется тем, что они могут передавать в широком диапазоне крутящие моменты, обеспечивать необходимые передаточные числа, редукторы обладают высоким коэффициентом полезного действия, не сложностью конструкции, удобством монтажа и демонтажа. Редукторы широко используются в среднем, в тяжелом машиностроении, для приводов рабочих клетей прокатных станов, вращающихся печей, шаровых мельниц и других машин.
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ привода и выбор электроДВИГАТЕЛЯ
1.1 Определение частоты вращения тихоходного вала
n2 = 9,55∙ω2
n2 = 9,55∙ 38 =362.9 об/мин
1.2 Определение требуемой мощности электродвигателя
Ртр.э = Р2/hпр,
где hпр – к.п.д. привода
hпр = hпер × h2п.к. × hм,
где hпер – к.п.д. передачи, h п.к. – к.п.д. одной пары подшипников
качения,
h м – к.п.д. муфты.
Примем:
hзуб.цил. = 0,97
hп.к. = 0,995
hм = 0,98
hпр = 0,97 × 0,9952 × 0,98 = 0,94;
Ртр.э =7.8/0,94 =8.3 кВт.
1.3 Предварительное определение частоты вращения вала электродвигателя
n¢1 = n¢э = n2×u¢,
где u¢ – предварительное значение передаточного числа редуктора
Примем uзуб. цил. = 4
n¢1 = n¢э = 362.9×4 =1451.6 об/мин.
1.4 Выбор электродвигателя
Условие выбора:
Рэ ³ Ртр.э;
nэ » n¢э.
Согласно условию выбираем электродвигатель марки 4А132М4 , nэ=n1=1440 об/мин, Рэ =11кВт.
1.5 Определение фактического значения придаточного числа редуктора
u = nэ/ n2;
u = 1440/ 362.9 =4 .
1.6 Определение мощности на быстроходном валу
Р1 = Р2/(hзуб.цил.×h2п.к.)
Р1 = 7.8/(0,97×0,9952) =8.1 кВт.
1.7 Определение крутящих моментов на валах редуктора
Т1 = 9550×Р1/ n1;
Т2 = 9550×Р2/ n2;
Т1 = 9550×8.1/ 1440 =53.7 Н×м;
Т2 = 9550×7.8/362.9 =205.2Н×м.
Полученные данные сведем в таблицу
Таблица 1
№ вала |
Мощность, кВт |
Частота вращения, об/мин |
Крутящий момент, Н×м |
1 |
Р1 =8.1 |
n1 =1440 |
Т1 =53.7 |
2 |
Р2 =7.8 |
n2 =362.9 |
Т2 =205.2 |
Передаточное число u =4 |
2 РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ НА ПРОЧНОСТЬ
2.1 Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки
Принимаем для зубчатого колеса материал Ст 40ХН , термообработка улучшение с твердостью260 НВ, для шестерни принимаем материал Ст40ХН с термообработкой улучшение , твердость 290НВ.
2.2 Определение допускаемых напряжений
Допускаемое контактное напряжение определяется по формуле:
где – предел контактной выносливости поверхности зубьев, – коэффициент безопасности, – коэффициент долговечности.
Для стали Ст40 с термообработкой улучшение принимаем , 2*НВ+70 МПа, .
Для стали Ст40 с термообработкой улучшение принимаем
1.1 , 2*НВ+70 МПа, .
Тогда допускаемые контактные напряжения:
Для косозубой передачи в качестве допускаемого контактного напряжения принимают условное допускаемое контактное напряжение, вычисляемое по формуле:
Допускаемые напряжения изгиба зубьев определяется по формуле:
где – предел выносливости зубьев при изгибе, – коэффициент безопасности, – коэффициент долговечности.
Для стали Ст40ХН с термообработкой улучшение принимаем
1.75 , 650 МПа, .
Для стали Cт40ХН с термообработкой улучшение принимаем 1.75, 520 МПа, .
Тогда допускаемые напряжения изгиба будут равны:
2.3 Предварительный выбор угла наклона зубьев
Принимаем β =8 º.
2.4 Выбор коэффициента ширины зубчатых колес
По таблице 4 при симметричном расположении зубчатого колеса относительно опор и при твердости поверхностей зубьев 1НВ принимаем 1.2
2.5 Проектировочный расчет на контактную выносливость
2.5.1 Предварительное значение начального диаметра шестерни
где Кd – вспомогательный коэффициент, равный 675 МПа1/3 для передач, Т1 – крутящий момент на валу шестерни, 1,08
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца.
2.5.2 Нормальный модуль зубьев
Из стандартного ряда по ГОСТ 9563-60 примем m = 1,5.
2.5.3 Межосевое расстояние передачи
2.5.4 Суммарное число зубьев
2.5.5 Число зубьев шестерни и колеса
2.5.6 Фактическое значение передаточного числа
2.5.7 Действительный угол наклона зубьев
2.5.8 Начальные диаметры зубчатых колес
При этом должно выполняться условие:
Условие выполнено.
Т.к. передача без смещения, начальные и делительные окружности совпадают, т.е.
2.5.9 Диаметры вершин зубьев
2.5.10 Диаметры впадин зубьев
2.5.11 Рабочая ширина зубчатого венца
Рабочая ширина зубчатого венца равна ширине венца колеса, т.е.
Ширина венца шестерни:
2.6 Определение окружной скорости зубчатых колес
2.7 Выбор степени точности зубчатых колес
В зависимости от окружной скорости по таблице 6 выбираем 8 степень точности.
2.8 Проверочные расчеты зубчатой передачи
2.8.1 Расчет на контактную выносливость
Формула проверочного расчета
Коэффициент, учитывающий форму сопряженных зубьев
Коэффициент, учитывающий механический свойства материалов сопряженных зубчатых колес
Коэффициент торцового перекрытия
Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий
Окружная сила в зацеплении
Коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи, по таблице 7
Коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, по таблице 8
Удельная окружная динамическая сила
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца
Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении
Удельная расчетная окружная сила
Действительное контактное напряжение
2.8.2 Расчет на выносливость по напряжениям изгиба
Эквивалентные числа зубьев
26 / 0,97 = 26,8 ;
106 / 0,97 = 109,27.
Коэффициенты формы зуба
Находим соотношения
Делаем вывод, что слабым звеном по напряжениям изгиба является косозубой , для которого(ой) и проведем проверочный расчет на выносливость по напряжениям изгиба.
Условие прочности зуба шестерни (колеса) по напряжениям изгиба
Коэффициент, учитывающий наклон зуба
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца
Коэффициент, учитывающий вид зубчатой передачи
Удельная окружная динамическая сила
Удельная расчетная окружная сила в зоне её наибольшей концентрации
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении
Удельная расчетная окружная сила
Действительное напряжение изгиба
Проверочные расчеты показали, что контактная и изгибная прочность соблюдаются.
2.9 Определение усилий в зацеплении
- окружная сила
2864 Н;
- радиальная сила
1041,45 Н;
- осевая сила
2864 *0,14 = 400,96 Н.
3 РАСЧЕТ ВАЛА НА СТАТИСТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ
3.1 Расчет вала на статическую прочность
Определяем реакции в опорах и изгибающие моменты, действующие в основных сечениях вала.
а) горизонтальная плоскость
Определяем опорные реакции от окружных сил:
Изгибающий момент в опасном сечении:
б) вертикальная плоскость
Определяем опорные реакции от радикальных и осевых сил: